ГОСТ Р МЭК 63057-2021
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты
БАТАРЕИ ЛИТИЕВЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ НЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ
Требования безопасности и методы испытаний
Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes. Lithium batteries for use in road vehicles not for the propulsion. Safety requirements and test methods
ОКС 29.220
Дата введения 2021-12-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 мая 2021 г. N 455-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 63057:2020* "Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторных батарей для использования в дорожных транспортных средствах не для целей приведения в движение" (IEC 63057:2020 "Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Safety requirements for secondary lithium batteries for use in road vehicles not for the propulsion", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных документов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт распространяется на литиевые аккумуляторные батареи (далее - батареи), применяемые не для целей приведения в движение транспортных средств (ТС), предназначенные для постоянной установки и эксплуатации в ТС, и устанавливает требования безопасности и методы испытаний.
Настоящий стандарт распространяется на батареи напряжением менее или равным 60 В постоянного тока, используемые для запуска двигателей внутреннего сгорания, электропитания освещения, бортового вспомогательного оборудования и для поглощения энергии для рекуперации при торможении.
Настоящий стандарт не распространяется на батареи, используемые для приведения в движение электромобилей, включая аккумуляторные, гибридные и подзаряжаемые гибридные электромобили.
Примечание - Методы испытаний одиночных аккумуляторов установлены в МЭК 62619.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного документа, для недатированных - последнее издание (включая все изменения к нему)]:
IEC 60050-482, International Electrotechnical Vocabulary (IEV) - Part 482: Primary and secondary cells and batteries (available at http://www.electropedia.org/) (Международный электротехнический словарь (IEV). Часть 482. Первичные и вторичные аккумуляторы и батареи) [доступен на http://www.electropedia.org/]
IEC 62619:2017, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Safety requirements for secondary lithium cells and batteries, for use in industrial applications (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочной или другие некислотные электролиты. Требования безопасности для литиевых аккумуляторов и батарей для промышленных применений)
ISO/IEC Guide 51, Safety aspects - Guidelines for their inclusion in standards (Аспекты безопасности. Руководящие указания по включению их в стандарты)
В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-482 и Руководству ИСО/МЭК 51, а также следующие термины с соответствующими определениями:
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;
- Платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.
3.1 батарея (battery): Устройство, состоящее из одного или нескольких аккумуляторов, модулей и системы контроля и управления батареей.
3.2 система контроля и управления батареей; СКУ (battery management system; BMS): Электронная система, связанная с батареей, с функцией ее отключения в случае перезаряда, превышения тока, перегрева, а также при необходимости переразряда.
Примечания
1 Функции СКУ могут быть переданы батарее или ТС, в котором используют батарею (см. рисунок 1).
2 СКУ контролирует и/или управляет состоянием батареи, рассчитывает вторичные данные, передает эти данные и/или контролирует параметры окружающей среды батареи для обеспечения безопасности, требуемого уровня рабочих характеристик и/или срока службы батареи.
3 СКУ может быть конструктивно разделена и размещена частично в батарейном блоке и частично в ТС, в котором используют батарею (см. рисунок 1).
4 СКУ в отдельных случаях также называют блоком контроля и управления (БКУ).
3.3 (литиевый) аккумулятор (cell): Вторичный элемент, в котором электрическая энергия выделяется в результате процесса внедрения/выхода ионов лития или реакции окисления/восстановления лития на отрицательном и положительном электродах.
Примечание - Аккумулятор содержит электролит, состоящий из соли лития и органического растворителя, в жидкой, загущенной или твердой формах, и металлический корпус или оболочку из ламинированной пленки. Аккумулятор не готов к использованию в ТС, так как еще не оснащен внешним корпусом, выводными разъемами и электронным устройством управления.
3.4 блок аккумуляторов (cell block): Группа аккумуляторов, соединенных в параллельную конфигурацию, содержащая или не содержащая защитные устройства (например, предохранители или защитное устройство с положительным температурным коэффициентом) и устройства сбора данных.
Примечание - Блок аккумуляторов не готов к использованию в ТС, так как еще не оснащен внешним корпусом, выводными разъемами и электронным устройством управления.
3.5 взрыв (explosion): Авария, возникающая при резком открытии корпуса батареи, сопровождающимся сильным выбросом твердых компонентов.
Примечание - При этом также происходит выброс жидкости, газа и дыма.
3.6 конечное напряжение разряда (final voltage): Установленное значение напряжения замкнутой цепи, при котором разряд батареи прекращают.
Примечание - Конечное напряжение разряда должно быть указано изготовителем батареи.
3.7 воспламенение (fire): Выброс пламени от батареи.
3.8 вред (harm): Физический ущерб здоровью, имуществу или окружающей среде.
3.9 опасность (hazard): Потенциальный источник вреда.
3.10 использование по назначению (intended use): Использование продукта, процесса или услуги в соответствии со спецификациями, инструкциями и информацией, предоставленной изготовителем батареи.
3.11 течь (электролита) (leakage): Видимые выделения жидкого электролита из части источника тока, например корпуса, герметизирующих частей и/или выводов, за исключением вентиляционных отверстий.
3.12 модуль (module): Группа аккумуляторов, соединенных друг с другом в последовательной и/или параллельной конфигурациях, содержащая или не содержащая защитные устройства (например, предохранители или защитные устройства с положительным температурным коэффициентом) и устройства сбора данных.
3.13 нормированная емкость (rated capacity): Заявленное изготовителем значение разрядной емкости [энергоемкости] элемента или батареи, определяемое в установленных условиях.
Примечание - Нормированная емкость - это количество электричества , (А·ч), заявленное изготовителем, которое батарея может отдать при -часовом разряде при заряде, хранении и разряде в условиях, указанных в МЭК 62620:2014, 6.3.1.
3.14 возможное предсказуемое неправильное использование (reasonably foreseeable misuse): Использование продукта или системы не предназначенным изготовителем батареи образом, но которое может быть следствием легко предсказуемого поведения человека.
3.15 риск (risk): Сочетание вероятности возникновения ущерба и тяжести этого ущерба.
3.16 разрыв (rupture): Механическое разрушение корпуса аккумулятора или батареи, вызванное внутренней или внешней причиной, приводящее к обнажению или разливу материалов, но не выбросу.
3.17 безопасность (safety): Отсутствие неприемлемого риска.
3.18 стравливание (venting): Снижение избыточного внутреннего давления внутри корпуса аккумулятора путем удаления газа способом, предусмотренным конструкцией для предотвращения его разрушения.
Общая точность контролируемых или измеряемых значений относительно заданных или фактических параметров должна быть в пределах:
a) ±0,5% - для напряжения;
b) ±1% - для тока;
c) ±2°С - для температуры;
d) ±0,1% - для времени;
e) ±1% - для размеров;
f) ±1% - для массы.
Указанные допуски включают совокупную точность измерительных приборов, используемых методов измерений и все другие источники погрешностей в процедуре испытания.
Сведения об использованных приборах указывают в протоколе испытаний.
В настоящем стандарте установлены требования безопасности к батареям для применения в следующих условиях:
a) использование по назначению;
b) возможное предсказуемое неправильное использование.
Батареи должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы они были безопасными в условиях использования по назначению и возможного предсказуемого неправильного использования.
Допускается, что батареи, подвергшиеся неправильному использованию, могут не функционировать, при этом батареи не должны представлять опасности.
В настоящем стандарте к потенциальным опасностям отнесены:
a) воспламенение;
b) взрыв.
С целью проверки соответствия батарей требованиям, установленным в 5.1-5.7, проводят испытания (см. разделы 6 и 7).