Статус документа
Статус документа

 

     ГОСТ Р ИСО 23828-2013

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дорожные транспортные средства на топливных элементах

Измерение потребления энергии

Транспорт на сжатом водороде

Fuel cell road vehicles - Energy consumption measurement - Vehicles fuelled with compressed hydrogen



ОКС 27.070.00*

ОКП 45 0000

_______________

* В ИУС 8-2014  ГОСТ Р ИСО 23828-2013 приводится с ОКС 43.120. -

- Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-07-01

     

Предисловие

1. ПОДГОТОВЛЕН Некоммерческим партнерством "Национальная ассоциация водородной энергетики (НП "НАВЭ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 29 "Водородные технологии"

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2013 г. N 2168-ст

4. Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 23828:2008* "Дорожный транспорт с топливными ячейками. Измерение потребления энергии. Транспорт на сжатом водороде" (ISO 23828:2008 Fuel cell road vehicles - Energy consumption measurement - Vehicles fuelled with compressed hydrogen)

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приводятся в дополнительном приложении ДА.

5. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

Введение


Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 23828:2008 "Дорожные транспортные средства на топливных элементах. Измерение потребления энергии. Транспорт на сжатом водороде" (ISO 23828:2008 Fuel cell road vehicles - Energy consumption measurement - Vehicles fuelled with compressed hydrogen).

Необходимо обратить внимание на то, что некоторые элементы настоящего документа могут являться объектом патентных прав. ISO не несет ответственность за идентификацию какого-либо или всех таких патентных прав.

Стандарт ИСО 23828:2008 подготовлен Техническим комитетом ISO/TC 22 "Дорожные транспортные средства", подкомитетом SC 21 "Дорожные транспортные средства, приводимые в действие с помощью электричества".

     1 Область применения


К транспортным средствам на топливных элементах (ТСТЭ) относятся следующие типы транспортных средств (ТС):

- ТСТЭ-М, электрические транспортные средства (ЭТС), в которых энергоустановка (ЭУ) на топливных элементах (ТЭ) является единственным (моно) источником энергии для силовой и вспомогательных систем;

- ТСТЭ-К, электрические транспортные средства (ЭТС), оснащенные комбинированной энергоустановкой на топливных элементах (ТЭ), в которых система топливных элементов объединена с бортовой подзаряжаемой системой аккумулирования энергии (ПСАЭ) для подачи электроэнергии на силовую и вспомогательные системы .

Имеются следующие варианты конструкции электрических транспортных средств (ЭТЭ), оснащенные энергоустановкой на топливных элементах:

a) с внешней подзарядкой или без внешней подзарядки;

b) с подзаряжаемой системой аккумулирования энергии (ПСАЭ), использующей аккумуляторную батарею или конденсатор;

c) с возможностью выбора водителем эксплуатационных режимов: если для ЭТЭ не предусмотрена возможность выбора режима, то должна использоваться только комбинированная энергоустановка транспортного средства на топливных элементах.

В таблице 1 приведена классификация ТСТЭ.


Таблица 1 - Классификация ТСТЭ


Настоящий стандарт распространяется на ТСТЭ, в которых энергоустановка на топливных элементах является единственным источником энергии для силовой и вспомогательных систем ТСТЭ-М, а также на ТСТЭ с комбинированной энергоустановкой, ТСТЭ-К без подзарядки от внешнего источника (показано серым цветом в таблице 1).

Настоящий стандарт устанавливает процедуры измерения расхода энергии для легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности на топливных элементах, в которых используется сжатый водород и для которых не предусмотрена внешняя подзарядка.

В приложениях А, В и С приводится описание процедур испытания транспортных средств на топливных элементах для различных регионов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты*. Для датированных ссылок применимы только указанные издания. Для недатированных ссылок применимо последнее издание приведенного документа (включая все изменения).

_______________

* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.     

ИСО 1176 Дорожные транспортные средства - Масса - Словарь и коды (ISO 1176 Road vehicle - Masses - Vocabulary and codes) ИСО 3833 Дорожные транспортные средства - Типы - Термины и определения (ISO 3833 Road vehicles - Types - Terms and definitions)

ИСО 10521-1 Дорожные транспортные средства - Нагрузка на дорогу - Часть 1: Определение в нормальных атмосферных условиях (ISO 10521-1 Road vehicles - Road load - Part 1: Determination under reference atmospheric conditions)

ИСО 10521-2 Дорожные транспортные средства - Нагрузка на дорогу - Часть 2: Воспроизведение на динамометрическом стенде (ISO 10521-2 Road vehicles - Road load - Part 2: Reproduction on chassis dynamometer).

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применимы термины по ИСО 3833 и ИСО 1176, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 степень заряженности (СЗ) аккумуляторной батареи (battery state of charge, battery SOC): Остаточная емкость подзаряжаемой аккумуляторной батареи.

