ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 ноября 2022 года N 2831/р

Об утверждении изменений в Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД"



В целях объективной оценки допущенного на инфраструктуре ОАО "РЖД" ущерба и расчета имеющихся рисков:

1. Утвердить прилагаемые изменения в Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 5 декабря 2018 г. N 2597/р.

2. Руководителям департаментов, филиалов ОАО "РЖД" и их структурных подразделений, участвующих в работе по учету, определению ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД", а также в работе по возмещению ущерба организовать изучение прилагаемых изменений причастными работниками.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора - начальника Департамента безопасности движения ОАО "РЖД" Шайдуллина Ш.Н.

Первый заместитель

генерального директора ОАО "РЖД"

В.В.Михайлов



УТВЕРЖДЕНЫ

распоряжением ОАО "РЖД"

от 1 ноября 2022 года N 2831/р



Изменения в Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 5 декабря 2018 г. N 2597/р



1. Раздел 4. Порядок применения Методических рекомендаций

а) второй абзац пункта 4.1 после слов "и иного события" дополнить словами ", а также подразделение, ответственное за формирование сводной информации о составляющих ущерба";

б) пункт 4.4 изложить в следующей редакции:

"4.4. Оперативная информация о составляющих ущерба включает данные, формируемые в период, не превышающий четырнадцать рабочих дней с даты транспортного происшествия и иного события, и может содержать прогнозируемые суммы затрат.

Фактическая информация о составляющих ущерба включает документально подтвержденные данные, формируемые в сроки, превышающие четырнадцать рабочих дней с даты транспортного происшествия и иного события. Она включает суммы затрат, определенные на основе договоров на выполнение ремонтных работ, актов приемки-передачи выполненных работ, платежных поручений, штрафов перевозчика за опоздание пассажирских поездов, пени перевозчика за нарушение сроков доставки грузов получателю, сроков доставки багажа и грузобагажа, претензий и иных документов, подтверждающих фактически понесенные затраты.

Оперативная информация и фактическая информация отражаются в Справке о причиненном ущербе от транспортного происшествия и иного события, связанного с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (оперативная информация и фактическая информация соответственно) по форме Приложения N 3.

Указанная справка должна отражать ущерб, рассчитанный в соответствии с положениями раздела 3 настоящих Методических рекомендаций по всем составляющим. В случае отсутствия ущерба по каким-либо составляющим, в соответствующей графе Справки о причиненном ущербе проставляется значение "ноль". При этом, в случае отсутствия ущерба вследствие указанных в Разделе 4 технического заключения "Последствия нарушения безопасности движения" [59] повреждений объектов инфраструктуры и прочих последствий к Справке о причиненном ущербе прилагается пояснительная записка с указанием причин отсутствия расходов, которую формирует подразделение-балансодержатель поврежденного имущества.

Формирование информации о составляющих ущерба от транспортных происшествий и иных событий осуществляется ответственным подразделением, определенным согласно п.4.1.

В случаях, когда ответственность определена за филиалом ОАО "РЖД", координация сбора и обобщения данных об ущербе возлагается на подразделение данного филиала, находящееся в границах соответствующей железной дороги.

В случаях дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах координация сбора и обобщения данных о причиненном ущербе осуществляется в соответствии с п.5 [60].

В случаях, когда ответственным не является ОАО "РЖД" (стихийные бедствия, ущерб, причиненный сторонней организацией, третьими лицами), координация, сбор и обобщение данных о причиненном ущербе возлагается на службу экономики и финансов железной дороги.

В случаях, когда пострадало имущество нескольких филиалов ОАО "РЖД", проверка корректности представленных данных о причиненном ущербе возлагается на службу экономики и финансов железной дороги.

В случае причинения ущерба подразделениям, расположенным в границах других железных дорог, ответственные работники этих подразделений направляют информацию о размере ущерба в ответственное подразделение и в службу экономики и финансов железной дороги по месту возникновения транспортного происшествия и иного события для включения расходов в сводную Справку о причиненном ущербе.";

в) после пункта 4.4 включить пункты 4.4(1), 4.4(2), 4.4(3), 4.4(4), 4.4(5) следующего содержания:

"4.4(1). Формирование оперативной информации о составляющих ущерба

4.4(2). Ответственный работник аппарата главного ревизора по безопасности движения поездов железной дороги (далее - аппарат РБ) ежесуточно до 10-00 (местного времени) направляет в службу корпоративной информатизации, службу экономики и финансов железной дороги, региональные структурные подразделения филиалов ОАО "РЖД" и их структурные подразделения (далее - причастные подразделения), информацию по допущенным за отчетные сутки в границах железной дороги транспортным происшествиям и иным событиям, классифицированным в соответствии с [26], по форме, установленной железной дорогой.

