ГОСТ Р ИСО 20121-2014
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Требования и практическое руководство по менеджменту устойчивости событий
Systems of management of a sustainable development. Requirements and practical guidance on management of stability of events
OКC 29.020
91.120.40*
_____________________
* По данным официального сайта Росстандарта
ОКС 03.100.01;13.020.01, здесь и далее. -
Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2015-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода международного стандарта, указанного в разделе 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2014 г. N 1349-ст*.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. N 1349-ст. - Примечание изготовителя базы данных.
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 20121:2012* "Системы менеджмента устойчивости событий. Требования и руководство" (ISO 20121:2012 "Event sustainability management systems - Requirements with guidance for use").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
События имеют различную природу, значение и продолжительность и могут иметь положительные и отрицательные социальные, экономические или экологические последствия. Настоящий стандарт может быть полезен организациям и отдельным людям для улучшения устойчивости деятельности в области менеджмента событий.
Настоящий стандарт определяет требования к системе менеджмента устойчивости событий (СМУС). Он применим к организациям всех типов и размеров, занятых проектированием и проведением событий и учитывает разнообразные географические, культурные и социальные особенности. При применении стандарта необходимо понимание организацией своей связи с обществом и воздействий на него.
Стандарт требует от организации постоянно улучшать процесс менеджмента и планирования работы, одновременно предоставляя свободу творчества в осуществлении связанной с событием деятельности. Стандарт не является перечнем контрольных вопросов, структурой для создания отчетов или методом оценки работы менеджмента устойчивости событий.
Применение настоящего стандарта должно быть гибким. Организации с существующей системой менеджмента могут интегрировать требования настоящего стандарта в свою систему. Через определенное время организации могут получить выгоду от применения процесса постоянного улучшения системы менеджмента.
Сложность системы и объем используемых документации и ресурсов должны соответствовать ее назначению, размеру, видам деятельности, продукции и услугам. Это особенно важно для малых и средних организаций.
Успех системы зависит от ответственного отношения на всех уровнях, особенно со стороны высшего руководства. Кроме того, для успешности такой системы менеджмента, она должна быть гибкой и интегрированной в процесс управления событиями. Для максимальной результативности ее влияние должно распространяться на всю систему поставок и причастные стороны. На рисунке 1 приведена схема модели системы менеджмента устойчивости событий, используемой в настоящем стандарте.
Рисунок 1 - Модель системы менеджмента устойчивости событий, используемая в настоящем стандарте
В настоящем стандарте установлены требования к системе менеджмента устойчивости событий в отношении событий любого типа, а также связанной с событиями деятельности, и приведено руководство по обеспечению соответствия этим требованиям.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая стремится:
- установить, внедрить, поддерживать и совершенствовать систему менеджмента устойчивости событий;
- обеспечить соответствие установленной политике устойчивого развития;
- демонстрировать добровольное соответствие требованиям настоящего стандарта посредством:
- первой стороны (оформление декларации организации о соответствии требованиям настоящего стандарта),
- второй стороны (подтверждение соответствия заинтересованными сторонами, например, клиентами),
- независимой третьей стороны (например, органом по сертификации).
В настоящем стандарте рассмотрен менеджмент устойчивого развития по всему циклу управления событиями.
Дополнительные руководящие указания приведены в приложениях.
_______________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящем стандарте нет ссылок на нормативные документы.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
3.1 организация (organization): Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и их взаимосвязей.
Примечание 1 - Понятие организации включает, но не ограничено, компанию, корпорацию, фирму, предприятие, благотворительную организацию.
Примечание 2 - Для организаций, имеющих несколько операционных единиц, каждую операционную единицу можно рассматривать как организацию.
3.2 устойчивость (sustainability): Степень устойчивого развития (3.3) применительно к организации (3.1) или событию (3.8).
3.3 устойчивое развитие (sustainable development): Развитие, соответствующее потребностям нынешнего поколения без ущерба для возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Примечание 1 - Процесс предусматривает устойчивый, сбалансированный подход к экономической деятельности, при обеспечении сохранения окружающей среды и социального прогресса.
