Статус документа
Статус документа


ГОСТ ISO 14509-1-2015

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Суда малые

ИЗМЕРЕНИЕ ШУМА МАЛЫХ МОТОРНЫХ ПРОГУЛОЧНЫХ СУДОВ

Часть 1

Измерение шума проходящего судна

Small craft. Measurement of airborne sound emitted by powered recreational craft. Part 1. Pass-by measurement procedures



МКС 17.140.30

        47.080

Дата введения 2016-11-01

     

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 12 ноября 2015 г. N 82-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 марта 2016 г. N 130-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 14509-1-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2016 г.

5 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 14509-1:2008* "Суда малые. Воздушный шум, производимый моторными прогулочными судами. Часть 1. Метод измерения шума проходящего судна" ("Small craft - Airborne sound emitted by powered recreational craft - Part 1: Pass-by measurement procedures", IDT).

________________
     * Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

          

Международный стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации ISO/TC 188 "Малые суда" Международной организации по стандартизации (ISO).

Официальные экземпляры международного стандарта, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в национальных органах по стандартизации.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2019 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает условия испытаний, обеспечивающие получение воспроизводимых и сопоставимых результатов измерений максимального уровня звука внешнего шума, создаваемого при движении моторными прогулочными судами длиной до 24 м, включая суда со стационарным двигателем, кормовым приводом или подвесным мотором, а также скоростные суда индивидуального пользования (водные мотоциклы, скутеры и т.п.). Кроме того, стандарт устанавливает требования к стандартному судну, используемому для типовых испытаний на шум подвесных моторов и кормовых приводов со встроенной системой выхлопа. Настоящий стандарт устанавливает также метод измерения уровня звукового воздействия.

Примечание - Для иных, отличных от указанных выше типов судов, измерение шума выполняют по [2].


Методы измерений, устанавливаемые в настоящем стандарте, по точности соответствуют техническому методу (степень точности 2).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ISO 8665, Small craft - Marine propulsion reciprocating internal combustion engines - Power measurements (Суда малые. Судовые главные гребные двигатели и системы. Измерение мощности и заявленные значения)

ISO 8666:2002*, Small craft - Principal data (Суда малые. Основные данные)

________________

* Заменен на ISO 8666:2016


ISO 10087, Small craft - Craft identification - Coding system (Суда малые. Идентификация судов. Система обозначений)

IEC 60942, Electroacoustics - Sound calibrators (Электроакустика. Калибраторы акустические)

IEC 61672-1, Electroacoustics - Sound level meters - Part 1: Specifications (Электроакустика. Шумомеры. Часть 1. Технические требования)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 типовые испытания прогулочного судна (type tests for recreational craft): Испытания для проверки соответствия установленным изготовителем требованиям или нормам шума движущегося судна или подвесного мотора (или кормового привода со встроенной системой выхлопа), установленного на стандартном судне.

Примечание - См. также "приемочные испытания судна" по [2].

3.2 контрольные испытания прогулочного судна (monitoring tests for recreational craft): Испытания, проводимые с целью проверки соответствия уровня шума, излучаемого движущимся судном или установленным на нем подвесным мотором (или кормовым приводом со встроенной системой выхлопа), заданным предельным значениям, а также для проверки изменения уровня шума после первичной приемки или модификации объекта испытаний.

Примечание 1 - Повторные типовые испытания могут потребоваться в случае существенного изменения объекта испытаний.

Примечание 2 - См. также термин "контрольные испытания судна" [2].

3.3 максимальный уровень звука прогулочного судна (maximum AS-weighted sound pressure level with time weighting S for recreational craft, maximum AS-weighted sound pressure level): Максимальный уровень звукового давления движущегося на установленном режиме судна, измеренный с частотной коррекцией по характеристике и с временной характеристикой S "медленно" по IEC 61672-1.

Примечание - Выражают в децибелах (дБ).

3.4 доза шума (-weighted sound exposure) : Интеграл по времени квадрата корректированного по частотной характеристике (далее - корректированного по ) звукового давления на установленном временном интервале (от до )

,                                                     (1)*


где  - квадрат мгновенного корректированного по звукового давления.

_________________

* Формула и экспликация к ней соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

Примечание 1 - Выражают в квадратных паскалях на секунду (Па·с).

Примечание 2 - Вследствие ограничений, имеющих место при практической реализации средств измерений, под понимают квадрат частотно-корректированного в ограниченном диапазоне частот звукового давления. Применение частотной коррекции конкретного вида по IEC 61672-1 обозначают соответствующим индексом, например означает экспозицию корректированного по звукового давления (дозу шума) на интервале времени 1 ч.

Примечание 3 - Применительно к одиночному событию импульсного или прерывистого шума данную величину называют экспозицией одиночного звукового события, и индексы у символа не применяют.

Примечание 4 - Данное определение применяют при необходимости измерения уровней звукового воздействия в соответствии с приложением А.

Примечание 5 - Адаптировано из [6], п.2.6.

3.5 уровень звукового воздействия (A-weighted sound exposure level) : Величина, равная десяти логарифмам по основанию 10 отношения дозы шума к опорному значению дозы

.                                           (2)


Примечание 1 - Опорное значение дозы    Па·с.

Примечание 2 - Применение частотной коррекции конкретного вида по IEC 61672-1 указывают соответствующим индексом, например означает уровень звукового воздействия на интервале времени 1 ч.

Примечание 3 - Применительно к одиночному событию импульсного или прерывистого шума данную величину называют уровнем звукового воздействия одиночного звукового события и символ применяют без дополнительного индекса.

Примечание 4 - В настоящем стандарте уровень звуковой экспозиции применяют как характеристику излучения источника шума, но не в качестве характеристики воздействия шума на людей.

Примечание 5 - Данное определение применяют при необходимости измерения уровней звукового воздействия в соответствии с приложением А.

Примечание 6 - Адаптировано из [6], пункт 2.6.

3.6 фоновый шум (background noise for reacreational craft, background noise): Шум других источников, исключая испытуемое судно.

Пример - Шум плеска волн об испытуемое судно или о берег, шум других судов или оборудования, шум ветра.

3.7 кормовой привод (stern drive): Силовая установка с двигателем, установленным внутри судна, и трансмиссией/приводом вне корпуса судна.

3.8 кормовой привод со встроенной системой выхлопа (stern drive with integral exhaust systems): Кормовой привод, поставляемый как единый модуль с системой выхлопа газов через трансмиссию/привод.

     4 Обозначения величин


В настоящем стандарте применены следующие обозначения:

- максимальный измеренный уровень звука при прохождении судна, дБ;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».