4.4(3). Служба корпоративной информатизации железной дороги на основании полученной от ответственного работника аппарата РБ информации, направляет информацию о нарушении расписания (графика) движения поездов в соответствии с [42] с указанием вида тяги, категории поезда и перевозчика в службу экономики и финансов железной дороги, дирекцию управления движением, территориальный центр фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), ответственное подразделение и другие подразделения, понесшие ущерб, в течение трех рабочих дней.

4.4(4). Причастные подразделения (за исключением ТЦФТО) в течение четырех рабочих дней с даты подписания технического заключения [48] направляют ответственному подразделению имеющуюся информацию о размере составляющих ущерба с приложением полученных на соответствующую дату подтверждающих документов в виде смет, калькуляций, копий претензий и платежных документов по штрафам, связанным с выплатами пассажирам, не позднее двух рабочих дней с момента поступления обращения. По отдельным составляющим ущерба при отсутствии на соответствующую дату документально подтвержденных расходов в составе оперативной информации может отражаться прогнозируемая сумма затрат, что отражается в соответствующем документе в виде сноски.

4.4(5). ТЦФТО отдельно по каждому транспортному происшествию и иному событию производит расчет ущерба от задержек грузов в пути следования, повреждения и утраты грузов (при наличии) и, после согласования заместителем ТЦФТО по экономике и финансам (начальником экономического отдела), направляет результаты расчета в ответственное подразделение в течение двух рабочих дней с даты получения информации от службы корпоративной информатизации.";

г) исключить пункт 4.8;

д) пункте 4.10 после слова "рассчитываются" изложить в следующей редакции "исходя из информации о нарушении расписания (графика) движения поездов, полученной от службы корпоративной информатизации, на основании размеров штрафов, определенных условиями договора, при отсутствии таковых - на основании минимальных размеров штрафа в соответствии с прил.2 [55, 56] с учетом коэффициента индексации величин размера штрафа на год, в котором произошло событие.";

е) пункт 4.11 после слов "ответственное подразделение" изложить в следующей редакции "запрашивает службу (отдел) корпоративной информатизации железной дороги в соответствии с [55, 56].";

ж) исключить пункт 4.12;

з) в пункте 4.13 исключить следующие слова "Ответственное подразделение на основании данных системы ИХ АВГД устанавливает наличие опозданий указанных поездов по станциям посадки-высадки пассажиров (по станциям стоянки предусмотренным графиком), вызванных транспортным происшествием и иным событием. В случае, когда указанные опоздания были выявлены, ответственное подразделение на основании данных отраслевых автоматизированных систем (ГИД "Урал-ВНИИЖТ", АСУ ПВ, АСУ "Экспресс") определяет наличие в составе указанных поездов вагонов, загруженных багажом и грузобагажом. В случае наличия в поездах таких вагонов,";

и) в пункте 4.14 исключить слова "юридической службе" и добавить пункт словами "региональной службе (отделе) развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре.";

к) в пункте 4.15 после слов "экологических последствий" включить слова ", а также проведенных мероприятий по предотвращению экологических последствий", после слов "о размере экологического ущерба" включить слова "(о величине ущерба, причиненного различным природным ресурсам, а также затратах на ликвидацию экологических последствий) и в подразделение, которое является держателем договора с аварийно-спасательным формированием (о затратах на проведение мероприятий по предотвращению экологических последствий транспортного происшествия и иного события).";

л) в пункте 4.16 слово "отказавшего" заменить на "поврежденного", после слов "повреждений подвижного состава и объектов инфраструктуры" включить слова "определяется на основе отраслевых автоматизированных систем, в которые подразделениями, являющимися балансодержателями поврежденного объекта инфраструктуры или подвижного состава, вносится информация о работниках, участвующих в выявлении повреждений, и их трудозатратах. Информация о величине данной составляющей ущерба...", слова "в Справку" заменить на "в состав прочих составляющих ущерба Справки";

м) включить пункты 4.16(1) и 4.16(2) следующего содержания:

"4.16(1). Ответственное подразделение в течение двух рабочих дней с даты получения информации от причастных подразделений формирует Справку о причиненном ущербе (оперативная информация) и направляет ее для проверки в вышестоящую региональную дирекцию.

