• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


СП 121.13330.2012

     
     
СВОД ПРАВИЛ

АЭРОДРОМЫ

Aerodromes

Актуализированная редакция
СНиП 32-03-96

____________________________________________________________________
Текст Сравнения  СП 121.13330.2012 со СНиП 32-03-96 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________


ОКС 93.120

Дата введения 2013-01-01

     
     
Предисловие


     Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858 "О порядке разработки и утверждения сводов правил".
     
     Сведения о своде правил
     

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Федеральное государственное унитарное предприятие Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации - ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект"
     

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"
     

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики
     

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 г. N 277 и введен в действие с 1 января 2013 г.
     

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Пересмотр СП 121.13330.2011 "СНиП 32-03-96 Аэродромы"
     
     
     Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет.
     
     

Введение


     В своде правил установлены требования в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", учтены требования международных и европейских нормативных документов, применены единые методы определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.
     
     Актуализация выполнена авторским коллективом ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект".
     
     

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает нормы проектирования и распространяется на вновь строящиеся, расширяемые и реконструируемые сооружения аэродромов (вертодромов).
     

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на проектирование посадочных площадок для вертолетов на судах, буровых платформах, зданиях и специальных сооружениях.
     
     

2 Нормативные ссылки


     Нормативные документы, на которые в настоящем своде правил имеются ссылки, приведены ниже:
     
     ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блок-сополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
     
     ГОСТ Р 53231-2008 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности     
     
     ГОСТ Р 54257-2010 Надежность строительных конструкций и оснований
     
     ГОСТ 3344-83* Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия
     
     ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
     
     ГОСТ 7473-94 Смеси бетонные. Технические условия
  
     ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
     
     ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
     
     ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
     
     ГОСТ 10060.0-95-ГОСТ 10060.4-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости
     
     ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
     
     ГОСТ 22245-90* Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия
     
     ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения
     
     ГОСТ 23161-78 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности
     
     ГОСТ 23558-94* Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия
     
     ГОСТ 24143-80 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик набухания и усадки
     

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация
     
     ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
     
     ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия
     
     ГОСТ 25820-2000 Бетоны легкие. Технические условия
     
     ГОСТ 25912.0-91 Плиты железобетонные предварительно напряженные ПАГ для аэродромных покрытий. Технические условия
     
     ГОСТ 25912.1-91 Плиты железобетонные предварительно напряженные ПАГ-14 для аэродромных покрытий. Конструкция
     
     ГОСТ 25912.2-91 Плиты железобетонные предварительно напряженные ПАГ-18 для аэродромных покрытий. Конструкция
     
     ГОСТ 25912.3-91 Плиты железобетонные предварительно напряженные ПАГ-20 для аэродромных покрытий. Конструкция
     
     ГОСТ 25912.4-91 Арматурные и монтажно-стыковые изделия железобетонных плит для аэродромных покрытий. Конструкция
     
     ГОСТ 26633-91* Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия
     
     ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий
     
     ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
     
     ГОСТ 30491-97 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства
     
     ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия
     
     ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия
     
     ГОСТ 31416-2009 Трубы и муфты хризотилцементные. Технические условия
     
     СП 32.13330.2012 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"
     
     СП 34.13330.2011СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги"
________________
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 На территории Российской Федерации действует СП 34.13330.2012, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
          
     СП 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт"
     
     СП 47.13330.2012 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"
     
     СП 63.13330.2012 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"
     
     СП 71.13330.2012СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 "СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия"
_______________
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 В настоящее время официальная информация об опубликовании отсутствует, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
          
     СП 129.13330.2012СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 "СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"
_________________
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 В настоящее время официальная информация об опубликовании отсутствует, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
          
     СП 131.13330.2012 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология и геофизика"
     
     Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
     
     

3 Термины и определения


     В настоящем своде правил приняты термины с соответствующими определениями, приведенные ниже:
     

3.1 летное поле аэродрома: Часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения.
     

