ГОСТ 1578-2017
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
СПИДОМЕТРЫ АВТОМОБИЛЬНЫЕ И МОТОЦИКЛЕТНЫЕ С ПРИВОДОМ ОТ ГИБКОГО ВАЛА
Технические требования и методы испытаний
Speedometers with flexible shaft drive for cars and cycles. Technical requirements and test methods
МКС 17.080
Дата введения 2019-04-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ"), Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Автоэлектроника" (ООО "НТЦ "Автоэлектроника")
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 56 "Дорожный транспорт"
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 ноября 2017 г. N 52)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Туркмения | ТМ | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
(Поправка. ИУС N 2-2020), (Поправка. ИУС N 4-2020), (Поправка. ИУС N 1-2021).
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2018 г. N 408-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 1578-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2019 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 1578-76
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
ВНЕСЕНЫ: поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2020 год; поправка, опубликованная в ИУС N 4, 2020 год; поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2021 год
Поправки внесены изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные и мотоциклетные спидометры с приводом от гибкого вала по ГОСТ 12391 (далее - спидометры), предназначенные для измерения скорости движения и пройденного пути, и устанавливает технические требования и методы испытаний к ним.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 515-77 Бумага упаковочная битумированная и дегтевая. Технические условия
ГОСТ 8828-89 Бумага-основа и бумага двухслойная водонепроницаемая упаковочная. Технические условия
ГОСТ 9142-2014 Ящики из гофрированного картона. Общие технические условия
ГОСТ 10958-78 Стекла защитные для приборов общепромышленного применения. Технические условия
ГОСТ 12391-77 Валы гибкие проволочные автотракторных приборов. Технические условия
ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 14254-2015 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16536-90 Ящики деревянные для продукции автомобильной промышленности. Технические условия
ГОСТ 25651-2015 Приборы автомобилей контрольно-измерительные. Технические требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Спидометры изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта, ГОСТ 25651, по техническим условиям на спидометры конкретного вида и конструкторской документации (далее - КД), утвержденной в установленном порядке.
Внешний вид спидометра должен соответствовать образцу, утвержденному в установленном порядке.
3.2 Верхний предел диапазона показаний спидометра следует выбирать из ряда: 60, 80, 100, 120, 140, 160, 180, 200, 220 и т.д. через 20 км/ч.
3.3 Спидометры изготавливают с итоговым счетчиком, указывающим пройденный путь.
Емкость итогового счетчика пройденного пути должна быть 999999,9 или 999999 км. Допускается изготавливать итоговый счетчик емкостью 99999 км.
Показания итогового счетчика спидометров, выпущенных предприятием-изготовителем, должны быть не более 10 км.
3.4 По согласованию с потребителем спидометры могут изготавливать с дополнительным счетчиком, позволяющим устанавливать от руки его показания на ноль.
Емкость этого счетчика должна быть 999,9 км.
3.5 Передаточное отношение механизма спидометра от приводного вала к счетному узлу должно соответствовать 624:1 или 1000:1, если другое не оговорено в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного типа.
3.6 Элементы конструкции, обеспечивающие возможность опломбирования спидометра и степень его неразборности в эксплуатации, устанавливают в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного типа по согласованию с потребителем.
3.7 Основная погрешность спидометра должна быть положительной. Предел допускаемой основной погрешности спидометра при температуре окружающего воздуха (20±5)°С указан в таблице 1.
Таблица 1
В км/ч
Числовые отметки шкалы | Предел допускаемой основной погрешности |
До 60 включ. | +4 |
80+20 | +(5+) |
Примечание - 0, 1, 2, 3, … |
3.8 Предел допускаемой дополнительной погрешности спидометра на каждые 10°С изменения температуры окружающего воздуха от (20±5)°С указан в таблице 2.
Таблица 2
Диапазон температур, °С | Предел допускаемой дополнительной погрешности, % от верхнего предела диапазона измерений |
От минус 10 до плюс 60 | ±1,25 |
От минус 25 до минус 10 | ±2,5 |
От минус 40 до минус 25 | ±5,0 |
3.9 Спидометры должны быть работоспособными:
- в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 60°С;
- при максимальной относительной влажности воздуха (95±3)% при температуре (40±2)°С.
3.10 При постоянной частоте вращения приводного вала спидометра стрелка указателя скорости на отметках шкалы более 20 км/ч не должна иметь колебаний, превышающих ±1% верхнего предела диапазона показаний.
3.11 Крутящий момент, необходимый для приведения в действие механизма спидометра, не должен превышать 200 гс·см (0,02 Н·м). Направление вращения со стороны соединительной цапфы спидометра должно быть против часовой стрелки.
3.12 Спидометры должны быть работоспособными после воздействия вибрации с ускорением (50±10) м/с и с частотой (50±2) Гц.
3.13 Спидометры должны быть виброустойчивыми - по ГОСТ 25651.
3.14 Автомобильные спидометры должны иметь степень защиты от проникновения пыли и воды IP5X или IP52 по ГОСТ 14254. Мотоциклетные спидометры должны иметь степень защиты от проникновения пыли IP5X по ГОСТ 14254 и быть водозащищенными со стороны стекла.
На спидометры бескорпусного исполнения требования 3.13 не распространяются.
3.15 Стекло по ГОСТ 10958 (или другой прозрачный материал), предохраняющее отсчетное устройство спидометра, не должно иметь дефектов, препятствующих правильному отсчету показаний.
3.16 Лакокрасочные и гальванические покрытия приборов должны выдерживать без повреждения воздействие факторов окружающей среды, указанных в настоящем стандарте.
3.17 Номенклатура и значения показателей надежности спидометра должны соответствовать показателям надежности транспортного средства, для которого они предназначены, и устанавливаться в нормативных и (или) технических документах на спидометры конкретного вида.
Спидометры являются неремонтируемыми изделиями.
Критерием предельного состояния спидометра является выход основной погрешности спидометра и (или) погрешности счетчиков за пределы, указанные в таблице 3 и в 3.18 соответственно.
3.18 Погрешность счетчиков (итогового и дополнительного) не должна превышать ±1% от измеряемого значения.
3.19 Спидометры изготавливают с подсветкой шкалы, имеющей возможность плавной регулировки. Угол круговой шкалы должен составлять не менее 180°.