ГОСТ Р ИСО 26800-2013
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Эргономика
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ
Ergonomics. General principles and concepts
ОКС 13.180; 11.180.30*
______________
* По данным официального сайта Росстандарт
ОКС 13.180, 01.040.13, здесь и далее по тексту. -
Примечание изготовителя базы данных.
Дата введения 2014-12-01
Предисловие
1 ПОДГОТОВЛЕН АНО "Институт безопасности труда" (АНО "ИБТ") при участии Открытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика, психология труда и инженерная психология"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2013 г. N 2323-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 26800:2011* "Эргономика. Общий подход, принципы и понятия" (ISO 26800:2011 "Ergonomics - General approach, principles and concepts").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
На поведение, деятельность и самочувствие человека на работе, дома и на отдыхе оказывают влияние человеческий, технологический, экономический, экологический и организационный факторы. Изначально эргономика как наука была направлена на применение в области работы, но по мере своего развития охватила другие области деятельности человека, такие как дом и отдых. Однако, независимо от области применения, основные принципы эргономики остаются одинаковыми, хотя их относительная значимость может быть различной. Эти принципы являются основополагающими при разработке проектов, частью которых является человек, они обеспечивают оптимальную интеграцию требований и характеристик человека в проект. В настоящем стандарте рассмотрены системы, пользователи, работники, задачи, виды деятельности, оборудование и окружающая среда с целью оптимизации соответствия между ними. Эти принципы и концепции направлены на повышение безопасности, производительности и пригодности использования (результативности, эффективности и удовлетворенности) при сохранении и улучшении здоровья и благополучия человека и повышении доступности (например, для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями).
Эргономика охватывает широкий диапазон вопросов, включая физические, когнитивные, социальные и организационные. Эти вопросы рассматривают в рамках комплексной структуры. В настоящее время разработано большое количество эргономических стандартов, охватывающих различные области деятельности и специальные вопросы. Все они разработаны с учетом принципов и концепций эргономики, являющихся основополагающими для эргономического подхода к проектированию. Настоящий стандарт разработан для предоставления комплексной структуры, объединяющей основные принципы и концепции эргономики в одном документе, позволяющем осуществить высокоуровневый обзор методов применения эргономики.
Примечание 1 - ИСО 6385 (см. [2]) остается международным стандартом высшего уровня в области производственных систем.
Примечание 2 - Полный перечень опубликованных международных стандартов по эргономике можно посмотреть по ссылке
http://www.iso.org/iso/iso_catalogue/catalogue_tc/catalogue_tc_browse.htm?comm
http://www.iso.org/iso/iso_catalogue/catalogue_tc/catalogue_tc_browse.htm?commid=53348&published=on&includesc=true. id=53348&published=on&includesc=true.
Настоящий стандарт приводит общий эргономический подход и устанавливает основные эргономические принципы и концепции. Они применимы при проектировании и оценке задач, работ, продукции, инструментов, оборудования, систем, организаций, услуг, сооружений и окружающей среды с целью обеспечения их совместимости с характеристиками, потребностями, ценностями, возможностями и ограничениями человека.
Положения и рекомендации, приведенные в настоящем стандарте, направлены на повышение безопасности, производительности, результативности, эффективности, надежности, готовности и ремонтопригодности результата проектирования на всех стадиях его жизненного цикла при сохранении и улучшении здоровья, благополучия и удовлетворенности людей, участвующих в проектировании или затронутых им.
Предполагаемыми пользователями настоящего стандарта являются разработчики, эргономисты и руководители проекта, а также менеджеры, работники, потребители (или их представители) и поставщики. Он также служит справочным стандартом по аспектам эргономики для разработчиков стандартов.
Настоящий стандарт предоставляет основу для разработки других, более подробных и специализированных международных стандартов по эргономике.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 доступность (accessibility): Свойство продукции, систем, услуг, сред или сооружений, при наличии которого они могут быть использованы людьми из совокупности с самым широким диапазоном возможностей для достижения установленных целей в определенных условиях использования.
Примечание 1 - Условия использования включают непосредственное использование или использование с помощью вспомогательных технологий.
Примечание 2 - Адаптирован из ISO/TR 22411:2008, определение 3.6.
2.2 эргономика (человеческие факторы) (ergonomics, human factors) - Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы.
Примечание - Определение соответствует приведенному Международной ассоциацией по эргономике (см. [21]).
2.3 среда (environment): Физические, химические, биологические, организационные, социальные и культурные факторы, воздействующие на одного или большее количество людей.
2.4 внешняя нагрузка (external load): внешние условия и требования системы, которые оказывают влияние на внутреннюю физическую и/или умственную нагрузку человека.
Примечание 1 - В ИСО 6385:2004 "внешняя нагрузка" названа "рабочей нагрузкой".
Примечание 2 - Внешняя нагрузка - нейтральный термин. Ее последствия могут быть положительными, нейтральными или отрицательными.
2.5 усталость (fatigue): Отрицательное непатологическое проявление внешней нагрузки, полностью обратимое с помощью отдыха.
Примечание - Усталость может быть умственной, физической, местной и/или общей.
2.6 внутренняя нагрузка (internal load): Внутренняя реакция человека на воздействие внешней нагрузки, зависящая от его/ее индивидуальных характеристик (например, размера тела, возраста, возможностей, способностей, навыков и т.д.).