3.2 летная полоса (ЛП): Часть летного поля аэродрома, включающая взлетно-посадочную полосу и примыкающие к ней спланированные и в отдельных случаях уплотненные, а также укрепленные грунтовые участки, предназначенные для уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы.
     

3.3 спланированная часть ЛП: Часть ЛП, расположенная по обе стороны от оси ВПП, спланированная и подготовленная таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения ВС при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.
     

3.4 взлетно-посадочная полоса (ВПП): Часть ЛП, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушных судов. ВПП может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое (ГВПП).
     

3.5 рулежная дорожка (РД): Часть летного поля аэродрома, специально подготовленная для руления и буксировки воздушных судов. РД могут быть магистральные (МРД), соединительные, вспомогательные.
     

3.6 перрон: Часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки багажа, почты и грузов, а также других видов обслуживания.
     

3.7 место стоянки воздушного судна (МС): Часть перрона или площадки специального назначения аэродрома, предназначенная для стоянки воздушного судна с целью его обслуживания и хранения.
     

3.8 аэродромные сооружения: Сооружения, включающие в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции.
     

3.9 грунтовые основания: Спланированные и уплотненные местные или привозные грунты, предназначенные для восприятия нагрузок, распределенных через конструкцию аэродромного покрытия.
     

3.10 аэродромные покрытия: Конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов, которые включают:
     
     верхние слои (слой), именуемые в дальнейшем "покрытие", непосредственно воспринимающие нагрузки от колес воздушных судов, воздействия природных факторов (переменного температурно-влажностного режима, многократного замораживания и оттаивания, влияния солнечной радиации, ветровой эрозии), тепловые и механические воздействия газовоздушных струй авиационных двигателей и механизмов, предназначенных для эксплуатации аэродрома, а также воздействие антигололедных химических средств;
     
     нижние слои (слой), именуемые в дальнейшем "искусственное основание", обеспечивающие совместно с покрытием передачу нагрузок на грунтовое основание, которые помимо несущей функции могут выполнять также дренирующие, противозаиливающие, термоизолирующие, противопучинные, гидроизолирующие и другие функции.
     

3.11 водоотводные и дренажные системы: Система сооружений, предназначенных для отвода воды с поверхности покрытий и понижения уровня подземных вод с целью обеспечения необходимой устойчивости грунтового основания и слоев аэродромного покрытия при восприятии нагрузок в расчетный период наибольшего увлажнения грунтов, а также исключения аквапланирования колес самолетов при движении по ИВПП.
     
     

4 Общие положения

4.1 Классификация аэродромов в настоящих нормах не приводится и определяется ведомственными нормативными документами.
     

4.2 Размеры приаэродромной территории и допускаемую высоту естественных и искусственных препятствий в ее границах, проектирование генерального плана летного поля и организации рельефа следует выполнять в соответствии с нормами того ведомства, к которому относится аэродром. Для аэродромов международных аэропортов должны также соблюдаться стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [1]*.
________________
     * См. раздел Библиография. -  Примечание изготовителя базы данных.
         
     

5 Грунтовые элементы летного поля аэродрома

5.1 Грунтовые элементы летного поля должны отвечать требованиям безопасности, ровности, прочности, эрозионной стойкости. Поверхность их должна быть очищена от посторонних предметов и иметь уклоны, обеспечивающие надежный сток талых и дождевых вод. Они могут быть с дерновым покровом и без него.
     

5.2 Допускаемые значения продольных и поперечных уклонов грунтовых элементов ЛП должны приниматься в соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП) или с нормами того ведомства, к которому относится аэродром.
     

5.3 Грунтовая спланированная часть ЛП, как правило, должна быть без грунтовых лотков. В исключительных случаях, с целью уменьшения объема земляных работ при наличии склона с поперечным уклоном в сторону ЛП, допускается устройство грунтовых лотков.
     

