ГОСТ ISO 11136-2017
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Органолептический анализ
МЕТОДОЛОГИЯ
Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне
Sensory analysis. Methodology. General guidance for conducting hedonic tests with consumers in a controlled area
МКС 67.240
Дата введения 2019-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (АО "ВНИИС") на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 5 стандарта, который выполнен ФГУП "Стандартинформ"
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 1 июня 2017 г. N 51)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | МD | Молдова-Стандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Украина | UA | Минэкономразвития Украины |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 сентября 2017 г. N 1159-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 11136-2017 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2019 г.
5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 11136:2014* "Сенсорный анализ. Методология. Общее руководство по проведению гедонических испытаний потребителями в контролируемой зоне" ("Sensory analysis - Methodology - General guidance for conducting hedonic tests with consumers in a controlled area", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для увязки с наименованиями, принятыми в существующем комплексе межгосударственных стандартов.
Международный стандарт разработан Подкомитетом ISO ТС 34/SC 12 "Сенсорный анализ" Технического комитета по стандартизации ISO/TC 34 "Пищевые продукты" Международной организации по стандартизации (ISO).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 Некоторые элементы настоящего стандарта могут являться объектами патентных прав
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт описывает подходы к определению, в пределах контролируемой зоны, степени, в которой потребителям нравится или относительно нравится предлагаемая продукция.
В стандарте описаны испытания, основанные на сборе ответов на вопросы, обычно представленных в бумажном виде или посредством клавиатуры, или сенсорной панели. Испытания поведенческого характера (например, параметры записей, использованные потребителями по своему усмотрению) не попадают под настоящий стандарт.
Гедонические испытания, описанные в настоящем стандарте, можно использовать при:
- сравнении предложенного продукта с конкурирующими продуктами;
- оптимизации продукта с целью получения высокой гедонической оценки или с целью понравиться большому количеству потребителей;
- определении ассортимента продуктов, соответствующих конкретной целевой совокупности потребителей;
- определении срока годности (продукта);
- оценке воздействия изменения состава продукта на удовольствие, доставляемое этим продуктом;
- изучении воздействия органолептических характеристик продукта на степень, в которой этот продукт нравится, независимо от косвенных характеристик, таких как бренд, цена или реклама;
- изучении влияния коммерческой переменной или формы преподнесения продукции, например, упаковки.
Описанные методы являются эффективными для определения:
- существуют или нет предпочтения в восприятии (различие в степени предпочтительности), или
- существуют или нет отрицательные предпочтения (тест на проверку подобия методом парного сравнения).
Следующие документы*, на которые приводится ссылка, являются обязательными для применения настоящего стандарта. В отношении датированных ссылок применимо только указанное издание. В отношении недатированных ссылок действительно только последнее издание ссылочного документа, включая любые изменения к нему
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ISO 4121, Sensory analysis - Guidelines for the use of quantitative response scales (Органолептический анализ. Руководящие указания по применению шкалы количественных результатов)
ISO 5492, Sensory analysis - Vocabulary (Органолептический анализ. Словарь)
ISO 5495, Sensory analysis - Methodology - Paired comparison test (Сенсорный анализ. Методология. Метод парного сравнения)
ISO 8587, Sensory analysis - Methodology - Ranking (Сенсорный анализ. Методология. Ранжирование)
ISO 8589, Sensory analysis - General guidance for the design of test rooms (Органолептический анализ. Общее руководство по проектированию помещений для исследований)
ISO 29842, Sensory analysis - Methodology - Balanced incomplete block designs (Органолептический анализ. Методология. Неполностью сбалансированные блочные конструкции)
В данном документе используются термины с соответствующими определениями, приведенные в ISO 5492, а также следующие.
3.1 группа испытателей (access panel): Примерная база данных потенциальных респондентов, которые заявили о своем желании сотрудничать в планируемых сборах данных, если будут выбраны.
[ИСТОЧНИК: ISO 20252)
Примечание - Респонденты могут выбираться из базы на более или менее регулярной основе.
3.2 вопрос, предусматривающий стереотипные альтернативные ответы (closed-ended question): Вопрос, который требует от респондента выбрать из предварительно составленного перечня возможные ответы.
3.3 сторона-инициатор (commissioning party): Лицо, орган или служба, которые уполномочивают третью сторону на проведение испытания.
Примечания
1 Понятие "сторона-инициатор" соответствует концепции "покупатель" или "заказчик" в области контроля качества и противоположно концепции "поставщик", "поставщик услуг" или "лаборатория".
2 Обычно сторона-инициатор и поставщик услуг принадлежат к разным предприятиям. Там, где они принадлежат к двум департаментам одного и того же предприятия, соответствующие обязанности этих двух департаментов должны четко дифференцироваться и разъясняться в предложении о проведении испытания.
3.4 потребитель (испытатель) (consumer), респондент (respondent): Лицо, использующее продукт.
Примечание - В настоящем стандарте это значение ограничено лицом, которое не является экспертом, специалистом-дегустатором или экспертом по оценке, выбранным в соответствии с ISO 5492.
3.5 выборка потребителей (испытателей) (consumer sample): Группа потребителей, набранных на основе критериев, установленных в соответствии с характером целевой совокупности.
3.6 контролируемая зона (controlled area): Место, обеспечивающее:
- контролируемую подготовку и представление продуктов;
- комфортабельные условия для потребления продуктов и опроса потребителей,
- отсутствие обмена информацией (вербального и невербального) между потребителями (испытателями), гарантирующее независимость ответов.
3.7 гедоническое восприятие (hedonic perception): Количество удовольствия, доставляемого органолептическими свойствами продукта.
3.8 гедоническое испытание (hedonic test): Испытание, целью которого является определение общего гедонического восприятия продукта потребителями.
3.9 вопрос, допускающий неограниченное число ответов, открытый вопрос (open-ended question): Вопрос, который не предусматривает готовые альтернативные ответы для респондентов, а просит дать ответ собственными словами.
Примечание - Он может касаться каждого из продуктов, представленных потребителям (испытателям), или только некоторых из них (например, когда задается вопрос, почему определенный продукт является наиболее (наименее) привлекательным для потребителя (испытателя).
3.10 необъективность, связанная с положением (position bias): Косвенное влияние, связанное с расположением продукта в наборе оцениваемых продуктов.
3.11 семейство продуктов (product family): Группа продуктов, которые могут быть взаимозаменяемыми в нормальных условиях потребления.
Примечание - Семейства продуктов могут зависеть от культуры и привычек потребителей.
3.12 репрезентативность (representativeness) <выборки>: Степень, в которой качественные признаки выборки согласуются с соответствующими качественными признаками совокупности, из которой эта выборка получена.
3.13 необъективность, связанная с последовательностью (sequential bias): Косвенное влияние временного положения или положения в последовательности продукта в наборе оцениваемых продуктов.
3.14 сессия (session): Заседание потребителей (испытателей), работающих одновременно по одному и тому же протоколу в течение определенного периода времени.
Примечание - Сессию можно разделить на несколько сеансов, между которыми дается определенное время на отдых. Например, сессию продолжительностью 1 ч 30 мин можно разделить на два сеанса с 10-минутным перерывом между ними.
3.15 целевая совокупность (target population): Совокупность потребителей, чей гедонический отзыв на продукт предполагается оценить.
Предложение о проведении испытания выдвигается предоставляющей услуги лабораторией на основе информации (обычно касающейся цели испытания и целевой совокупности), выданной стороной-инициатором, как письменный документ, который связывает лабораторию и сторону-инициатора договором. Он включает следующие элементы: