• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

ГОСТ Р 22.3.16-2019 (ИСО 22315:2014)


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Основные принципы

Safety in emergencies. Mass evacuation. Guidelines for planning


ОКС 13.200

Дата введения 2020-04-01


Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)] на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2019 г. N 1271-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 22315:2014* "Социетальная безопасность. Массовая эвакуация. Руководство по планированию" (ISO 22315:2014 "Societal security - Mass evacuation - Guidelines for planning", MOD). При этом в нем изменен раздел "Введение", выделенный вертикальной линией, расположенной на полях напротив текста, не включена терминологическая статья 3.1, исключены отдельные фразы, а также исключен раздел "Библиография".

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)

Сведения о соответствии ссылочных национальных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в годовом (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения.

Эвакуацией населения называется комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и их размещение в безопасном районе. В связи с этим для эвакуации населения характерна необходимость сотрудничества и использования ресурсов различных органов власти и организаций. Как правило, эвакуация населения затрагивает большое число людей или проводится с большой территории, где их жизнь и здоровье подвергаются опасности.

Необходимость в эвакуации может возникнуть в связи с угрозой или возникновением опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий и техногенных аварий. В одних случаях требуется немедленная эвакуация, в других дается заблаговременное предупреждение (об эвакуации).

Эффективное планирование эвакуации крайне важно для сохранения жизни и уменьшения страданий людей. Планирование эвакуации помогает осуществлять успешное реагирование и является составной частью предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Настоящий стандарт определяет основные принципы планирования эвакуации населения, поддержки принятия решений, повышению эффективности реагирования и повышению готовности населения и организаций к предупреждению чрезвычайных ситуаций. В нем также учитывается наличие таких факторов, затрудняющих эвакуацию людей, как забота о домашних животных, ценном имуществе, источниках средств к существованию.

Настоящий стандарт предназначен для лиц, отвечающих за планирование эвакуации населения, организацию массового приема и размещения эвакуированных.

В настоящем стандарте признается важность стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защиты имущества и сохранения окружающей среды, однако эти вопросы не являются здесь основными.


1 Область применения


Настоящий стандарт представляет основные принципы планирования эвакуации населения в части, касающейся обеспечения, контроля, оценки, анализа и повышения готовности. В нем установлены основные принципы всестороннего планирования эвакуации населения в случае любых идентифицированных опасностей. Он поможет организациям разрабатывать обоснованные планы эвакуации населения и оценивать их эффективность.

Настоящий стандарт предназначен для использования организациями, отвечающими за полное или частичное планирование эвакуации населения или участвующих в таком планировании. Он применим для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, участвующих в планировании эвакуации населения; неправительственных и общественных организаций; а также для социальных групп.

Настоящий стандарт охватывает принципы планирования эвакуации населения и нацелен на повышение эффективности проведения эвакуации в реальных условиях. Он поможет организациям выполнить свои обязанности по сохранению жизни и уменьшению страданий людей.

В настоящем стандарте не рассматриваются меры по стабилизации обстановки в пострадавшем районе после проведения эвакуации, защите собственности и природной среды.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 22.0.12/ИСО 22300:2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

ГОСТ Р 22.3.09/ИСО 22320:2011 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент чрезвычайных ситуаций. Требования к реагированию на инциденты

ГОСТ Р ИСО 31000 Менеджмент риска. Принципы и руководство

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применимы термины по ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 готовность (preparedness): Наличие знаний и возможностей, позволяющих эффективно прогнозировать опасные события и ситуации, реагировать на текущие опасные события и ликвидировать их последствия.

3.2 система оповещения на основе социальных связей (community-based warning system): Способ доведения информации до населения с использованием существующих связей в социальных группах.

3.3 угрожаемый район (area at risk): Территория, которая может пострадать в результате бедствия.

Примечание - Данный термин в большей степени относится к упреждающей (заблаговременной) эвакуации.

3.4 пострадавший район (affected area): Территория, которая подверглась воздействию бедствия.

Примечание - Данный термин в большей степени относится к экстренной (безотлагательной) эвакуации.