5.4 Грунтовая поверхность спланированной части ЛП в местах сопряжения должна располагаться на одном уровне с поверхностью искусственных покрытий (ВПП, обочинами, рулежными дорожками и др.).
     

5.5 Часть ЛП, примыкающая к торцу ИВПП, должна быть укреплена с целью предотвращения эрозии от газовоздушных струй авиадвигателей и защиты приземляющихся воздушных судов от удара о торец ИВПП. Эти участки должны выдерживать нагрузки от воздушных судов при случайном выкатывании их при взлете или посадке, а также нагрузки от эксплуатационной техники.
     

5.6 Грунтовые обочины ИВПП, РД, МС и перронов должны обеспечивать отвод поверхностных вод с площадей искусственных покрытий и постепенный переход от искусственных покрытий к грунту, для чего следует устраивать укрепленные обочины (отмостки).
     

5.7 Укрепленные обочины должны выдерживать нагрузку, создаваемую воздушным судном при случайном выкатывании, не вызывая у него конструктивных повреждений, а также нагрузки наземных транспортных средств, которые могут передвигаться по обочине.
     

5.8 Грунты на грунтовых элементах летного поля должны быть уплотнены.
     
     Коэффициент уплотнения грунтов на глубину до 30 см должен быть не менее:
     
     на стартовых участках ГВПП, МС, местах опробования двигателей, путях руления: для песков и супесей - 0,95, для суглинков и глин - 1,00;
     
     на средних участках ГВПП, спланированной части ЛП, обочинах путей руления и МС, а также для насыпных грунтов на летном поле, не входящих в ЛП:
     
     для песков и супесей - 0,9, для суглинков и глин - 0,95.
     
     Ниже (на глубину до 55 и до 70 см) коэффициент уплотнения может быть снижен не более чем на 5 и 15% соответственно.
     

5.9 При наличии просадочных грунтов на ГВПП, грунтовых РД, МС, местах опробования двигателей просадочность должна быть устранена на глубину активной зоны, устанавливаемой расчетом.
     

5.10 На грунтовых участках летного поля без дернового покрова следует предусматривать мероприятия по укреплению поверхностного слоя грунта.
     

5.11 Для повышения сопротивляемости грунта нагрузкам от воздушных судов и снижения эрозии от действия аэродинамических нагрузок, создаваемых газовоздушными струями авиадвигателей, рекомендуется устраивать дерновый покров.
     

5.12 Качество дернового покрова должно отвечать нормативным требованиям, приведенным в таблице 5.1. Приемку работ по созданию дернового покрова летного поля следует производить после развития (всхода) посеянных трав.
     
     
Таблица 5.1
     

Нормативные требования

Значение нормативных требований

Метод контроля

Плотность дернового покрова (число побегов растений на участке площадью 400 смСП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96) при преобладании трав с характером роста:

низовым

200-300

Подсчет числа побегов

верховым

100-200

То же

Примечание - В случае неблагоприятных погодных условий допускается плотность с числом побегов 100 шт. для трав с низовым характером роста и 50 шт. - с верховым.


     

5.13 Грунты спланированной части ЛП и грунтовых обочин ИВПП, РД, МС и перронов, а также насыпные грунты летного поля должны быть уплотнены. Коэффициент уплотнения грунтов должен быть не менее: для песков и супесей - 0,9, для суглинков и глин - 0,95.
     

5.14 Наибольшая крутизна откосов насыпей (выемок) должна назначаться из условия обеспечения их устойчивости в зависимости от высоты насыпи и вида грунта.
     

5.15 При расчете устойчивости насыпи (выемки) следует принимать коэффициент надежности по ответственности 1,2 при особо высоком уровне ответственности сооружений согласно ГОСТ Р 54257.
     
