Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 59181-2021



НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дороги автомобильные общего пользования

МОСТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Методы неразрушающего контроля сплошности диэлектрических гидроизоляционных покрытий на пролетных строениях

Automobile roads of general use. Bridge constructions. Non-destructive testing methods for detection of holidays in dielectric waterproofing coatings at bridge spans



ОКС 93.040

Дата введения 2021-07-01



Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН Профессиональной образовательной организацией частным учреждением "Автомобильно-дорожный колледж"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2021 г. N 360-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на диэлектрические гидроизоляционные покрытия (далее - покрытия) из мастичных, рулонных и полимерных материалов и устанавливает методы неразрушающего контроля их сплошности после устройства на плитах проезжей части из стали или железобетона мостовых сооружений.

Настоящий стандарт не распространяется на покрытия, которые содержат в своем составе токопроводящие пигменты и наполнители, покрытия из полимерных материалов, наносимые в жидком состоянии с применением термореактивных смол с толщиной более 3 мм, покрытия с устроенными на них слоями дорожной одежды, в том числе из литого асфальтобетона.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.019 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Общие требования и номенклатура видов защиты

ГОСТ Р ИСО 2859-1 Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества

ГОСТ Р ИСО 9712 Контроль неразрушающий. Квалификация и сертификация персонала

ГОСТ 33384-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование мостовых сооружений. Общие требования

ГОСТ 34395-2018 Материалы лакокрасочные. Электроискровой метод контроля сплошности диэлектрических покрытий на токопроводящих основаниях

ГОСТ Р 53697-2009 Контроль неразрушающий. Основные термины и определения

ГОСТ Р 55396 Материалы рулонные битумно-полимерные для гидроизоляции мостовых сооружений. Технические требования

ГОСТ Р 56542 Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33384, ГОСТ 34395, ГОСТ Р 53697, ГОСТ Р 55396, ГОСТ Р 56542, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1

неразрушающий контроль, НК: Область науки и техники, охватывающая исследования физических принципов, разработку, совершенствование и применение методов, средств и технологий технического контроля объектов, не разрушающего и не ухудшающего их пригодность к эксплуатации.

[ГОСТ Р 53697-2009, статья 2.20]

3.1.2 сплошность покрытия: Отсутствие дефектов (трещин, разрывов покрытия, пор, кратеров, полостей, недопустимых утонений, инородных включений, проколов и прочих механических повреждений), которые нарушают целостность покрытия.

3.1.3 пролетное строение: Конструкция, которая перекрывает пролет между опорами моста и опирается на них.

3.1.4

мостовое сооружение: Инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения (мосты, путепроводы, пешеходные мосты, виадуки, эстакады, акведуки, селедуки); часто подменяется термином "мост".

[ГОСТ 33384-2015, статья 3.7]

3.1.5 электролитический метод: Метод неразрушающего контроля сплошности проникающими веществами покрытия, требующий увлажнения контролируемой поверхности покрытия жидким электролитом с помощью электрода - губки.

3.1.6

электроискровой метод: Метод неразрушающего контроля, основанный на регистрации возникновения электрического пробоя и изменений его параметров в окружающей среде или на участке контролируемого объекта.

[ГОСТ Р 56542-2019, статья 3.2.95]

3.1.7

несплошность покрытия: Наличие дефектов в покрытии.

[ГОСТ 34395-2018, статья 3.3]

3.1.8 контрольное напряжение: Электрическое напряжение, позволяющее выявлять несплошность диэлектрического гидроизоляционного покрытия с максимальной толщиной без его повреждения.

     4 Методы контроля

     4.1 Электроискровой метод

4.1.1 Метод основан на фиксации дефектоскопом электрического пробоя дефекта диэлектрического покрытия высоким напряжением, приложенным между расположенным на покрытии электродом и токопроводящим основанием (см. ГОСТ 34395-2018, пункт 4).

4.1.2 Электроискровой импульсный метод допустимо применять для контроля сплошности покрытия толщиной не менее 0,5 мм, которое нанесено на плиту проезжей части из стали или железобетона.

4.1.3 При контроле с использованием электроискрового метода на поверхности покрытия допустимо наличие мелкозернистой (например, песчаной) посыпки с размером частиц до 3 мм, используемой в соответствии с инструкцией/регламентом производителя гидроизоляционного материала.

4.1.4 Значение напряжения на электроискровом дефектоскопе следует устанавливать в соответствии с техническим регламентом контроля качества покрытия с учетом материала плиты проезжей части (сталь или железобетон) и средней толщины покрытия.

     4.2 Электролитический метод

4.2.1 Метод основан на фиксации электролитическим дефектоскопом протекания электрического тока через дефекты, заполненные жидким электролитом, при приложении напряжения между электродом-губкой, расположенном на покрытии, и стальной плитой проезжей части.

4.2.2 Значение напряжения на электролитическом дефектоскопе следует устанавливать в соответствии с техническим регламентом контроля качества покрытия.

4.2.3 При контроле с использованием электролитического метода наличие мелкозернистой посыпки на поверхности покрытия недопустимо.

     5 Общие требования

5.1 Контролю электроискровым и электролитическим методами подвергают уложенные на плитах проезжей части покрытия, соответствующие области применения настоящего стандарта, при условии, если такой контроль предусмотрен технической и технологической документацией разработчика гидроизоляционной системы.

5.2 Контроль электроискровым и электролитическим методами выполняют после завершения формирования (высыхания, полимеризации) покрытия в соответствии с технической и технологической документацией разработчика гидроизоляционной системы.

5.3 Контроль электроискровым и электролитическим методами проводят на новых и ранее нанесенных покрытиях после проведения визуального осмотра.

5.4 Контроль электроискровым и электролитическим методами проводят по покрытию без уложенного на него слоя дорожной одежды.

5.5 Поверхность покрытия должна быть сухой, не иметь масляных и других загрязнений.

     6 Требования к условиям контроля

     6.1 Общие условия

6.1.1 Условия применения электроискрового и электролитического методов неразрушающего контроля (НК) должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

6.1.2 НК следует проводить в условиях, допустимых инструкцией по эксплуатации применяемого дефектоскопа.

6.1.3 Проведение НК электроискровым и электролитическим методами не допускается во время грозы и выпадения осадков (дождя, тумана, снега, града, инея).

6.1.4 Лаборатории, привлекаемые для выполнения НК, должны иметь соответствующую аккредитацию на применение электроискрового либо электролитического метода НК.

6.1.5 Персонал, привлекаемый для выполнения НК, должен пройти подготовку и сертификацию на первый либо более высокий уровень квалификации в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9712 по применяемому методу НК.

6.1.6 При проведении проверочного контроля и при смене дефектоскопа должна быть обеспечена идентичность приложенного контрольного напряжения для электроискрового метода либо применяемого электролита и приложенного контрольного напряжения для электролитического метода.

     6.2 Электроискровой метод

6.2.1 Электроискровой метод применим для контроля поверхностей с любым уклоном (включая стыки, примыкания, выступающие над основной поверхностью плиты проезжей части).

6.2.2 Контроль электроискровым методом целесообразно проводить при температуре наружного воздуха от минус 5°С (при температуре плиты проезжей части более 0°С) до плюс 40°С.

     6.3 Электролитический метод

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs