Портал docs.cntd.ru скоро обновится, чтобы стать еще лучше и удобнее.
Попробовать новую версию
  • Текст документа
  • Статус
Действующий

ГОСТ Р МЭК 61982-4-2020


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАТАРЕИ АККУМУЛЯТОРНЫЕ ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДОРОЖНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЛИТИЕВЫХ БАТАРЕЙ

Часть 4

Никель-металлгидридные аккумуляторы и модули. Методы испытаний на безопасность при эксплуатации

Secondary batteries (except lithium) for the propulsion of electric road vehicles. Part 4. Nickel-metal hydride cells and modules. Safety test methods at operation


ОКС 29.220.30

Дата введения 2021-03-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 августа 2020 г. N 463-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту МЭК 61982-4:2015* "Батареи аккумуляторные для электрических дорожных транспортных средств (кроме литиевых). Часть 4. Требования безопасности для никель-металлгидридных аккумуляторов и модулей" (IEC 61982-4:2015, Secondary batteries (except lithium) for the propulsion of electric road vehicles - Part 4: Safety requirements of nickel-metal hydride cells and modules, IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Электрические дорожные транспортные средства, включая гибридные электрические транспортные средства, начинают распространяться на мировом рынке в связи с поддержкой глобальных инициатив по сокращению выбросов диоксида углерода (ГОСТ Р МЭК 61982-4-2020 Батареи аккумуляторные для электрических дорожных транспортных средств, за исключением литиевых батарей. Часть 4. Никель-металлгидридные аккумуляторы и модули. Методы испытаний на безопасность при эксплуатации) и с продвижением концепции чистой энергии, а также благодаря развитию соответствующих технологий и снижению финансовых затрат. Никель-металлогидридные (Ni-MH) батареи наиболее рентабельны при достаточных рабочих характеристиках и широко используются для электромобилей (ЭМ), особенно для электромобилей гибридных.

Настоящий стандарт устанавливает методы испытаний для оценки безопасности и критерии соответствия требованиям Ni-MH-батарей (аккумуляторов и модулей) для применения в ЭМ.

Для автомобильного применения следует учитывать специфику использования, т.е. разнообразие конструкций автомобильных аккумуляторных батарей и систем, а также конкретные требования к аккумуляторам и батареям, соответствующие каждой из подобных конструкций. Таким образом, целью настоящего стандарта является установление общей универсальной методологии испытаний аккумуляторов или модулей для оценки их безопасности при применении в различных батарейных системах.

Так как конкретные требования к безопасности аккумулятора отличаются в зависимости от конструкции батарейной системы или транспортного средства, критерии окончательного несоответствия аккумулятора должны быть основаны на соглашении между изготовителями аккумулятора и потребителями.

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на никель-металлгидридные (Ni-MH) аккумуляторы и модули, применяемые для приведения в движение электромобилей (ЭМ), включая электромобили аккумуляторные (ЭМА) и электромобили гибридные (ЭМГ), и устанавливает методы испытаний для оценки безопасности при эксплуатации.

Настоящий стандарт предназначен для контроля основных характеристик для оценки безопасности аккумуляторов, используемых в батарейных системах при применении по назначению и прогнозируемом неправильном применении во время нормальной работы ЭМ. Оценка безопасности аккумулятора в настоящем стандарте основана на предпосылке, что аккумуляторы и модули должным образом эксплуатируются в батарейном блоке и системе в пределах значений напряжения, тока и температуры, установленных изготовителем аккумулятора.

Настоящий стандарт не устанавливает методы испытаний для оценки безопасности батарей при транспортировании и хранении.

Примечания

1 В настоящем стандарте Ni-MH-аккумуляторы представляют собой герметичные никель-металлгидридные аккумуляторы, то есть герметичные аккумуляторы, в которых применяют гидроксид никеля на положительном электроде, поглощающий водород сплав на отрицательном электроде, в качестве электролита применяют водный раствор щелочи (например, гидроксид калия). Аккумуляторы герметичного типа - аккумуляторы, поддерживающие свое герметичное состояние и не выделяющие газ или жидкость при электрическом заряде и разряде в диапазоне температур, указанном изготовителем аккумулятора, при этом аккумуляторы оснащены механизмом выпуска газа для предотвращения взрыва.