Примечание - Состояние заряда аккумуляторной батареи, как правило, выражается в процентах от полного заряда.

3.2 баланс заряда аккумуляторной батареи (charge balance of battery): Изменение заряда аккумуляторной батареи за период времени в процессе испытания

Примечание - Баланс заряда аккумуляторной батареи, как правило, выражается в А·ч.

3.3 режим электрического транспортного средства, режим ЭТС (electric vehicle operation mode, EV operation mode): Эксплуатационный режим работы электрического транспортного средства на топливных элементах с комбинированной энергоустановкой, в котором для силовой системы и вспомогательных систем используется только подзаряжаемая система аккумулирования энергии (ПСАЭ).

3.4 режим работы транспортного средства на топливных элементах с комбинированной энергоустановкой, режим ТСТЭ-К (fuel cell hybrid electric vehicle operation mode, FCHEV operation mode): Эксплуатационный режим работы электрического транспортного средства на топливных элементах с комбинированной энергоустановкой, в котором для силовой системы транспортного средства последовательно или параллельно используются подзаряжаемая система аккумулирования энергии и система топливных элементов

Примечание - Система топливных элементов может заряжать ПСАЭ в условиях, когда транспортное средство движется или находится в неподвижном состоянии.

3.5 транспортное средство на топливных элементах, ТСТЭ (fuel cell vehicle, FCV): Электрическое транспортное средство (ЭТС), в котором для приведения транспортного средства в движение используется силовая система на топливных элементах

Примечание - Транспортное средство на топливных элементах может иметь дополнительную подзаряжаемую систему аккумулирования энергии или другие источники энергии для приведения транспортного средства в движение.

3.6 транспортное средство на топливных элементах с комбинированной энергоустановкой, ТСТЭ-К (fuel cell hybrid electric vehicle, FCHEV): Электрическое транспортное средство, в котором для приведения в движения используются подзаряжаемая система аккумулирования энергии и силовая система на топливных элементах.

3.7 транспортное средство на топливных элементах с моно-энергоустановкой, ТСТЭ-М (pure fuel cell vehicle, pure FCV): Электрическое транспортное средство (ЭТС) на топливных элементах, в котором для приведения в движение используется только силовая система на топливных элементах (моно-энергоустановка).

3.8 подзаряжаемая система аккумулирования энергии, ПСАЭ (rechargeable energy storage system RESS): Подзаряжаемая система ТСТЭ-К, аккумулирующая энергию для подачи электроэнергии к силовому агрегату и вспомогательным компонентам транспортного средства.

Пример - Аккумуляторные батареи, конденсаторы.

     4 Точность измерений

4.1 Общие положения

Точность измерений должна соответствовать национальным стандартам.

4.2 Точность измерения расхода водорода

Испытательное оборудование должно обеспечивать точность измерений расхода водорода в диапазоне ±1% по массе в течение испытательного цикла, если иное не установлено в соответствующих приложениях.

     5 Измерение расхода водорода

5.1 Общие положения

Существуют различные методы измерения расхода водорода, отражающие современное состояние исследований в данной области. Расход водорода должен измеряться с помощью одного из следующих методов:

- метод измерения по перепаду давления в мерном сосуде (метод перепада давления);

- метод измерения по массе (весовой метод);

- метод измерения по объему (объемный метод).

Эти три метода описаны в приложениях D, Е и F. Они обеспечивают получение эквивалентных результатов. Другие методы также могут применяться, если они дают сопоставимые и достоверные результаты.

5.2 Метод измерения расхода водорода по перепаду давления

Расход водорода методом перепада давления определяется посредством измерения давления и температуры газа в резервуаре высокого давления с водородом до и после испытания. Внутренний объем резервуара является постоянной величиной, что позволяет использовать измеренное значение давления и температуры газа для испытания.

5.3 Метод измерения расхода водорода по массе

Расход водорода весовым методом рассчитывается посредством измерения массы резервуара высокого давления с водородом до и после испытания. Резервуар, используемый для испытания, должен быть пригоден для измерения массы.

5.4 Метод измерения расхода водорода по объему

Расход водорода объемным методом измеряется с помощью оборудования для измерения скорости потока водорода в системе подачи топлива в транспортном средстве.

     6 Порядок проведения испытаний

6.1 Общие условия

Испытания ТСТЭ должны проводиться после подготовки транспортного средства и испытательного оборудования, в соответствии с требованиями, описанными в настоящем разделе.

6.2 Состояние транспортного средства

6.2.1 Общие положения

Транспортное средство должно быть чистым. Окна и воздухозаборники, в использовании которых нет необходимости для обеспечения нормальной работоспособности транспортного средства и работы приводной системы, должны быть закрыты при помощи стандартных органов управления.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs