БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»


ГОСТ Р ЕН 15565-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

Туристские услуги

     

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТУРИСТСКИХ ГИДОВ И ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

     
Tourist services

Requirements for the provision of professional tourist guide training and qualification programmes



ОКС 03.080.30

Дата введения 2014-01-01

     

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 199 "Туристские услуги и услуги средств размещения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1596-ст

4 Настоящий стандарт идентичен европейскому региональному стандарту ЕН 15565-2008* "Туристские услуги. Требования к обеспечению профессиональной подготовки туристских гидов и программам повышения квалификации" (EN 15565:2008 "Tourist services - Requirements for the provision of professional tourist guide training and qualification programmes", IDT).

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

          

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает минимальные требования к обеспечению профессиональной подготовки туристских гидов и программам повышения квалификации.

Примечание - Требования к программам подготовки, устанавливаемые настоящим стандартом, являются минимальными, но не исключают предоставления дополнительной подготовки или оценки дополнительных способностей туристских гидов.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий стандарт. Для датированных ссылок применяют только указанное издание стандарта. Для недатированных - последнее издание (включая любые изменения).

EN 13809:2003, Tourism services - Travel agencies and tour operators - Terminology (Туристские услуги. Туроператоры и турагенты. Терминология)     

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ЕН 13809-2003, а также следующие термины с соответствующими определениями:

          

3.1 туристский гид; гид-переводчик: Лицо, ведущее экскурсии на выбранном туристами языке и разъясняющее культурное и природное наследие какой-либо территории; данное лицо, как правило, обладает необходимой квалификацией, подтверждаемой и (или) признаваемой соответствующим компетентным органом. [ЕН 13809-2003]

3.2 демонстрационный тур: Организованная экскурсия или поездка, проводимая квалифицированным туристским гидом, в ходе которой лица, проходящие подготовку, осуществляют наблюдение для овладения навыками и приобретения знаний, требуемых по программе подготовки.

3.3 выездные занятия: Организованная интерактивная экскурсия или поездка, проводимая в полевых условиях квалифицированными туристскими гидами и (или) специалистами, в ходе которой лица, проходящие подготовку, отрабатывают навыки и применяют приобретенные знания.

     4 Требования к профессиональным качествам

4.1 Программа подготовки должна быть спланирована таким образом, чтобы дать возможность туристским гидам в пределах своей квалификации:

- представлять природные достопримечательности и памятники исторического наследия, страну (местность), в которой проводится экскурсия;

- сопровождать туристские группы и/или индивидуальных туристов (включая лиц с особыми запросами) во время осмотра природных достопримечательностей и памятников исторического наследия того или иного района;

- собирать и анализировать информацию, чтобы давать точные и уместные комментарии;

- давать туристам пояснения по вопросам культурного и природного наследия, а также окружающей среды;

- помочь туристам прочувствовать и понять те природные достопримечательности и памятники исторического наследия, с которыми они знакомятся, и (или) те места, которые они посещают;

- информировать туристов обо всех аспектах жизни данного района;

- формировать туристские группы для организованных экскурсий по своей территории;

- владеть соответствующим иностранным языком (гиды-переводчики).

4.2 Программа подготовки должна быть спланирована таким образом, чтобы дать возможность туристским гидам:

- оценить своих слушателей;

- приспособиться к их соответствующим интересам и требованиям путем подбора соответствующей информации;

- предоставлять соответствующую информацию всесторонним и коммуникативным образом.

4.3 Программа подготовки должна быть спланирована таким образом, чтобы дать возможность туристским гидам получить необходимую информацию:

- о туристской отрасли и тех туристах, которые посещают их регион;

- о соответствующих правилах и нормах, включая охрану здоровья и обеспечение безопасности;

- о порядке налогообложения и страхования;

- о маркетинге и проведении организованных экскурсий и туров.

     5 Структура программ подготовки

5.1 Общие положения

Программа подготовки должна содержать следующие элементы:

- общие темы в соответствии с разделом 6;

- специализированные темы в соответствии с разделом 7;

- практическую подготовку в соответствии с разделом 8.

5.2 Продолжительность обучения

Программа подготовки должна состоять, как минимум, из 600 учебных единиц. Каждая учебная единица эквивалентна 60 минутам.

К учебным единицам могут относиться:

- лекции, консультации;

- удаленное (дистанционное) обучение;

- практические занятия;

- частные занятия и домашние задания.

Примечание - В некоторых случаях продолжительность подготовки, оговоренная в настоящем разделе, может быть увеличена с учетом исторических, географических и иных аспектов; в любом случае минимальная продолжительность практических занятий должна составлять 40% от общей подготовки.


Программа подготовки по общей тематике в соответствии с разделом 6 должна состоять, как минимум, из 180 учебных единиц. Минимальная продолжительность отдельных категорий должна быть следующей:

- теоретические знания в соответствии с подразделом 6.1 - 54 учебных единиц;

- методы и навыки проведения экскурсий и туров в соответствии с подразделом 6.2 - 108 учебных единиц;

- деловые знания и навыки в соответствии с подразделом 6.3 - 18 учебных единиц.

Программа подготовки по специализированной тематике согласно разделу 7 должна включать в общей сложности 180 учебных единиц. Минимальная продолжительность отдельных категорий занятий должна быть следующей:

- теоретические знания в соответствии с подразделом 7.1 - 162 учебных единиц;

- условия работы в соответствии с подразделом 7.2 - 18 учебных единиц.

Программа практической подготовки в соответствии с разделом 8 должна включать, как минимум, 240 учебных единиц.

В соответствии с вышеприведенными временными рамками в программе подготовки должна быть определена соответствующая продолжительность каждой из нижеследующих категорий:

- лекции, консультации;

- удаленное (дистанционное) обучение;

- практические занятия;

- время, которое обучаемые собираются потратить на частные занятия и домашние задания.

В отношении домашних заданий и частных занятий в программе подготовки должен быть указан род предполагаемой деятельности.

5.3 Методология

Программа подготовки должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить получение как теоретических, так и практических знаний и навыков, оговоренных в разделах 6 и 7.

     6 Общая тематика

6.1 Теоретические знания

Программа подготовки должна содержать введение в следующие теоретические предметы:

- история и культура;

- правовая и политическая система государства;

- религии и философские течения;

    Пример - Просвещение, либерализм, гуманизм.

- история искусства и архитектуры;

- виды искусства (изобразительное искусство, музыка и т.д.);

- мировая география и геология;

- профессиональная этика.

6.2 Методы и навыки проведения экскурсий

6.2.1 Общие положения

Программа подготовки должна быть построена таким образом, чтобы лица, проходящие подготовку:

- обучались методам и навыкам в соответствии с подпунктами 6.2.2, 6.2.3 и 6.2.4;