4 Общие аспекты планирования эвакуации населения

4.1 Общие положения


Организации следует разрабатывать, внедрять и документировать прозрачные процессы принятия решений, при этом некоторые процессы являются общими для всех разделов планирования эвакуации населения. В разделе 4 подробно рассматриваются вопросы планирования, общие для разделов 5-11, в том числе:

- оценка риска (4.2);

- соответствие нормативным правовым актам (4.3);

- сбор и анализ информации (4.4);

- планирование распределения сил и средств (4.5);

- процессы планирования и документирования (4.6);

- налаживание эффективных многосторонних партнерских отношений (4.7);

- тренировки и учения (4.8).

4.2 Оценка риска


Организации необходимо развивать процессы менеджмента риска, включая оценку риска в соответствии с ГОСТ Р ИСО 31000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010. Должны выполняться следующие оценки риска:

- стратегическая (определение рисков, при которых необходимо объявлять эвакуацию) или тактическая (принятие решения на эвакуацию из районов с большой долей уязвимого населения) оценка риска;

- оценка риска для конкретных мест (включая территорию размещения эвакуированных);

- оценка известных рисков и соответствующих различных сценариев эвакуации;

- оценка риска до, во время и после эвакуации, чтобы понимать, как с течением времени меняется ситуация в части, касающейся уровня опасности, населения, инфраструктуры и транспорта.

Результаты оценки риска следует:

- использовать при управлении ресурсами и проведении эвакуации;

- актуализировать в период чрезвычайной ситуации по мере получения новых данных из различных источников.

4.3 Соответствие нормативным документам


Организации необходимо знать все применимые нормативные документы и разрабатывать планы эвакуации населения в соответствии с их требованиями.

Следует руководствоваться применимыми нормативными документами, действующими на международном, национальном, региональном и местном уровнях:

- при планировании эвакуации населения, обосновании разрабатываемых планов, мероприятий, решений и моделей;

- для понимания того, какие действия допустимы для защиты населения, а какие нет;

- при рассмотрении ситуаций отказа людей от эвакуации и для определения связанных с этим рисков;

- при рассмотрении обязанностей различных организаций во время эвакуации населения и положений, регулирующих деятельность этих организаций;

- чтобы обоснованно определить границы ответственности организации и минимизировать возможный ущерб для ее репутации.

Необходимо вести регулярный мониторинг таких документов в процессе планирования с целью выявления изменений, которые могут повлиять на планирование эвакуации населения.

4.4 Сбор и анализ информации


Информацию для планирования эвакуации населения следует собирать из различных источников и всесторонне оценивать. Собираемая информация должна включать следующие данные:

- демографические характеристики населения угрожаемого района;

- какая часть населения будет использовать для эвакуации собственный транспорт;

- сколько людей воспользуется пунктами временного размещения.

Качество собранной информации, ее надежность, возможные долгосрочные и краткосрочные последствия, а также ее влияние на решение об эвакуации следует оценивать с учетом следующих факторов:

- частота обновления информации;

- источник информации;

- методы сбора информации;

- степень подробности информации.

Надежность и достоверность информации оценивают в соответствии с ГОСТ Р 22.3.09.

Для научно-обоснованного планирования эвакуации населения следует использовать информацию из проведенных ранее или новых исследований. Источниками такой информации могут служить:

- научные исследования;

- опросы, проводимые до и после эвакуации;

- отчеты специалистов-практиков;

- отчеты по итогам ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- отчеты по итогам проведения учений;

- публикации и информация на интернет-сайтах завершенных проектов, исследований, а также профессиональных и правительственных организаций.

Проводя новые исследования, можно получить информацию о конкретной ситуации для более обоснованного планирования и принятия решений.

Организации и ее партнерским организациям при анализе информации следует использовать моделирование по наиболее вероятному и наихудшему сценариям, чтобы понимать возможное развитие чрезвычайной ситуации в случае изменения исходных посылок.

Организация должна разрешить прямой доступ к имитационным моделям для обеспечения возможности актуализации исходных предположений и данных для повторного сценарного анализа.

