ГОСТ 20296-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума
Aircraft and helicopter of civil aviation. Acceptable noise levels in flight decks and in salons and methods of noise measurement
МКС 49.100
Дата введения 2015-01-01
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации" (ФГУП "НИИСУ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны по | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения | AM | Минэкономики Республики Армения |
Киргизия | KG | Кыргызстандарт |
Россия | RU | Росстандарт |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Узбекистан | UZ | Узстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2014 г. N 1354-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 20296-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.
5 ВЗАМЕН ГОСТ 20296-81
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Настоящий стандарт распространяется на пассажирские и транспортные вновь разрабатываемые самолеты и вертолеты гражданской авиации.
Настоящий стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума и методы его измерения на крейсерских режимах полета в салонах, кабинах экипажа и на рабочих местах бортпроводников.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 17168 (СТ СЭВ 1807-79) Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 17187 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
______________
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 53188.1-2019 "Государственная система обеспечения единства измерений. Шумомеры. Часть 1. Технические требования".
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местах бортпроводников нормируется предельными спектрами (ПС) уровней звукового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБ А.
3.2 Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным спектрам, указанным в таблице 1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены в таблице 2.
Таблица 1
Место измерения шума | Номер предельного спектра самолетов | Номер предельного спектра вертолетов | ||
дальних магистральных | средних и ближних магистральных и сверхзвуковых | местных воздушных линий | ||
Салон первого класса | ПС-70 | ПС-75 | ПС-80 | ПС-85 |
Салон туристского класса | ПС-75 | ПС-80 | ||
Салон экономического класса | ПС-80 | ПС-80 | ||
Кабина экипажа | ПС-75 | ПС-85 | ||
Рабочее место бортпроводника | ПС-80 | ПС-85 | ||
Примечания 1 Категория самолета (дальний, средний, ближний магистральный и местных воздушных линий) указана в техническом задании на разработку самолета. 2 При уровнях звукового давления в кабинах экипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-85, следует применять индивидуальные средства защиты от шума. |
Таблица 2
Номер предельного спектра | Уровень звукового давления, дБ, при среднегеометрических частотах октавных полос, Гц | ||||||||
31,5 | 63 | 125 | 250 | 500 | 1000 | 2000 | 4000 | 8000 | |
ПС-65 | 99 | 87 | 78 | 72 | 68 | 65 | 63 | 61 | 59 |
ПС-70 | 103 | 91 | 83 | 77 | 73 | 70 | 68 | 66 | 64 |
ПС-75 | 107 | 95 | 88 | 82 | 78 | 75 | 73 | 71 | 69 |
ПС-80 | 110 | 99 | 92 | 87 | 83 | 80 | 78 | 76 | 74 |
ПС-85 | 113 | 103 | 96 | 91 | 88 | 85 | 83 | 81 | 79 |
Примечание - Допускается превышение уровней звукового давления для 10% контрольных точек до уровней следующего нормированного предельного спектра. |
3.3 Значение уровня помех речи (УПР) в кабине экипажа самолетов совпадают с номером ПС. УПР определяют как среднеарифметическое значение уровней шума в октавных полосах частот 600-1200, 1200-2400 и 2400-4800 Гц.
3.4 Для повышения комфорта самолетов рекомендуется принять меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.
3.5 При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБ А. При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Место измерения шума | Уровень звуков самолетов, дБ А | Уровень звука вертолетов, дБ А | ||
дальних магистральных | средних и ближних магистральных и сверхзвуковых | местных воздушных линий | ||
Салон первого класса | 75 | 80 | 85 | 90 |
Салон туристского класса | 80 | 85 | ||
Салон экономического класса | 85 | 85 | ||
Кабины экипажа | 80 | 80 | ||
Рабочее место бортпроводника | 85 | 90 | ||
Примечание - Допускается превышение уровней звука А не более чем на 3 дБ А для 10% контрольных точек. |
3.6 Измерения уровней шума в кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и в салонах самолетов (вертолетов) проводят в заданных контрольных точках.
3.7 В кабине экипажа и на местах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждого члена экипажа.
3.8 В каждом салоне самолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левого и правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной оси самолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.
Если число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах.
Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах).
Если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета).
В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирские места.
3.9 Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указывать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета). Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даны в приложении А.
4.1 Требования к отбору объекта
Измерения акустического шума выполняют на одном самолете или вертолете при государственных, эксплуатационных или сертификационных испытаниях и распространяют на все самолеты и вертолеты, имеющие неизменную конструкцию планера, тип двигателя и подвески. Результаты измерений рассматривают как техническую характеристику самолета (вертолета) данного типа с заданной компоновкой кабин, теплозвукоизолирующей конструкцией, внутренним оборудованием и типом двигателей.
4.2 Требования к средствам измерений
4.2.1 В комплект измерительной аппаратуры для определения уровня шума в салонах и кабинах экипажа самолетов (вертолетов) должны входить приборы, обеспечивающие измерения и регистрацию уровней шума в процессе испытаний в течение всего полета. Аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 25-11200 Гц.
4.2.2 Общая погрешность измерений уровней звукового давления с учетом градуировочных поправок не должна превышать ±2 дБ.
4.2.3 Микрофон должен быть ненаправленным и удовлетворять следующим требованиям: