Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 58137-2018 Дороги автомобильные общего пользования. Руководство по оценке риска в течение жизненного цикла

     5 Оценка риска возникновения дорожно-транспортных происшествий при проектировании и эксплуатации автомобильных дорог

5.1 Стадия проектирования

5.1.1 Мероприятия по обработке риска гибели и травматизма в ДТП участников дорожного движения применительно к инновационным методам геометрического проектирования участков автомобильных дорог, дорожно-строительным материалам и изделиям, нетиповым строительным конструкциям должны обеспечивать:

- корректное установление параметров участков автомобильных дорог и их транспортно-эксплуатационных показателей;

- согласованность проектирования и прогнозируемого поведения водителей в целях минимизации риска на стадии эксплуатации.

5.1.2 Метод оценки показателей риска при количественной оценке выбирают согласно разделу 4 настоящего стандарта.

5.1.3 В инженерных расчетах допускается различать четыре качественных уровня риска возникновения ДТП:

а) оптимальный - участок автомобильной дороги характеризуется комплексом взаимосвязанных параметров геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного уровня. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 10 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 10 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: 0,01. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7;

б) допустимый - участок автомобильной дороги характеризуется комплексом взаимосвязанных параметров геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного или оптимального уровня. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 10 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 10 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: 0,01. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7;

в) практически возможный - участок автомобильной дороги характеризуется комплексом взаимосвязанных параметров геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного, допустимого или оптимального уровня. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 1020 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 1020 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: 0,01-0,04. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7;

г) критический - участок автомобильной дороги характеризуется параметрами геометрических элементов в соответствии с приложением Г и показателями состояния, приведенными в приложении Д для указанного или других уровней. Разница между фактической скоростью 85%-ной обеспеченности и расчетной скоростью составляет: 20 км/ч. Разница между скоростью 85%-ной обеспеченности на смежных участках дороги: 20 км/ч. Разница между требуемым и фактическим значениями коэффициента поперечного сцепления: -0,04. Оценка ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП для уровня - по 5.1.5-5.1.7.

5.1.4 Требуемый коэффициент поперечного сцепления для расчетной скорости (км/ч) рассчитывают по формулам:

- основной

,                       (2)


- горная местность

.                         (3)


Фактическое значение коэффициента поперечного сцепления определяют по [5] и СП 34.13330.2012.

5.1.5 Оценку ожидаемого социально-экономического ущерба от ДТП при обосновании выбираемого варианта геометрии трассы и ее потребительских свойств следует проводить по формуле

,                                                       (4)


где - потери от одного ДТП с пострадавшими в году , млн руб. (определяются на основе нормативных документов Российской Федерации);

- вероятное количество ДТП с пострадавшими, прогнозируемое на проектируемом участке автомобильной дороги в году , случаев, определяемое по 5.1.6;

- норма дисконта;

- длительность периода сравнения вариантов трассы, лет.

5.1.6 Вероятное количество ДТП в году с пострадавшими, прогнозируемое на проектируемом участке дороги, рассчитывают по формуле

,                                               (5)