4.5 Планирование распределения сил и средств


На подготовительном этапе организация должна определить, что включает в себя надлежащее реагирование и какие силы и средства следует иметь в районе эвакуации и в тех районах, которые могли бы принять эвакуируемых.

Необходимо определить, какие силы и средства нужны для проведения эвакуации, например:

- численность и профессиональная квалификация персонала;

- материально-техническое обеспечение и оборудование;

- транспорт;

- места для размещения эвакуированных.

Организация должна проводить быструю оценку потребностей и их ранжирование на этапе реагирования, чтобы определить ресурсы, необходимые для надлежащего обеспечения эвакуации населения.

4.6 Процессы планирования и документирования


Следует наладить формализованный процесс постановки оперативных целей и оценки их достижения при исполнении решения на эвакуацию.

Этот процесс необходимо включать в формализованные планы и планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Формализованные планы должны включать следующее:

- документально оформленную стратегию распространения предупреждающего сообщения;

- способы подготовки организаций, обеспечивающих эвакуацию населения, а также подготовку населения;

- процессы и процедуры планирования, встроенные в систему менеджмента организации таким образом, чтобы обеспечивался регулярный пересмотр и обновление планов эвакуации населения.

Организациям, взаимодействующим при проведении эвакуации, следует ознакамливаться с планами друг друга по эвакуации населения, выявлять имеющиеся противоречия, понимать взаимосвязь и взаимозависимость этих планов и обеспечивать согласованное реагирование.

4.7 Налаживание эффективных многосторонних партнерских отношений


Организации следует определять другие организации и группы для участия в многостороннем партнерстве. Делегирование полномочий в многостороннем партнерстве призвано способствовать расширению, углублению и повышению эффективности планирования эвакуации населения, а также уменьшению барьеров в случае необходимости многостороннего реагирования. Сотрудничество может осуществляться в форме консультирования, непосредственного участия или оказания поддержки.

В качестве партнеров могут выступать:

- пожарно-спасательные отряды, полиция, скорая медицинская помощь и другие чрезвычайные службы;

- органы военного управления;

- объекты критической инфраструктуры (расположенные в угрожаемом районе и его окрестностях);

- должностные лица природоохранных органов и органов местного самоуправления;

- специалисты в предметных областях, например, ядерные физики, сейсмологи;

- неправительственные организации;

- местные средства массовой информации и коммуникации;

- представители населения (см. таблицу 1).

Эффективные многосторонние партнерские отношения должны предусматривать:

- назначение головной организации, что позволит партнерам выражать единую согласованную позицию;

- систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- определение компетенций, функций и обязанностей партнеров при планировании и механизма разрешения конфликтов между партнерскими организациями;

- координацию планирования эвакуации населения;

- возможности для взаимопомощи;

- регулярные многосторонние встречи для обсуждения планов эвакуации населения и обмена полезным опытом;

- регулярный анализ деятельности партнеров и планов эвакуации населения с целью оценки эффективности партнерства, выявления дополнительных потребностей в планировании и поиска новых партнеров.

Каждая организация - участница многостороннего партнерства должна быть способна самостоятельно анализировать полученные данные для решения стоящих перед ней задач.

4.8 Тренировки и учения


Тренировки и учения являются неотъемлемой частью процесса планирования эвакуации населения. Тренировки и учения должны предусматривать возможности для следующего:

- практической отработки процедур информационного взаимодействия;

- оценки оперативных возможностей;

- испытания оборудования, например, систем для обеззараживания;

- обучения новых сотрудников;

- координации взаимодействия с неправительственными и гуманитарными организациями;

- контактов с представителями гражданского населения.

Подготовка сотрудников всех уровней должна обеспечивать наличие у них:

- общего представления обо всех этапах планирования эвакуации населения;

- специальных навыков для выполнения своих обязанностей, например оказания психосоциальной помощи;

- знаний по реагированию при различных видах чрезвычайных ситуаций.