     

6 Грунтовые основания

6.1 Грунтовые основания должны обеспечивать несущую способность аэродромного покрытия независимо от погодных условий и времени года. Проектировать грунтовые основания следует с учетом:
     
     состава и свойств грунтов;
     
     типов местности по гидрогеологическим условиям, приведенных в приложении А;
     
     деления территории на дорожно-климатические зоны в соответствии с рисунком Б.1;
     
     сейсмического воздействия при повышенном уровне ответственности согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений;
     
     нагрузки от воздушного судна, оказывающего максимальное силовое воздействие на покрытие, или категории нормативной нагрузки;
     
     опыта строительства и эксплуатации аэродромов, расположенных в аналогичных инженерно-геологических, гидрогеологических и климатических условиях.
     

6.2 Номенклатура грунтов, используемых для грунтового основания, по генезису, составу, состоянию в природном залегании, пучинистости, набуханию и просадочности должна устанавливаться в соответствии с ГОСТ 25100.
     

6.3 Характеристики грунтов природного залегания, а также искусственного происхождения должны определяться, как правило, на основе их непосредственных испытаний в полевых или лабораторных условиях с учетом возможного изменения влажности грунтов в процессе строительства и эксплуатации аэродромных сооружений.
     
     Расчетные характеристики грунтов (коэффициент постели СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 для жестких покрытий и модуль упругости СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 для нежестких покрытий) надлежит устанавливать для однородных грунтов в соответствии с приложением В. Для многослойных грунтовых оснований или когда верхний слой грунта уплотнен, а нижний остается неуплотненным и имеет коэффициент пористости СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960,8 либо при наличии в естественном основании сплошных скальных грунтов с временным сопротивлением одноосному сжатию не менее 5 МПа, коэффициентом размягчаемости в воде не более 0,75 и неспособных к растворению в воде следует использовать эквивалентный коэффициент постели СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 всего основания (учитывая подстилающий скальный грунт), определяемый согласно приложению Г.
     
     Проектирование грунтовых оснований без соответствующего инженерно-геологического и гидрогеологического обоснования или при его недостаточности не допускается.
     

6.4 Глубина сжимаемой толщи грунтового основания, в пределах которой учитываются состав и свойства грунтов, принимается по таблице 6.1 в зависимости от числа колес на основной опоре воздушного судна и нагрузки на одно колесо этой опоры.
     
     
Таблица 6.1
     

Число колес на основной опоре воздушного судна

Глубина сжимаемой толщи грунтового основания от верха покрытия, м, при нагрузке на одно колесо основной опоры, кН

250

200

150

100

50

1

5

4,5

4

3

2

2

6

6

5

4,5

4

4 и более

6

6

6

5

5


     

6.5 Глубина сезонного промерзания или для вечномерзлых грунтов - оттаивания определяется расчетом согласно приложению Д для открытой очищенной от снега поверхности покрытия и исчисляется от его верха с учетом вертикальной планировки поверхности аэродрома и теплотехнических характеристик материалов основания и покрытия.
     

6.6 При наличии в грунтовом основании слабых грунтов (водонасыщенных глинистых, заторфованных, торфа, ила, сапропеля), лессовых, засоленных, набухающих и других просадочных разновидностей грунтов, а также вечномерзлых, просадочных при оттаивании грунтов необходимо учитывать осадки (просадки) грунтов основания СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, происходящие при производстве земляных работ, а также при дальнейшей консолидации грунта основания в период эксплуатации покрытия под влиянием природно-климатических факторов.
     
     Примечание - К слабым грунтам относятся грунты, модуль деформации которых равен или менее 5 МПа.
     
     

6.7 Расчетные значения вертикальных деформаций основания СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 в период эксплуатации покрытия не должны превышать предельных значений СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, указанных в таблице 6.2.
     
     
Таблица 6.2
     

Аэродромные покрытия

Предельные значения вертикальных деформаций основания СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, м, для

ИВПП

магистральных РД

МС, РД и др.

