ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2022 года N 2556

Об утверждении Правил разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики, изменении и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

(с изменениями на 12 апреля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 года N 2556 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.01.2023, N 0001202301230025) (о порядке вступления в силу см. пункты 2, 5-8 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2022 года N 2556);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2024 года N 461 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.04.2024, N 0001202404120017) (о порядке вступления в силу см. пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2024 года N 461).

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 6_1, пунктами 1 и 1_1 статьи 12, статьей 14, пунктом 1 статьи 16, пунктами 1 и 4 статьи 21, пунктом 4 статьи 23_1, пунктом 2 статьи 24, статьей 32, пунктом 3 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", частями 5-8 статьи 5 Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению N 1 со дня официального опубликования настоящего постановления и по перечню согласно приложению N 2 с 1 января 2024 г.

3. Министерству энергетики Российской Федерации:

а) в 6-месячный срок установить нормативный уровень балансовой надежности, используемый при разработке документов перспективного развития электроэнергетики;

б) в 15-месячный срок разработать и утвердить:

методические указания по технологическому проектированию ветровых и солнечных электростанций;

требования к картам-схемам развития электроэнергетических систем;

порядок и условия доступа органов государственной власти и субъектов электроэнергетики к картам-схемам развития электроэнергетических систем;

методические указания по разработке прогноза потребления электрической энергии и мощности на долгосрочный период.

4. Федеральной службе государственной статистики:

а) по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации в 12-месячный срок определить состав сведений о передаче, распределении и потреблении электрической энергии по субъектам Российской Федерации с разделением по видам экономической деятельности, включаемых в форму статистического наблюдения;

б) с даты ввода в эксплуатацию государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных" обеспечить системному оператору электроэнергетических систем России доступ к названной системе для получения сведений, указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых пунктами 6-8 настоящего постановления предусмотрены иные сроки вступления в силу.

6. Подпункт "б" пункта 66 и абзацы третий - восьмой пункта 67 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 сентября 2023 г.

7. Абзац третий пункта 1 и раздел IV Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (в редакции настоящего постановления), вступают в силу с 1 января 2024 г.

8. Абзацы третий - пятый, седьмой, двенадцатый - четырнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый, двадцать восьмой - тридцать седьмой, тридцать девятый, сорок первый, сорок четвертый - сорок седьмой подпункта "б" пункта 1, абзацы пятый и шестой подпункта "а" пункта 2, абзацы третий, пятый и шестой подпункта "в", абзац второй подпункта "ж", подпункт "з", абзацы второй, третий и шестой подпункта "и" пункта 5, абзац третий подпункта "а", абзац второй подпункта "б", абзац второй подпункта "в", подпункты "г" и "ж" пункта 7 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2024 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2022 года N 2556

     

Правила разработки и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики

     

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют:

а) порядок взаимодействия системного оператора электроэнергетических систем России (далее - системный оператор), федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии при формировании документов и информации, учитываемых при разработке документов перспективного развития электроэнергетики (далее - исходные данные);

б) требования к документам перспективного развития электроэнергетики и порядок обеспечения соблюдения при разработке таких документов установленных требований;

в) порядок и сроки разработки, общественного обсуждения и утверждения документов перспективного развития электроэнергетики;

г) порядок и пределы рассмотрения исполнительными органами субъектов Российской Федерации проекта схемы и программы развития электроэнергетических систем России (далее - схема и программа развития);

д) механизмы реализации документов перспективного развития электроэнергетики и требования к отчету о результатах реализации схемы и программы развития.

2. В соответствии с настоящими Правилами разрабатываются следующие документы перспективного развития электроэнергетики:

а) генеральная схема размещения объектов электроэнергетики (далее - генеральная схема);

б) схема и программа развития.