Проведение учений позволяет подготовить персонал к эффективному реагированию при различных сценариях развития ситуации, а также проверить все аспекты готовности, включая следующие:

- коммуникация с населением и основными предприятиями;

- эффективность координации многостороннего взаимодействия;

- телекоммуникационные системы для информирования и оповещения;

- транспортировка эвакуируемых;

- помощь уязвимым категориям местного населения;

- эвакуационные знаки и маршруты;

- организация пунктов временного размещения эвакуируемых, с тем чтобы поставщики могли изыскать и поставить туда необходимые ресурсы.

При проведении тренировок и учений населения следует использовать межведомственный подход, чтобы доносить единую согласованную позицию различных служб, отвечающих за реагирование в чрезвычайной обстановке.

5 Подготовка населения к эвакуации

5.1 Общие положения


Организации следует разработать план по информированию населения о том, как готовиться к эвакуации и как действовать при эвакуации. В данном разделе описывается следующее:

- подготовка населения к эвакуации (5.2);

- использование результатов исследований при планировании эвакуации населения (5.3);

- определение основных характеристик населения (5.4);

- оценка каждой выявленной социальной группы (5.5);

- продукция, услуги и мероприятия для повышения готовности населения к эвакуации (5.6);

- облегчение подготовки населения к эвакуации (5.7).

5.2 Подготовка населения к эвакуации


Организации следует определить и документировать то, как населению следует готовиться к эвакуации, и довести эту информацию до населения. Следует также рассмотреть, что необходимо знать населению и как оно должно себя вести в чрезвычайной ситуации.

Организация должна ставить измеримые цели по достижению желаемых изменений в поведении, осведомленности и готовности населения, находящегося в опасности, и оценивать влияние планирования с учетом того, когда и насколько достигнуты эти цели.

При постановке измеримых целей следует рассматривать:

- желаемое поведение или знания, относящиеся к подготовке к эвакуации (например, подготовка запаса необходимых вещей на случай эвакуации; осведомленность о том, куда эвакуироваться);

- желаемые изменения в поведении и осведомленности населения с учетом поставленных целей;

- конкретный период времени, за который следует добиться этого изменения;

- анализ результатов новых исследований для обеспечения реалистичности поставленных целей.

5.3 Использование результатов исследований при планировании эвакуации населения


Необходимо изучать имеющуюся информацию и проводить дополнительные исследования для того, чтобы:

- определять существующие уровни и получать более полное представление о готовности населения;

- узнавать мнение населения о пользе подготовки к эвакуации и о помехах для такой подготовки;

- определять потребности населения в информации и коммуникациях;

- определять ожидания населения от правительственных, неправительственных и других организаций, действующих в чрезвычайной обстановке, а также уровень доверия населения к таким организациям;

- оценивать результаты новых исследований и использовать их на практике.

5.4 Определение основных характеристик населения


Организации следует определять основные социальные группы, оценивать их потребности и использовать соответствующие способы информирования для охвата всех групп в пострадавшем или угрожаемом районе. Не все население и не все социальные группы, имеющие свои особенности, нуждаются в одинаковой информации. Некоторым требуются особые способы информирования, с учетом их особых потребностей.

Таблица 1 - Характеристики населения

Характеристика

Возможности для учета особенностей

Возрастной состав

Выпуск информационных материалов, ориентированных на различные возрастные группы. Например, использование иллюстраций в материалах для детей, использование более крупного шрифта в материалах для пожилых, использование социальных сетей для информирования подростков и молодежи

Культурные особенности

Подготовка рекомендаций и информационных материалов с учетом культурных особенностей

Длительность пребывания в данном районе (постоянное проживание или временное пребывание в данном районе)

Предусмотреть информирование тех лиц, которые находятся в данном районе временно. Распространять информационные материалы в основных транспортных узлах (для пассажиров), в гостиницах и информационных бюро (для туристов), в университетах и колледжах (для студентов), а также на основных предприятиях (для работников и клиентов)

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ГОСТ Р 22.3.16-2019 (ИСО 22315:2014) Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Основные принципы

Название документа: ГОСТ Р 22.3.16-2019 (ИСО 22315:2014) Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Основные принципы

Номер документа: 22.3.16-2019

Вид документа: ГОСТ Р

Принявший орган: Росстандарт

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019
Дата принятия: 28 ноября 2019

Дата начала действия: 01 апреля 2020