Примечание 1 - В ИСО 6385:2004 "внутренняя нагрузка" названа "профессиональной утомляемостью".
Примечание 2 - Внутренняя нагрузка - нейтральный термин. Ее последствия могут быть положительными, нейтральными или отрицательными.
2.7 система (system): Сочетание взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких установленных целей.
Примечание 1 - В эргономике "элементы" системы часто носят название "компоненты".
Примечание 2 - Система может состоять из продукции, оборудования, услуг и людей.
Примечание 3 - Термин "система" может быть уточнен путем добавления контекстно-зависимого термина (например, авиационная система).
Примечание 4 - Адаптирован из ISO/IEC 15228:2008, определение 4.31.
2.8 целевая совокупность (target population): Люди, для которых предназначен проект, определенные на основании важных характеристик.
Примечание - Важные характеристики включают в себя, например, уровень навыков, умственные и физические характеристики, такие как антропометрические размеры людей из совокупности. Пол и возраст могут быть отнесены к вариациям в этих характеристиках. Помимо собственных характеристик людей могут иметь значение внешние факторы (например, культурные различия).
2.9 пригодность использования (usability): Свойство системы, продукции или услуги, при наличии которого установленный пользователь может применить продукцию в определенных условиях использования для достижения установленных целей с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.
[ИСО 9241-210:2009, 2.13]
Примечание - Это определение обычно применяют в отношении систем, продукции или услуг, а не рабочих систем в целом. Однако в рамках рабочей системы оно может иметь отношение к проектированию и оценке рабочего оборудования.
2.10 пользователь (user): Человек, взаимодействующий с системой, продукцией или услугой.
Примечание 1 - Адаптирован из ИСО 9241-110:2008, определение 3.8, и ИСО 9241-11:1998, определение 3.7.
Примечание 2 - Человека, пользующегося услугой, предоставляемой рабочей системой, например покупателя в магазине или пассажира в поезде, можно считать пользователем.
Примечание 3 - Пользователь, использующий систему, не является компонентом этой системы. Однако пользователя и используемую им систему можно рассматривать как компоненты системы более высокого уровня.
2.11 работник (worker): Человек, выполняющий одну или несколько операций в рабочей системе для достижения цели.
[ISO 6385:2004, 2.8]
2.12 рабочая система (work system): Система, состоящая из одного или более работников и рабочего оборудования, действующих совместно для выполнения функций системы в рабочем пространстве, рабочей среде, в условиях, создаваемых рабочими задачами.
Эргономика (или человеческие факторы) получила свое определение от Международной ассоциации по эргономике (IEA), являющейся мировой федерацией сообществ по эргономике и человеческим факторам в следующем виде: "научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы" (см. [21]). Эргономика включает в себя цели облегчения выполнения работы, сохранения и повышения безопасности, здоровья и благополучия работника или пользователя/оператора продукции/оборудования посредством оптимизации задач, оборудования, услуг, среды и всех остальных элементов системы и их взаимодействий. Достижение этих целей потенциально способствует устойчивому развитию и социальной ответственности (см. приложение А).
________________
International Ergonomic Association.
Примечание 1 - В настоящем стандарте использованы различные термины для обозначения человека в разных ролях (например, работник, оператор, пользователь, потребитель) и в различных сферах (например, личной или рабочей сфере) с целью включить в рассмотрение разнообразных людей и объединения более высокого уровня, такие как группы, команды и организации.
Эргономика рассматривает взаимодействия между человеком и другими компонентами системы, например, другими людьми, машинами, продукцией, услугами, средами и инструментами. При таком рассмотрении необходимо учитывать следующие факторы:
- назначение системы, продукции или услуги (см. 4.2);
- характеристики предполагаемой совокупности пользователей (см. 4.2.2);
- цели, которые должны быть достигнуты и задачи, которые предстоит выполнить (см. 4.2.3);
- существующие ограничения (например, устаревшее оборудование или процессы, экономические или юридические проблемы);
- факторы физической, организационной и социальной среды (см. 4.2.4);
- жизненный цикл и любые динамические изменения в нем (см. раздел 6).
Для достижения оптимальной работы системы необходимо учитывать все эти факторы. На рисунке 1 приведен пример факторов, которые должны быть учтены при эргономическом подходе к проектированию. Деятельность человека показана как центральный элемент функциональности системы. В определенных условиях проектирования могут существовать дополнительные факторы.
Примечание 2 - Текстовое описание рисунка 1 приведено в приложении B.2.
Рисунок 1 - Пример факторов, которые следует учитывать при оптимизации характеристик системы
Примечание 3 - Анализ вариантов деятельности человека в определенных условиях использования помогает понять потенциальное воздействие на здоровье и безопасность и, с другой стороны, получить количественные и качественные результаты.
В простейшей форме система состоит из человека и, как минимум, одного элемента (человека, машины или среды), взаимодействующих в определенных условиях. Более сложные системы включают в себя большее количество элементов (например, людей, машин или оборудования). Такие системы могут быть найдены в различных областях деятельности, таких как работа, общественная жизнь, отдых и т.д. В области работы такие системы называют рабочими системами.