3. При разработке документов перспективного развития электроэнергетики обеспечиваются:

а) единство подходов к планированию развития электроэнергетики на территории Российской Федерации - посредством соблюдения требований методических указаний по проектированию развития энергосистем, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса (далее соответственно - методические указания по проектированию развития энергосистем, уполномоченный орган);

б) учет прогноза социально-экономического развития Российской Федерации - при прогнозировании потребления электрической энергии и мощности на перспективные периоды, на которые осуществляется разработка документов перспективного развития электроэнергетики (далее - перспективный период), и формировании рациональной структуры генерирующих мощностей;

в) оптимизация топливно-энергетического баланса электроэнергетики с учетом комплексного развития энергетической инфраструктуры и требований законодательства Российской Федерации в области ограничения выбросов парниковых газов - при разработке генеральной схемы посредством определения по критериям, определенным методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, доли генерирующих технологий различных типов (включая технологии, обеспечивающие снижение выбросов парниковых газов) с учетом объемов органического топлива, используемого для производства электрической и централизованно отпускаемой тепловой энергии от электростанций, и его структуры по видам топлива;

г) формирование рациональной структуры генерирующих мощностей и оптимальное размещение объектов электросетевого хозяйства в целях минимизации затрат на обеспечение потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии и мощности - при разработке генеральной схемы посредством формирования перспективных балансов электрической энергии и мощности и выбора технических решений, обеспечивающих удовлетворение перспективных потребностей экономики и населения Российской Федерации в электрической энергии с учетом потребности в тепловой энергии, на основании многовариантных оптимизационных расчетов по критерию минимизации совокупных дисконтированных затрат за соответствующий перспективный период;

д) определение технической эффективности планируемых решений по перспективному развитию электроэнергетики - при разработке документов перспективного развития электроэнергетики посредством исследования функционирования электроэнергетических систем, осуществляемого на основе математического моделирования путем проведения расчетов электроэнергетических режимов, статической устойчивости и расчетов балансовой надежности, а также определения соответствия планируемых технических решений по развитию электроэнергетических систем (далее - технические решения), направленных на обеспечение потребностей в электрической энергии и мощности в перспективный период, требованиям методических указаний по проектированию развития энергосистем и иных нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики;

е) определение экономической эффективности планируемых решений по перспективному развитию электроэнергетики и оценка стоимости их реализации - посредством технико-экономического анализа полученных результатов расчетов, указанных в подпункте "д" настоящего пункта, с проведением оценки стоимости реализации рассматриваемых технических решений и выбора предлагаемых к реализации технических решений по критерию минимальных дисконтированных затрат, выполнения оценки ценовых и тарифных последствий реализации технических решений, обоснованных при разработке документов перспективного развития электроэнергетики;

ж) согласованность решений по развитию объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утверждаемых в схемах теплоснабжения и документах перспективного развития электроэнергетики, - посредством рассмотрения и учета в порядке, установленном настоящими Правилами и методическими указаниями по проектированию развития энергосистем, предусмотренных утвержденными схемами теплоснабжения обоснованных предложений по строительству новых или реконструкции существующих объектов по производству электрической энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, для обеспечения покрытия перспективных тепловых нагрузок;

з) согласованность решений по развитию единой национальной (общероссийской) электрической сети, размещению объектов по производству электрической энергии, развитию электроэнергетических систем субъектов Российской Федерации, в том числе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, посредством координации технических решений по строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию, выводу из эксплуатации объектов по производству электрической энергии и объектов электросетевого хозяйства и планируемых сроков их реализации, определения рациональной структуры генерирующих мощностей с учетом пропускной способности межсистемных связей;

и) прогнозирование объема производства и потребления электрической энергии и мощности на перспективные периоды - при формировании балансов электрической энергии и мощности на соответствующие перспективные периоды с описанием структуры генерирующих мощностей и прогнозных объемов импорта (экспорта) электрической энергии и мощности;

к) учет требований обеспечения энергетической безопасности Российской Федерации и требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок - посредством формирования перечня технических решений, соответствующих требованиям доктрины энергетической безопасности Российской Федерации, Правил технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. N 937 "Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", методических указаний по проектированию развития энергосистем и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, утвержденных уполномоченным органом и устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

4. Разработка документов перспективного развития электроэнергетики осуществляется в соответствии с методическими указаниями по проектированию развития энергосистем с использованием перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем, формируемых и поддерживаемых в актуальном состоянии системным оператором в соответствии с правилами формирования и поддержания в актуальном состоянии цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и перспективных расчетных моделей электроэнергетических систем для целей перспективного развития электроэнергетики, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

При разработке документов перспективного развития электроэнергетики проводятся расчеты электроэнергетических режимов, статической устойчивости и расчеты балансовой надежности.