Капитальные с жестким покрытием:


бетонным, армобетонным, железобетонным монолитным

0,02

0,03

0,04

железобетонным сборным

0,03

0,04

0,06

Капитальные с нежестким покрытием

0,03

0,04

0,06

Облегченные с нежестким покрытием

0,04

0,05

0,08


     
     При реконструкции или усилении существующих аэродромных покрытий в случаях, когда их фактические вертикальные деформации (по опыту эксплуатации) превышают предельные значения, указанные в таблице 6.2, допустимость превышения деформаций после реконструкции (усиления) должна решаться с учетом опыта эксплуатации существующего покрытия.
     

6.8 В целях недопущения превышения предельных вертикальных деформаций грунтовых оснований следует предусматривать мероприятия по исключению или уменьшению вредного воздействия природных и эксплуатационных факторов, устранению неблагоприятных свойств грунта под аэродромным покрытием:
     
     устройство специальных слоев искусственного основания и прослоек (гидроизолирующих, капилляропрерывающих, термоизоляционных, противозаиливающих, армирующих и др.);
     
     водозащитные мероприятия на площадках, сложенных грунтами, чувствительными к изменению влажности (соответствующую горизонтальную и вертикальную планировку территории аэродрома, обеспечивающую сток поверхностных вод, устройство водосточно-дренажной сети);
     
     улучшение строительных свойств грунтов основания (уплотнение трамбованием, предварительным замачиванием просадочных грунтов, полную или частичную замену грунтов с неудовлетворительными свойствами и др.) на глубину, определяемую расчетом из условия снижения возможной вертикальной деформации основания до допускаемого значения;
     
     укрепление грунтов химическим, электрохимическим, термическим и другими способами, а также геосинтетическими материалами.
     
     Модуль упругости укрепленного грунта определяется по формуле СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - коэффициент увеличения модуля упругости, полученный в результате испытаний фрагментов конструкций покрытий с армированием и без армирования основания. При отсутствии данных испытаний коэффициент СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 принимается равным 1.
     
     Границы специальных слоев основания или грунта с устраненными неблагоприятными свойствами должны отстоять от кромки покрытия не менее чем на 3 м.
     

6.9 Возвышение поверхности аэродромного покрытия над расчетным уровнем подземных вод следует принимать не менее установленного в таблице 6.3.
     
     
Таблица 6.3
     

Грунт основания (насыпи)

Минимальное возвышение поверхности аэродромного покрытия над уровнем подземных вод, м, в дорожно-климатических зонах

II

III

IV

V

Песок средней крупности

1,1

0,9

0,8

0,7

Песок мелкий, супесь

1,6

1,2

1,1

1,0

Глина, суглинок, песок и супесь пылеватые

2,3

1,8

1,5

1,3


     
     За расчетный уровень подземных вод надлежит принимать максимально возможный осенний (перед замерзанием) уровень, а в районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, - максимально возможный весенний уровень подземных вод. При отсутствии необходимых данных за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.
     
     В случаях, когда выполнение требований таблицы 6.3 технико-экономически нецелесообразно, в грунтовом основании, сооружаемом во II и III дорожно-климатических зонах, следует предусматривать устройство капилляропрерывающих, а в IV и V дорожно-климатических зонах - гидроизолирующих прослоек, верх которых должен располагаться на расстоянии от поверхности покрытия 0,9 м - для II и III зон и 0,75 м - для IV и V зон. Низ прослоек должен отстоять от горизонта подземных вод не менее чем на 0,2 м.
     

6.10 Для аэродромов, располагаемых в I дорожно-климатической зоне, в случае отсутствия вечномерзлых грунтов, а также при использовании вечномерзлых грунтов в качестве естественного основания с предварительным оттаиванием, удалением или осушением переувлажненных грунтов минимальное возвышение поверхности аэродромного покрытия над уровнем подземных вод надлежит принимать как для II дорожно-климатической зоны (таблица 6.3).
     

