ГОСТ Р 55901-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБОСНОВАНИЮ И РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ НА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Guidelines for the justification and development of management system standards in the sphere of innovation activities
ОКС 01.120
03.100.01
03.120.10
Дата введения 2014-09-01
1 РАЗРАБОТАН АНО "Международная академия менеджмента и качества бизнеса"
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2269-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Руководства ИСО/МЭК 72:2001* "Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента" (ISO/IEC Guide 72:2001 "Guidelines for the justification and development of management system standards", NEQ)
__________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Мировая экономика и торговля между ее членами быстро развиваются. Многие экономические системы стремятся стимулировать экономический рост путем введения новшеств, включая усиление использования во всех организациях информационно-коммуникационных технологий, помогая компаниям становиться более эффективными и передовыми, а также способствуя созданию новых компаний, производящих более прибыльные товары и услуги. Стимулированием этого развития явилось осознание все бльшим числом экономистов того, что именно инновация - усовершенствование или создание товаров, процессов, услуг и моделей ведения бизнеса или организационных моделей - более, чем накопление сбережений или капитала, стала основной движущей силой экономического роста и ключом к улучшению уровня жизни людей.
Тем не менее, возрастающее понимание ключевой роли инноваций в национальном экономическом процветании и конкурентоспособности вызвало на глобальном уровне стремление к введению новшеств. Так как экономические системы стремятся реализовывать самые высокие уровни экономического роста на основе инноваций, им необходимо оптимально разрабатывать свою политику в отношении торговли, технологии, конкуренции, прав на интеллектуальную собственность, закупок, даже налогов и образования с целью укрепления их инновационного потенциала. Но поскольку введение технических новшеств становится узловым моментом экономического роста, экономические системы должны также осуществлять политику поддержки инноваций таким образом, чтобы не исказить мировую торговлю. Следовательно, правила, регулирующие международную торговую систему, должны развиваться таким образом, чтобы торговля инновационными товарами и услугами была бы такой же неограниченной, как и торговля товарами промышленного производства. Для этого потребуется уделять основное внимание снятию таких количественных торговых барьеров, как тарифы, но дополняя этот подход обоснованным снятием нетарифных и технических торговых ограничений, а также избегая возведения новых барьеров.
Во-первых, немеждународная инновационная система является субоптимальной. Открытые рынки ведут к увеличению размера рынка и дают возможность технически прогрессивным фирмам осуществлять экономию, обусловленную ростом масштабов производства, таким образом позволяя им реинвестировать доходы в следующее поколение новых продуктов, порождая эффективный цикл нововведений. Это особенно важно для отраслей промышленности с относительно высокими фиксированными расходами, но низкими предельными издержками производства (такими как полупроводники, программное обеспечение, видеоигры, фильмы и музыка, фармацевтические препараты, биотехнологическая продукция и т.д.), так как более крупные рынки могут обслуживаться с общим снижением средних издержек.
Во-вторых, подвергая российские фирмы международной конкуренции, торговля выступает в качестве энергичной движущей силы инновационного развития и роста производительности труда. Таким образом, воздействие международных рынков оказывает положительное влияние как на стимулирующие факторы предприятий, так и на способность этих предприятий к инновациям. И наконец, благодаря введению новшеств, существует эффект от накопительного опыта. Чем больше технически прогрессивные предприятия и частные лица во всех экономических системах сталкиваются с новыми проблемами, благоприятными и потенциальными возможностями, идеями и технологиями, существующими на иностранных рынках, тем больше рационализаторы разрабатывают инновационных решений в ответ. Если организации способны к нововведениям лишь на их собственных рынках, то их корпоративная база знаний и соприкосновение с набором проблем являются недостаточными и неполными.
Стандарты на системы менеджмента все больше применяются по всему миру организациями всех типов и размеров. Стандарты должны отражать существующие потребности рынка и быть взаимно совместимыми для облегчения совместного применения.
Международная организация по стандартизации (ИСО) признала необходимость обеспечения рынка своевременными и совместимыми стандартами на системы менеджмента и подтвердила, что этому могла бы способствовать общая методология разработки таких стандартов и рассмотрение, например, таких вопросов, как их экономическая стоимость и эффективность.
Инновация как улучшение существующей или создание совершенно новой продукции, процессов, услуг, а также бизнес- или организационных моделей является основным двигателем экономического роста.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет инновацию как "применение новой значительно улучшенной продукции (материальных товаров и услуг), процессов, новых рыночных методов или новых организационных методов в бизнес-практике, организации рабочих мест, или внешних отношений".