При проведении расчетов балансовой надежности используется нормативный уровень балансовой надежности, установленный уполномоченным органом, а если уполномоченным органом такой уровень не установлен, в качестве указанного уровня принимается значение 0,996.

5. Разработка карт-схем развития электроэнергетических систем, указанных в подпункте "л" пункта 17, подпунктах "о" и "п" пункта 49 настоящих Правил, осуществляется системным оператором в соответствии с требованиями к картам-схемам развития электроэнергетических систем, утверждаемыми уполномоченным органом.

Требования к картам-схемам развития электроэнергетических систем содержат в том числе требования к составу карт-схем развития электроэнергетических систем, их масштабу и степени детализации, использованию при разработке карт-схем развития электроэнергетических систем картографической или иной основы, способам отображения объектов электроэнергетики на картах-схемах развития электроэнергетических систем.

Порядок и условия доступа органов государственной власти и субъектов электроэнергетики к картам-схемам развития электроэнергетических систем устанавливаются уполномоченным органом.

6. Системный оператор осуществляет разработку документов перспективного развития электроэнергетики на основе исходных данных, представленных федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами субъектов Российской Федерации, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии.

Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" предоставляют системному оператору исходные данные в порядке, объеме и сроки, которые предусмотрены настоящими Правилами.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии предоставляют системному оператору исходные данные в порядке, предусмотренном настоящими Правилами. Предоставление субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии исходных данных системному оператору осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных правилами предоставления информации, необходимой для осуществления оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными уполномоченным органом (далее - правила предоставления информации).

В случае использования системным оператором для сбора и обработки исходных данных сайта или специализированного раздела сайта системного оператора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), предназначенного для размещения информации по вопросам планирования перспективного развития электроэнергетики (далее - специализированный портал), предоставление Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", исполнительными органами субъектов Российской Федерации, субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии исходных данных системному оператору осуществляется с использованием специализированного портала с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.

Для целей разработки документов перспективного развития электроэнергетики системный оператор также вправе использовать документы и информацию, сбор которых осуществляется системным оператором в соответствии с перечнем предоставляемой субъектами электроэнергетики информации, формами и порядком ее предоставления, утвержденными уполномоченным органом.

В случае если для разработки документов перспективного развития электроэнергетики системному оператору необходима дополнительная информация, которая содержится в государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса и предоставление которой не предусмотрено настоящим пунктом и пунктами 19, 20, 36, 50, 54 и 76 настоящих Правил, оператор указанной системы обеспечивает системному оператору по его запросу беспрепятственный доступ к соответствующей информации.

7. В случае если по результатам рассмотрения исходных данных, предоставленных системному оператору федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", исполнительными органами субъектов Российской Федерации, субъектами электроэнергетики и (или) потребителями электрической энергии, системным оператором установлены их неполнота, некомплектность, несоблюдение формы и (или) формата предоставления исходных данных и (или) выявлено несоответствие между представленными исходными данными и иными сведениями (в том числе представленными указанными лицами), которыми системный оператор обладает в связи с осуществлением возложенных на него функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, системный оператор направляет уведомление об этом в письменной форме лицу, предоставившему исходные данные, с указанием имеющихся замечаний к исходным данным, без устранения которых использование таких исходных данных для целей разработки документов перспективного развития электроэнергетики невозможно.

При получении от системного оператора указанного уведомления федеральный орган исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", исполнительный орган субъекта Российской Федерации, субъект электроэнергетики, потребитель электрической энергии вправе направить в адрес системного оператора скорректированные исходные данные в срок не более 30 дней со дня получения указанного уведомления, если иной срок не установлен настоящими Правилами. При неполучении скорректированных исходных данных в указанный срок ранее предоставленные исходные данные, в отношении которых направлено указанное уведомление, для целей разработки документов перспективного развития электроэнергетики учету не подлежат.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»