6.11 Требуемую степень уплотнения насыпных грунтов следует предусматривать исходя из коэффициента уплотнения (отношения наименьшей требуемой плотности сухого грунта к максимальной плотности сухого грунта при стандартном уплотнении), значения которого приведены в таблице 6.4.
     
     
Таблица 6.4
     

Грунт

Коэффициент уплотнения грунта основания покрытий

капитального типа

облегченного типа

Песок, супесь

0,98/0,95

0,95/0,95

Суглинок

1,00/0,98

0,98/0,95

Глина

1,00/0,98

0,98/0,95

Примечание - Перед чертой приведены значения коэффициента уплотнения грунта в зоне сезонного промерзания, после черты - ниже границы сезонного промерзания, а также для насыпей, возводимых в IV и V дорожно-климатических зонах.


     
     Если в выемках или в местах нулевых работ естественная плотность грунта ниже требуемой, следует предусматривать уплотнение грунта до норм, приведенных в таблице 6.4, на глубину 1,2 м для I-III дорожно-климатических зон и 0,8 м - для IV и V зон, считая от поверхности грунтового основания.
     

6.12 При реконструкции (усилении) покрытия в случаях, когда фактическое возвышение поверхности существующего аэродромного покрытия над уровнем грунтовых вод менее установленных в таблице 6.3 или плотность грунта под аэродромным покрытием ниже установленного в таблице 6.4, допустимость сохранения такого положения после реконструкции должна решаться с учетом опыта эксплуатации существующего покрытия.
     

6.13 Нормативные требования, которые надлежит выполнять и контролировать при производстве земляных работ, и методы контроля приведены в таблице 6.5.
     
     
Таблица 6.5
     

Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр

Значения нормативных требований

Метод контроля

Грунтовое основание, ГВПП, грунтовые элементы ЛП

1 Толщина плодородного слоя

Не более 5% значений могут иметь отклонения от проектных до минус 20%, остальные - до минус 10%

Нивелирование

2 Высотные отметки по оси

То же, до ±30 мм, остальные - до ±20 мм

То же

3 Продольные уклоны

То же, до ±0,002, остальные - до ±0,001

Расчет по результатам исполнительной геодезической съемки

4 Поперечные уклоны

То же, до ±0,008, остальные - до ±0,003

То же

5 Плотность грунтового слоя

Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения до минус 2%, остальные - должны быть не ниже проектных

ГОСТ 5180, допускается использовать ускоренные и полевые экспресс-методы и приборы

6 Неровность по оси (просвет под рейкой длиной 3 м):

на ГВПП, грунтовых элементах спланированной части ЛП

Не более 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 60 мм, остальные - до 30 мм

По ГОСТ 30412

на грунтовом основании

То же, до 40 мм, остальные - до 20 мм

То же

7 Алгебраическая разность СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 высотных отметок точек по оси ГВПП с интервалами 5, 10 и 20 м

Не более 5% результатов определений могут иметь значения до 60, 100, 160 мм, остальные - до 30, 50, 80 мм

Нивелирование и расчет по формуле

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96,

где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - отметки смежных точек


     
     Основания на набухающих грунтах
     

6.14 Свойства набухания глинистых грунтов, используемых для основания, следует учитывать, если при замачивании водой или химическими растворами относительная деформация набухания без нагрузки СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960,04.
     
     Значение относительного набухания (отношение увеличения высоты образца грунта в результате его замачивания водой или другой жидкостью к начальной высоте образца грунта природной влажности) определяется по ГОСТ 24143.
     

6.15 При проектировании оснований на набухающих грунтах следует предусматривать конструктивные мероприятия, предотвращающие увлажнение природного грунта, а также замену набухающего грунта ненабухающим или устройство насыпи из ненабухающих грунтов таким образом, чтобы верхняя граница набухающих грунтов находилась на глубине от верха аэродромного покрытия, м, не менее:
     
     1,3 - для слабонабухающих грунтов (0,04СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960,08);
     
     1,8 -   " средненабухающих     "         (0,08СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960,12);
     
     2,3 -   " сильнонабухающих    "          (СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960,12).
     
