ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2023 года N 18

Об утверждении Положения о государственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах*

(с изменениями на 11 ноября 2023 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2023, N 0001202311170044).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о государственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию)

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 января 2023 года N 18



Положение о государственном контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах*

(с изменениями на 11 ноября 2023 года)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию.

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах (далее - государственный контроль).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию)

2. В целях настоящего Положения под контролируемыми лицами понимаются иностранные агенты, а также лица, указанные в частях 2 и 5 статьи 1 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию)

3. Предметом государственного контроля является соблюдение контролируемыми лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, в частности Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов (далее - законодательство об иностранных агентах).

4. Объектами государственного контроля являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц.

5. Задачами государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства об иностранных агентах.

6. Государственный контроль осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного контроля) во взаимодействии с иными органами публичной власти, организациями всех форм собственности, а также их должностными лицами.

7. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного контроля, являются:

а) руководители органов государственного контроля, их заместители;

б) руководители структурных подразделений органов государственного контроля, их заместители, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля;

в) иные государственные гражданские служащие органов государственного контроля, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного контроля.

8. При осуществлении государственного контроля органы государственного контроля в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, а также настоящим Положением.

9. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля, в пределах своих полномочий и в рамках проводимых плановых и внеплановых проверок соблюдения контролируемыми лицами требований законодательства об иностранных агентах (далее - проверка), посещения мероприятий, проводимых иностранными агентами, анализа сведений о контролируемых лицах, представляемых в соответствии с Федеральным законом "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", а также предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), распространяемых (размещаемых) контролируемыми лицами (далее - контрольные мероприятия), вправе:

а) запрашивать у органов управления юридических лиц - контролируемых лиц распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;

б) запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности контролируемых лиц и получать такую информацию;

в) направлять своих представителей для участия в проводимых иностранными агентами мероприятиях;

г) проводить проверки соблюдения контролируемыми лицами законодательства об иностранных агентах;

д) выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в случае нарушения законодательства об иностранных агентах применять к контролируемым лицам иные меры правового реагирования в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием";

е) при поступлении информации о том, что лицо, указанное в части 5 статьи 1 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", своими действиями (бездействием) способствует нарушению иностранным агентом законодательства об иностранных агентах, выносить такому лицу письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца.

(Подпункт дополнительно включен с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898)

10. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля, несут ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Осуществление государственного контроля

 

11. Государственный контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий.

12. Проверки проводятся:

а) территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации в отношении контролируемых лиц в зависимости от места нахождения (для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, территориальных органов федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов местного самоуправления, российских юридических лиц и их должностных лиц, общественных объединений, действующих без образования юридического лица, иных объединений лиц) или регистрации по месту жительства (пребывания) (для физических лиц);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию)

б) центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации в отношении федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов (за исключением их территориальных органов), общероссийских и международных общественных объединений, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, иностранных юридических лиц, иностранных структур без образования юридического лица, иных объединений лиц и их должностных лиц.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию)

13. Плановые проверки проводятся в отношении иностранных агентов не чаще одного раза в год в соответствии с ежегодными планами проведения таких проверок.

14. Основанием для включения плановых проверок в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

а) включения лица в реестр иностранных агентов;

б) окончания проведения последней плановой проверки иностранного агента.

15. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок на очередной календарный год.

16. План проведения плановых проверок утверждается Министром юстиции Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок, и доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля в сети "Интернет".

17. Внеплановые проверки проводятся в отношении контролируемых лиц по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 10 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

18. Обращения в органы государственного контроля, не позволяющие установить их авторов, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах нарушения контролируемыми лицами законодательства об иностранных агентах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Обращения и заявления, направленные в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию лица, направившего обращение и заявление, в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

19. Проверка проводится на основании распоряжения органа государственного контроля.

20. Основанием для начала подготовки к проверке является распоряжение о проведении проверки.

21. Распоряжение о проведении плановой проверки должно быть издано не менее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.

22. Распоряжение о проведении внеплановой проверки должно быть издано не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

23. В распоряжении о проведении проверки указываются:

а) наименование органа государственного контроля;

б) фамилия, имя, отчество (при наличии), должность лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

в) наименование (для юридических лиц, общественных объединений и иностранных структур, действующих без образования юридического лица, иных объединений лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физических и должностных лиц), должность контролируемого лица, его место нахождения (для юридических лиц, общественных объединений и иностранных структур, действующих без образования юридического лица, иных объединений лиц), место жительства (пребывания) (для физических лиц);

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2023 года N 1898. - См. предыдущую редакцию)

г) цель, предмет проверки и срок ее проведения;

д) правовые основания проведения проверки;

е) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения цели проведения проверки;

ж) перечень документов, представление которых контролируемым лицом необходимо для достижения цели проведения проверки, и срок их представления;

з) даты начала и окончания проведения проверки.

24. Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. Срок проведения внеплановой проверки на основании заявления об исключении иностранного агента из реестра иностранных агентов, поданного в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", не может превышать 50 календарных дней.

25. О проведении плановой проверки иностранный агент уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, или посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты иностранного агента, или иным доступным способом исходя из данных, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля.

26. О проведении внеплановой проверки контролируемое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направленного по адресу электронной почты контролируемого лица, или иным доступным способом исходя из данных, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля.

27. В ходе проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, результаты предыдущих контрольных мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также иные документы, поступившие от органов публичной власти, организаций и физических лиц в отношении контролируемого лица, проводится осмотр и анализ предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием сети "Интернет"), а также информации, размещенной в сети "Интернет".

28. Контролируемое лицо в сроки, указанные в распоряжении органа государственного контроля, направляет истребуемые документы и материалы в орган государственного контроля. Документы и материалы, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, направляются контролируемым лицом с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации.

29. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах.

30. Акт проверки подписывается должностным лицом (лицами) органа государственного контроля. В случае невозможности подписания акта проверки отдельным должностным лицом органа государственного контроля в нем делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

31. В акте проверки указываются:

а) дата, время и место составления акта проверки;

б) наименование органа государственного контроля;

в) дата и номер распоряжения органа государственного контроля о проведении проверки;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»