4.16(2). Заместитель начальника по экономике и финансам (начальник отдела экономики) регионального структурного подразделения филиала ОАО "РЖД" в течение одного рабочего дня проверяет Справку о причиненном ущербе (оперативная информация) и, после согласования, передает ее в службу экономики и финансов железной дороги.";

н) пункт 4.17 изложить в следующей редакции:

"4.17. Ответственный работник службы экономики и финансов железной дороги:

обеспечивает контроль предоставления причастными подразделениями данных по ущербу в установленный срок; при нарушении сроков предоставления данных - информирует ответственное подразделение;

осуществляет расчет дополнительных расходов, связанных с задержками поездов, в соответствии с п.4.10 настоящего Порядка;

_________________

Расчет дополнительных расходов, связанных с задержками поездов в результате нарушения расписания (графика) движения пассажирских, пригородных, грузовых поездов вследствие транспортного происшествия и иного события, распоряжением железной дороги может быть возложен на региональную дирекцию управления движением. В этом случае порядок взаимодействия подразделений в части формирования соответствующей информации определяется утвержденным железной дорогой внутренним руководящим документом.

проверяет (в случае осуществления расчета дополнительных расходов, связанных с задержками поездов, консолидирует) сумму всех составляющих ущерба согласно форме Приложения N 3; при недостаточности и недостоверности данных информирует ответственное подразделение;

присваивает статус процесса расчета суммы ущерба:

завершено - если на момент представления информации нет оснований для получения или уточнения данных о фактическом ущербе;

не завершено - если на момент представления информации есть основания для получения или уточнения данных о фактическом ущербе;

после подписания начальником (или заместителем) службы экономики и финансов железной дороги в течение одного рабочего дня с даты получения данных предоставляет Справку о причиненном ущербе (оперативная информация) в аппарат РБ";

о) включить пункт 4.17(1) следующего содержания:

"4.17(1). Ответственный работник аппарата РБ по получению от службы экономики и финансов железной дороги оперативной информации о размере ущерба вносит ее в установленном порядке в АС РБ НБД в течение одного рабочего дня [51] с указанием статуса процесса расчета суммы ущерба.";

п) пункты 4.18 и 4.19 исключить;

р) включить пункты 4.20-4.23.7 в следующей редакции:

"4.20. Формирование фактической информации о составляющих ущерба

4.20.1. В течение двух месяцев с даты наступления транспортного происшествия и иного события информация об ущербе при необходимости уточняется и корректируется в связи с получением данных о выплатах, произведенных ОАО "РЖД" по полученным претензиям, предъявленным штрафам и иным выплатам, а также документально подтвержденных данных о суммах отдельных затрат.

4.20.2. В случае появления дополнительных данных, указанных в п.4.20.1, и подтверждающих документов, причастные подразделения корректируют оперативную информацию о размере составляющих ущерба и направляют ее с приложением подтверждающих документов в виде смет, калькуляций, копий претензий и платежных документов по штрафам, связанным с выплатами пассажирам, в адрес ответственного подразделения.

4.20.3. Ответственное подразделение по истечении двух месяцев с даты наступления транспортного происшествия и иного события не позднее 5 числа следующего месяца формирует Справку о причиненном ущербе (фактическая информация) и направляет ее для проверки в региональное структурное подразделение филиала ОАО "РЖД".

4.20.4. Справка о причиненном ущербе (фактическая информация) в порядке, аналогичном указанному в п.4.16(2)-4.17(1), проверяется и согласовывается с указанием текущей даты заместителем начальника по экономике и финансам регионального структурного подразделения филиала ОАО "РЖД", начальником службы экономики и финансов (или его заместителем) железной дороги и вносится ответственным работником аппарата РБ в АС РБ НБД.

4.21. Информация о размерах ущерба может быть скорректирована на основании решения суда, заключений независимых экспертов, либо других документов, согласно которым ОАО "РЖД" нанесен ущерб, связанный с данным транспортным происшествием и иным событием. При этом статус процесса расчета суммы ущерба может быть изменен.

4.22. Порядок формирования информации о возмещении ущерба

4.22.1. Возмещение ущерба может осуществляться в добровольном порядке работником ОАО "РЖД", ответственным за причинение ущерба [2, ст.248], а также путем проведения: страховой работы, рекламационно-претензионной работы, исковой работы.

В отдельных случаях сумма возмещения может превышать размер понесенного ущерба (полученные неустойки (пени, штрафы), предусмотренные договором с контрагентом, включенные в претензию (иск) помимо прямого ущерба и затрат на восстановление имущества и ликвидацию последствий транспортного происшествия и иного события).

4.22.2. Ответственными за проведение каждого вида работы по возмещению ущерба являются ответственные работники региональных дирекций и/или служб железной дороги.

В случае, если сумма ущерба состоит только из составляющей, связанной с задержками поездов, ответственность за проведение работы по возмещению ущерба возлагается:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»