2 Методы испытаний, установленные в настоящем стандарте, применимы также к Ni-MH-модулям.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

IEC 60050-482:2004, International Electrotechnical Vocabulary (IEV) - Part 482: Primary and secondary cells and batteries [Международный электротехнический словарь (IEV). Часть 482. Первичные и вторичные аккумуляторы и батареи]

IEC 61434, Secondary cells and batteries containing alkaline or other non-acid electrolytes - Guide to designation of current in alkaline secondary cell and battery standards (Аккумуляторы и аккумуляторные батареи, содержащие щелочные или другие некислотные электролиты. Руководство по обозначению тока в щелочных вторичных аккумуляторах и стандартах на батареи)

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по МЭК 60050-482, а также следующие термины с соответствующими определениями:

ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:

- электропедия МЭК, которая доступна на http://www.electropedia.org/;

- платформа онлайн-просмотра ИСО, которая размещена на http://www.iso.org/obp.

3.1 аккумуляторный электромобиль; ЭМА (battery electric vehicle, BEV): Транспортное средство, приводимое в движение электрической энергией от единственного бортового источника - аккумуляторной батареи.

3.2 взрыв (explosion): Сбой, который происходит в тот момент, когда корпус аккумулятора открывается принудительно, а основные компоненты аналогично выбрасываются наружу.

3.3 возгорание (fire): Испускание пламени из аккумулятора.

3.4 гибридный электромобиль; ЭМГ (hybrid electric vehicle, HEV): Транспортное средство, приводимое в движение энергией от двух бортовых источников: аккумуляторной батареи и источника, работающего на топливе.

3.5 модуль (module): Группа аккумуляторов, соединенных вместе в последовательной и/или параллельной конфигурации с/без защитных устройств, например предохранителя или отключателя с положительным температурным коэффициентом (РТС), не оснащенная окончательным корпусом, выводным устройством и электронным устройством управления.

3.6 нормированная емкость (rated capacity): Значение емкости аккумулятора, определяемое в установленных условиях и заявленное изготовителем аккумуляторов.

Примечание - Нормированную емкость ГОСТ Р МЭК 61982-4-2020 Батареи аккумуляторные для электрических дорожных транспортных средств, за исключением литиевых батарей. Часть 4. Никель-металлгидридные аккумуляторы и модули. Методы испытаний на безопасность при эксплуатации аккумулятора или батареи устанавливает изготовитель аккумулятора.

[МЭК 60050-482:2004, статья 482-03-15, модифицированный - добавление примечания]

3.7 комнатная температура (ambient temperature): Температура (25±2)°С.

3.8 степень заряженности; СЗ (state of charge; SOC): Емкость, имеющаяся в аккумуляторе, выраженная в процентах от нормированной.

4 Общие требования к испытаниям


Данные об используемых приборах и инструментах фиксируют в протоколах испытаний.

4.1 Точность измерительных приборов

4.1.1 Электрические измерительные приборы

4.1.1.1 Диапазон измерения приборов

Приборы должны соответствовать измеряемым значениям напряжения и тока. Диапазон измерения приборов и методы измерения должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечить точность, установленную для каждого испытания. Для аналоговых приборов показания должны считываться с последней трети шкалы. Другие измерительные приборы следует использовать в том случае, если они обеспечивают требуемую точность измерений.

4.1.1.2 Измерение напряжения

Для измерения напряжения следует использовать вольтметры с классом точности 0,5 или выше. Внутреннее сопротивление вольтметра должно быть не менее 1 МОм/В (см. МЭК 60051).

4.1.1.3 Измерение тока

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р МЭК 61982-4-2020 Батареи аккумуляторные для электрических дорожных транспортных средств, за исключением литиевых батарей. Часть 4. Никель-металлгидридные аккумуляторы и модули. Методы испытаний на безопасность при эксплуатации

Название документа: ГОСТ Р МЭК 61982-4-2020 Батареи аккумуляторные для электрических дорожных транспортных средств, за исключением литиевых батарей. Часть 4. Никель-металлгидридные аккумуляторы и модули. Методы испытаний на безопасность при эксплуатации

Номер документа: МЭК 61982-4-2020

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2020
Дата принятия: 04 августа 2020

Дата начала действия: 01 марта 2021