Инновации могут быть по своей природе технологическими и нетехнологическими, а также в равной мере как в торговых, так и (и это может быть даже более важно) в неторговых секторах. Более того, нетехнологические инновации так же важны, как и технологические, хотя оптимальнее, если они комбинируют в себе и технологические, и нетехнологические элементы. Данная тенденция указывает на всевозрастающую по своей важности роль, которую играют услуги в инновациях.
ОЭСР провела ряд исследований по изучению производительности и занятости, констатируя, что технологии как устраняют рабочие места, так и создают их. Обычно ликвидируются низкооплачиваемые места, низкопродуктивные виды работ, а создаются виды работ более продуктивные, высокопрофессиональные и более оплачиваемые. Исторически создающие прибавочную стоимость технологические эффекты оказываются более влиятельными, чем эффекты от замещения рабочих мест: технологический прогресс сопровождается не только более высоким выходом и продуктивностью, но и большей всеобщей занятостью.
Специальное исследование, проведенное группой по технической поддержке и обучению АТЭС (TATF АРЕС), провело ранжирование 21-й экономики АТЭС по их результатам в шести ключевых областях инновационной политики:
- открытый и недискриминационный доступ на рынок, прямые иностранные инвестиции и политика в области стандартизации;
- политика в области науки и научных исследований, способствующих инновациям;
- цифровая политика, приводящая к сильному развитию ИКТ;
- эффективная политика по защите прав интеллектуальной собственности;
- открытость в отношении внутренней конкуренции и вхождения на внутренний рынок новых фирм;
- открытая и прозрачная политика в области государственных закупок.
Десятки стран разработали собственные национальные инновационные стратегии с целью наращивания экономического потенциала в результате инновационной политики, понимая, что правительства могут и должны сыграть конструктивную роль в помощи развития конкуренции в частном секторе. Правильное проведение инновационной политики требует, чтобы страны овладели тремя компонентами инновационной экосистемы - бизнес-среды, регулятивной среды и среды инновационной политики.
Бизнес-среда включает в себя финансирование, институты частного сектора и бизнес-возможности.
Регуляторная среда дает возможность всей организационной структуре быть инновационной, включая:
- конкурентную и открытую торговую систему, подстегивающую национальные компании участвовать в инновациях путем добросовестной конкуренции;
- поддержание конкурентоспособности продукции и услуг на рынке таким образом, чтобы новые игроки, включая и новые бизнес-модели, могли войти на этот рынок;
- налоговую систему, подстегивающую инновации и дающую возможность предприятиям конкурировать на мировых рынках;
- регулятивные требования для бизнеса, которые по возможности основываются на согласованных и прозрачных требованиях стандартов;
- ограничение регулирования в области цифровой экономики, которое сдерживает развитие цифровых инноваций и их применение;
- нормотворческий процесс, который является прозрачным и основанным на законах;
- государственные закупки, основанные на представительных стандартах, а также на добросовестной конкуренции;
- защиту интеллектуальной собственности, позволяющую получить отдачу от инноваций.
Среда инновационной политики включает в себя:
- поддержку технологических исследований;
- поддержку коммерциализации технологий;
- поддержку инфраструктуры цифровых технологий;
- поддержку организаций, особенно малых и средних предприятий, в плане модернизации и повышения производительности;
- развитие эффективного обучения и мастерства.
В настоящем стандарте приводится различие между инновационным менеджментом и менеджментом предприятия в инновационной сфере деятельности. Инновационный менеджмент представляет собой взаимосвязанный комплекс действий, нацеленных на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами. При этом, как правило, под механизмами управления инновационными процессами подразумевают в первую очередь такие, без которых невозможно достижение стратегической цели инновационного предприятия. Но инновационный менеджмент не призван обеспечить необходимую выживаемость организации в инновационной сфере деятельности, которая зависит и от других причин и условий ее деятельности, напрямую не связанных с инновационной продукцией или услугами. Поэтому система менеджмента предприятия в инновационной сфере деятельности подразумевается более общей, чем система инновационного менеджмента, охватывая при этом и все его элементы. Она используется в том числе при разработке и производстве инновационной продукции, когда доход от инновационной деятельности еще не может поддерживать эту деятельность. Для продвижения на рынок инновационного продукта или услуги может потребоваться более долгий срок, чем для новых видов уже известной продукции или услуги, поскольку потребитель еще не настолько хорошо знаком с этой продукцией. Тем не менее в период инновационных реформ необходимо поддерживать нормальную жизнедеятельность предприятия за счет использования уже задействованных механизмов и процессов, которые также, возможно, потребуется адаптировать под новые условия жизнедеятельности предприятия. Поэтому в зависимости от видения и стратегии предприятия ее система менеджмента может расширяться за счет интеграции различных механизмов и инструментов менеджмента, способных содействовать не только созданию, поддержанию и развитию инновационной активности предприятия, но и обеспечения необходимой ее выживаемости на всех стадиях жизненного цикла инновационного предприятия.
