ПНСТ 277-2018
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская система качества
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ СМАРТФОНОВ
Russian system of quality. Comparative testing of mobile applications for smartphones
ОКС 03.120.99
Срок действия с 2018-10-01
до 2021-10-01
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Российская система качества" ("Роскачество")
2 ВНЕСЕН Проектным техническим комитетом по стандартизации ПТК 702 "Российская система качества"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 июня 2018 г. N 16-пнст
Правила применения настоящего стандарта и проведения его мониторинга установлены в ГОСТ Р 1.16-2011 (разделы 5 и 6).
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии собирает сведения о практическом применении настоящего стандарта. Данные сведения, а также замечания и предложения по содержанию стандарта можно направить не позднее чем за 4 мес до истечения срока его действия разработчику настоящего стандарта по адресу: 115184 Москва, Средний Овчинниковский пер., д.12 и/или в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии по адресу: 109074 Москва, Китайгородский проезд, д.7, стр.1.
В случае отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты" и также будет размещена на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт устанавливает требования и характеристики объекта сравнительных испытаний - мобильных приложений для смартфонов с целью предоставления информации потребителям, которая поможет им сделать обоснованный выбор, соответствующий их потребностям.
Настоящий стандарт разработан в развитие ГОСТ Р 54941.
Настоящий стандарт не применим для обязательного подтверждения соответствия.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 28806 Качество программных средств. Термины и определения
ГОСТ Р 56920 Системная и программная инженерия. Тестирование программного обеспечения. Часть 1. Понятия и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 28806, ГОСТ Р 56920, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 смартфон: Мобильный телефон с сенсорным экраном, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера.
3.2 планшет (планшетный компьютер): Портативный компьютер с сенсорным управлением, позволяющий взаимодействовать с дисплеем при помощи стилуса или пальцев.
3.3 умные часы: Компактный персональный компьютер, имеющий типоразмер наручных часов.
3.4 платформа: Операционная система, работающая на мобильном устройстве.
3.5 штатный режим работы: Корректное и стандартное функционирование устройства и/или программного обеспечения, установленного на устройстве.
3.6 мобильное приложение: Программное обеспечение, предназначенное для работы на смартфонах, планшетах и других мобильных устройствах.
3.7 программный интерфейс приложения (API, Application Programming Interface): Интерфейс автоматизированного взаимодействия между различными информационными системами, представляющий собой набор готовых классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых приложением или операционной системой для их использования во внешних программных продуктах.
3.8 контент: Информационное наполнение (текст, изображения, видео, аудио и др.), адресованное пользователям информационных продуктов на мобильных устройствах.
3.9 геоданные: Информация о географическом местоположении, хранящаяся в формате, который может быть использован в геоинформационных системах.
3.10 SD-карта: Вид карт памяти (флеш-память), разработанный для использования в портативных устройствах.
3.11 снимок экрана: Изображение, полученное устройством и показывающее в точности то, что видит пользователь на экране мобильного устройства.
3.12 ориентация экрана: Состояние расположения мобильного устройства в пространстве; бывает портретной (устройство расположено вертикально) и альбомной (устройство расположено горизонтально).
3.13 статус-панель: Информационная панель в верхней части дисплея мобильного устройства, на которой отображается важная информация об устройстве и текущей окружающей обстановке (время, заряд аккумулятора, уровень приема сигнала и иные параметры).
3.14 встроенные покупки: Цифровые покупки, которые совершаются внутри установленного приложения без необходимости посещать онлайн-магазин приложений.
3.15 уведомление мобильного приложения: Всплывающее окно на экране мобильного устройства, которое сообщает о важном событии и/или обновлении.
3.16 виджет мобильного приложения: Модуль программы, предназначенный для отображения основной информации и/или работы с основной функциональностью приложения без необходимости его запуска.
3.17 магазин мобильных приложений: Онлайн-ресурс, позволяющий пользователям мобильных устройств скачивать и приобретать цифровой контент в виде мобильных приложений для установки и использования на мобильных устройствах.
3.18 руководство: Директива или рекомендательный документ, описывающий основные эталонные принципы проектирования и разработки мобильного приложения для конкретной платформы.
3.19 информационная экологичность: Способность мобильного приложения располагать результаты выдачи в безразмерных списках в таком порядке, чтобы сначала определенному пользователю демонстрировалась наиболее полезная для него или желаемая информация, основанная на его предпочтениях (указанных в виде параметров и критериев), и лишь потом вся остальная в порядке убывания прогнозируемой полезности.
Мобильные приложения должны соответствовать приведенным далее техническим характеристикам качества.
4.1.1 Мобильное приложение должно обладать всей функциональностью, указанной в описании и названии программного продукта, изображенной на скриншотах и продемонстрированной в демонстрационном видео.
4.1.2 Платное мобильное приложение должно иметь возможность бесплатного пробного ознакомления вне зависимости от бизнес-модели его распространения.