Примечание 2 - Устойчивое развитие объединяет цели высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и сохранением способности планеты поддерживать жизнь во всем ее многообразии. Эти социальные, экономические и экологические цели взаимозависимы и усиливают друг друга. Устойчивое развитие можно рассматривать как выражение ожиданий общества в целом.
[ISO 26000:2010, 2.23]
3.4 риск (risk): Следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей.
Примечание 1 - Под следствием влияния неопределенности необходимо понимать отклонение от ожидаемого результата или события (положительное и/или отрицательное).
Примечание 2 - Неопределенность это состояние дефицита информации о событии, его последствиях или вероятности возникновения.
Примечание 3 - Риск часто характеризуют с помощью возможных событий (Руководство ИСО 73, 3.5.1.3) и последствий (Руководство ИСО 73, 3.6.1.3) или их сочетания.
Примечание 4 - Риск часто выражают в виде сочетания последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и вероятности их возникновения (Руководство ИСО 73, 3.6.1.1).
Примечание 5 - В примечаниях 3 и 4, термин "событие" не соответствует термину "событие", определенному в 3.8.
3.5 политика (policy): Намерения и направления деятельности организации (3.1), официально сформулированные высшим руководством (3.25).
3.6 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечание 1 - Цель может быть стратегической, тактической или операционной.
Примечание 2 - Цели могут относиться к различным областям (таким как финансы, здоровье и безопасность, экология) и уровням (например, стратегическому, организации, проекта, продукции и процесса (3.27)).
Примечание 3 - Цель может быть выражена другими способами, например, в виде ожидаемого результата, замысла или критерия, или при помощи других аналогичных понятий (например, выполнения задачи).
Примечание 4 - В области систем менеджмента социальной безопасности, цели устойчивости событий устанавливает организация в соответствии с политикой устойчивости событий для достижения установленных результатов.
3.7 целевой показатель (target): Детальное требование к показателю функционирования, применимое к организации, которое является следствием поставленных целей (3.6) и должно быть установлено и выполнено для достижения этих целей.
Примечание - Целевые показатели могут относиться к деятельности, продукции и услугам организации. Также они могут иметь отношение к событию в целом или его части.
[ISO 14001:2004, 3.12]
3.8 событие (event): Запланированное скопление людей в установленное время и в назначенном месте для получения впечатлений и/или обращений/заявлений.
3.9 цикл менеджмента событий (event management cycle): Этапы и действия, относящиеся к событию (включая продукцию и услуги), от исследований, концепции, планирования до выполнения, анализа и деятельности после события.
3.10 организатор события (event organizer): Субъект, который организует события и/или управляет событием (3.8) или частью его аспектов.
Примечание 1 - Организатором события может быть компания, орган или организация (3.1).
Примечание 2 - Организатор события не обязательно является владельцем события (3.11).
3.11 владелец события (event owner): Субъект, который заказывает событие.
Примечание - В настоящем стандарте владелец события может также являться организатором события (3.10).
3.12 конечный пользователь (end user): Пользователь, являющийся потребителем события.
Пример - Конечный пользователь находится в конце цепочки поставок.
3.13 посетитель (attendee): Организация или физическое лицо, принимающие участие в событии (3.8), основной целью которого являются ознакомление с содержанием или получение услуг, предусмотренных событием.
3.14 участник (participant): Организация (3.1) или физическое лицо, принимающие активное участие в событии (3.8).
3.15 доступность (accessibility): Пригодность использования продукта, услуги, среды или оборудования для людей с самым широким диапазоном возможностей.
Примечание 1 - Это определение связано с фундаментальным принципом универсальной доступности Конвенции ООН о правах инвалидов (см. [13]), выдвигающим требование, что среды, процессы, товары, продукция и услуги, объекты, инструменты и устройства должны быть понятными, пригодными, безопасными и комфортными для всех людей, без необходимости адаптации или специального дизайна, насколько это возможно.