Предприятия, осуществляющие свою деятельность в инновационных сферах, также используют системы менеджмента, которые наиболее подходят для их целей и адаптированы под конкретные цели деятельности предприятия.
Для достижения конкурентоспособности и преимуществ на современном рынке предприятиям необходимо уметь управлять стратегией деятельности. Конечная цель стратегии - это получение продукта, соответствующего запросам потребителей, и увеличение прибыли компании. Следовательно, стратегия предусматривает наличие цели и средств ее достижения. Что будет целью, а что средствами, зависит от менеджеров, которые позиционируют компанию на рынке. Решение, где и как разместить ресурсы, в конечном счете определяет, сумеет ли организация добиться результатов на рынке.
Важно уметь предвидеть эти изменения, создавать и использовать их в своих интересах. Так чем же организация может манипулировать, чтобы заставить изменения работать на себя? Все это воплощается в трех видах стратегии: инновационной, обновления и постепенного совершенствования.
Инновационная стратегия строится вокруг новых, "прорывных" продуктов или решений. Преимущество этой стратегии в том, что ею не может воспользоваться ни один конкурент.
Новизна стратегии, в чем во многом и проявляется сущность творчества, охватывает все основные составляющие: масштаб бизнеса, его облик и цели. Масштаб в первую очередь задается через совершенно новый продукт и/или решение, воспринимаемое как новое, и создает новый потребительский запрос или новую функциональность. Облик (имидж), как правило, нацелен трансформировать потребительское восприятие фирмы, продукта или решения, сформировать спрос и пр. Рыночные цели, ассоциируемые с инновационной стратегией, почти всегда направлены на создание совершенно новой формы или разновидности ценности для потребителей - выявить скрытую или еще неохваченную потребность.
Приведенные ниже аспекты указывают на слабые места, где чаще встречаются трудности, связанные с успешным запуском инновационной стратегии.
Стратегия обновления заключается в том, что постоянному обновлению подвергается сама стратегия предприятия.
Можно вполне обоснованно утверждать: большинство новых участников рынка используют разновидности стратегий конкурентов, а не разрабатывают по-настоящему инновационные предложения.
Во-первых, расширить или изменить существующую стратегию гораздо легче на интеллектуальном и организационном уровнях.
Во-вторых, если стратегия успешна с точки зрения показателей рынка и финансовых результатов, естественно, компания стремится использовать эту ключевую стратегию максимально долго.
В-третьих, и личный, и организационный риск, связанные с преобразованием существующей стратегии, значительно меньше, по крайней мере, в краткосрочном плане.
При использовании стратегии обновления масштаб, облик и цели существенно модифицируются, но радикально не изменяются. Менеджеры активно ищут новые возможности: расширяют, улучшают и адаптируют существующие товарные линии; находят новых потребителей; ведут себя агрессивнее по отношению к конкурентам; стараются изменить облик бизнеса, переходя от подхода с незначительной дифференциацией к тесному контакту или совершенно новым формам взаимоотношений с различными группами клиентов.
Стратегия постепенного совершенствования предполагает постепенные небольшие изменения масштаба, облика и цели: выполнение в основном прежних операций, но в больших объемах и с незначительными изменениями используемых процессов.
В приложении В приведены те механизмы и инструменты менеджмента, которые наиболее подходят для реализации инновационной стратегии и которые предпочтительно использовать в системах менеджмента инновационной деятельности. Несмотря на то, что многие из этих механизмов и инструментов разработаны некоторое время назад, а именно, когда инновационным механизмам не уделялось столь пристального внимания, эти механизмы и инструменты удовлетворяют современным требованиям и определениям, чтобы занять свое место в системах инновационного менеджмента. Эти наиболее предпочтительные механизмы и инструменты приведены в приложении В (см. рисунок В.1) в порядке их появления. Ниже приведено их краткое описание.
Следует иметь в виду, что для достижения своих целей предприятиям, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим видам инноваций:
- технологические;
- организационно-управленческие;
- экономические;
- маркетинговые;
- социальные;
- экологические;
- информационные.