4.1.3 Мобильное приложение, имеющее встроенные покупки, должно иметь инструмент восстановления встроенных покупок, позволяющий при переустановке или обновлении приложения вернуть дополнительную (расширенную) функциональность, приобретенную ранее.
Примечание - См. источник [1].
4.1.4 Пользователю мобильного приложения должен быть предоставлен выбор места хранения данных: в облачном хранилище (при обязательном выполнении требований 4.4.1 и 4.4.2), в памяти устройства или на SD-карте, если это возможно на конкретном смартфоне.
Примечание - См. источники [1], [2].
4.1.5 Мобильное приложение должно поддерживать сервисы и расширения платформы, соответствующие целевой функциональности приложения.
4.1.6 Мобильное приложение должно поддерживать как портретную, так и альбомную ориентацию, если это целесообразно.
4.1.7 Мобильное приложение должно иметь функциональность по очистке кеша и загруженных файлов.
4.1.8 Мобильные приложения, которые имеют аудиосопровождение, не должны проигрывать аудиоконтент при заблокированном или выключенном дисплее, на домашнем экране или во время использования других приложений, только если это не основная функциональность приложения. Когда приложение открывается вновь, воспроизведение должно либо возобновляться, либо приложение должно указывать, что воспроизведение приостановлено.
Примечание - См. источник [1].
4.2.1 Мобильное приложение должно иметь понятную и логичную структуру, соответствующую требованиям 4.2.2-4.2.5, быть максимально простым и понятным в использовании.
4.2.2 Количество навигационных шагов, необходимых для доступа к определенной части информации, должно быть минимальным.
Примечание - См. источник [3].
4.2.3 Домашняя страница мобильного приложения должна предоставлять прямой доступ (т.е. без необходимости совершать навигационные шаги) к особо важной или часто используемой информации или функциям.
Примечание - См. источники [1], [3].
4.2.4 Навигационные ссылки должны обозначаться знакомыми пользователю терминами, основанными на его общих знаниях, предыдущем опыте работы в области приложения или опыте использования других подобных систем.
Примечание - См. источник [3].
4.2.5 Мобильное приложение должно использовать стандартные навигационные компоненты платформы (навигационные панели, элементы управления страницами, панели вкладок) и не менять системные навигационные функции. Если платформа поддерживает кнопку "Назад", нажатие на нее всегда должно вести на предыдущий экран. Если платформа поддерживает кнопку "Домой", то нажатие на нее всегда должно вести на домашний экран устройства.
Примечание - См. источники [1]-[4].
4.2.6 Мобильное приложение должно соответствовать руководствам (рекомендациям) по дизайну и удобству пользования платформой, для работы на которой оно создано. Мобильное приложение для платформы iOS должно соответствовать руководствам Apple, а мобильное приложение для операционной системы Android должно соответствовать руководствам Google.
Примечание - См. источники [3], [4].
4.2.7 Уведомления мобильного приложения должны соответствовать руководствам платформы и содержать полезную и важную для пользователя информацию.
Примечание - См. источники [2], [4].
4.2.8 Мобильное приложение должно использовать стандартные жесты платформы: нажатие (Тар), произвольный перенос (Drag), горизонтальный перенос за пределы экрана (Flick), горизонтальный перенос в пределах экрана (Swipe), двойное нажатие (Double tap), перемещение двух пальцев в разные стороны по диагонали (Pinch), нажатие с удержанием (Тар and Hold), встряхивание устройства (Shake). В приложениях под iOS должна быть реализована поддержка 3D Touch. При этом следует не прибегать к использованию стандартных жестов для выполнения нестандартных действий.
Примечание - См. источники [1], [4].
4.2.9 Если пользование мобильным приложением потенциально может вызвать трудности у пользователей, то при первом запуске приложения следует демонстрировать короткую инструкцию по пользованию приложением, к которой имеется возможность вернуться в дальнейшем.
Примечание - См. источник [4].
4.2.10 Мобильное приложение не должно скрывать статус-панель операционной системы, за исключением тех случаев, когда пользовательский опыт без нее будет лучше (например, приложение, показывающее время или иные параметры статус-панели в рамках своей функциональности, или мобильная игра).
4.2.11 Предназначение и функции всех экранов, кнопок, форм, предупреждений и звуков должны быть однозначно трактуемы пользователям.
4.2.12 Мобильное приложение должно демонстрировать пользователям только необходимую для выполнения задач информацию.
4.2.13 Информация, демонстрируемая мобильным приложением (в том числе вопросы, системные сообщения и результаты действий), должна быть понятна и однозначно трактуема.
Примечание - См. источник [1].
4.2.14 Сообщения об ошибках, демонстрируемые мобильным приложением, должны предлагать пути решения проблемы или содержать ссылки на соответствующие разделы пользовательской инструкции.
Примечание - См. источник [1].
4.2.15 Мобильное приложение должно содержать раздел "Помощь", в котором пользователь может дополнительно узнать, как работать с мобильным приложением и как использовать его функции. Раздел "Помощь" должен быть доступен из основного меню приложения или легко находиться в легкодоступной и видимой пользователями части экрана программного продукта.