     Основания на просадочных грунтах
     

6.16 Просадочные свойства грунтов, используемых в качестве основания, следует учитывать в пределах толщи грунта, где:
     
     суммарное сжимающее напряжение от собственного веса грунта и аэродромного покрытия СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 и эксплуатационной нагрузки СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 превышает начальное просадочное давление СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96;
     
     влажность грунта СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 выше (или может стать выше) начальной просадочной влажности СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 (минимальной влажности, при которой проявляются просадочные свойства грунта);
     
     относительная просадочность под действием внешней нагрузки СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960,01.
     
     При проектировании оснований, сложенных просадочными грунтами, следует учитывать возможность повышения влажности грунтов, имеющих степень влажности СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960,5, из-за нарушения природных условий испарения вследствие устройства аэродромного покрытия (экранирования поверхности). Конечную влажность грунтов надлежит принимать равной влажности на границе раскатывания СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96.
     
     Характеристики просадочных свойств грунтов определяют по ГОСТ 23161.
     

6.17 Грунтовые условия площадок, сложенных просадочными грунтами, в зависимости от возможности проявления просадки подразделяются на два типа:
     

I - просадка происходит в пределах сжимаемой толщи грунта (в основном в пределах ее верхней части) от действия эксплуатационной нагрузки, а просадка грунта от собственного веса отсутствует или не превышает 0,05 м;
     

II - помимо просадки грунта от эксплуатационной нагрузки возможна просадка (преимущественно в нижней части просадочной толщи) от собственного веса грунта, и размер ее превышает 0,05 м.
     

6.18 Мероприятия по устранению просадочных свойств грунта должны предусматриваться в зависимости от выполнения условия
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, (6.1)


где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - вертикальное сжимающее напряжение в грунте от эксплуатационной нагрузки, определяемое по приложению Ж;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - вертикальное сжимающее напряжение от собственного веса грунта и аэродромного покрытия;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - начальное просадочное давление (минимальное давление, при котором проявляются просадочные свойства грунта при его полном водонасыщении), определяемое по ГОСТ 23161.
     
     Если условие (6.1) удовлетворено, следует предусматривать уплотнение верхнего слоя просадочного грунта в соответствии с требованиями 6.11.
     
     Если СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, необходимо кроме уплотнения верхнего слоя предусматривать мероприятия по устранению просадочных свойств грунта (предварительное замачивание, полную или частичную замену грунта подушками из песка, гравия, щебня и других непросадочных материалов) на глубину, обеспечивающую удовлетворение условия
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, (6.2)


где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - значение вертикальной деформации основания, вызванной просадкой грунта, определяемое расчетом при влажности СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 на границе раскатывания;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - предельное значение вертикальной деформации, принимаемое по таблице 6.2.
     

6.19 При проектировании элементов аэродрома, располагаемого на участках с грунтовыми условиями II типа по просадочности, наряду с устранением просадочных свойств грунтов основания следует предусматривать устройство гидроизоляционного слоя под аэродромной одеждой и на расстоянии 3 м в обе стороны от кромки покрытия, устройство водонепроницаемых отмосток шириной не менее 2 м, а если начальная просадочная влажность СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 меньше влажности на границе раскатывания СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - устранение просадочных свойств грунта предварительным его замачиванием.
     

6.20 Для возведения низких насыпей (высотой до 1 м) на участках с грунтовыми условиями II типа по просадочности следует предусматривать применение недренирующих грунтов. Дренирующие грунты допускается применять при технико-экономическом обосновании только на участках с грунтовыми условиями I типа по просадочности.
     
     Для возведения насыпей высотой более 1 м разрешается применять дренирующие грунты, однако естественный грунт под насыпью и на расстоянии не менее 5 м в обе стороны от нее должен быть уплотнен на глубину не менее 0,5 м до максимальной плотности сухого грунта или нижняя часть насыпи (высотой 0,5 м) должна быть выполнена из недренирующих грунтов.
     
     Основания на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах
     

6.21 При проектировании грунтовых оснований под аэродромные покрытия, располагаемых на торфах, заторфованных и слабых глинистых грунтах, следует предусматривать:
     
     для оснований под аэродромные покрытия, рассчитываемые на нормативные нагрузки в/к, I, II и III категорий, а под аэродромные покрытия с асфальтобетонным покрытием, рассчитываемые и на нормативные нагрузки IV, V и VI категорий, замену торфа и заторфованных грунтов на всю глубину их залегания и замену слабых глинистых грунтов на глубину сжимаемой толщи (см. таблицу 6.1);
     
     для оснований под аэродромные покрытия облегченного типа, а также под аэродромные покрытия с покрытием из сборных железобетонных плит, рассчитываемые на нормативную нагрузку IV категории, разрешается использовать торф, заторфованные и слабые грунты в пределах сжимаемой толщи грунтового основания, при этом устройство аэродромного покрытия следует предусматривать после предварительного обжатия торфа, заторфованного или слабого грунта весом насыпи до условной стабилизации осадок СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, м, определяемой по формуле
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, (6.3)


где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - полная осадка, м;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - предельная осадка аэродромного покрытия, м, принимаемая по таблице 6.2.
     
     Примечание - Категории нормативных нагрузок приведены в таблице 7.9.
     
     

6.22 Для повышения несущей способности насыпи, возводимой на естественном основании из торфа, заторфованного и слабого грунтов, устойчивости ее к воздействию эксплуатационных нагрузок, исключения местных просадок и проникания этих грунтов в тело насыпи, а также обеспечения возможности выполнения работ по устройству насыпи в период переувлажнения естественного грунта необходимо предусматривать укладку рулонных геосинтетических материалов на поверхность торфа, заторфованного или слабого глинистого грунта.
     
     Основания на засоленных грунтах
     

6.23 При проектировании оснований, предусматриваемых в районах распространения засоленных грунтов, особые свойства их надлежит учитывать, если солевой горизонт находится в пределах сжимаемой толщи грунта (см. таблицу 6.1).
     
     Возможность использования грунтов различной степени засоления в качестве естественного основания и в насыпях должна устанавливаться согласно таблице 6.6. При этом в случае неравномерного по глубине содержания солей степень засоления грунтового основания следует принимать по средневзвешенному содержанию солей.
     
     
Таблица 6.6
     

Грунт по степени засоления

Среднее содержание легкорастворимых солей, % к массе сухого грунта, при соотношении содержания ионов СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 и СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96

Возможность использования в качестве основания

хлоридное и сульфатно-хлоридное засоление СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96

сульфатное, хлоридно-сульфатное и содовое засоление СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96

Слабозасоленный

От

0,3

до

1,0

От

0,3

до

0,5

Пригоден

Засоленный

Св.

1,0

"

5,0

Св.

0,5

"

2,0

"

Сильнозасоленный

"

5,0

"

8,0

"

2,0

"

5,0

"

Избыточно засоленный

Св. 8,0

Св. 5,0

Не пригоден


     

6.24 Грунты, содержащие гипс, допускается использовать в качестве естественного основания без ограничения, а в насыпях, возводимых во II-IV дорожно-климатических зонах, - при содержании гипса не более 30% массы сухого грунта, в V зоне - не более 40%.
     
     Для аэродромов, расположенных в зоне искусственного орошения, или при глубине уровня подземных вод меньше глубины промерзания использование сильнозасоленных грунтов в качестве основания аэродромных одежд не допускается, а предельное содержание гипса в грунтах насыпей необходимо снижать на 10%.
     

6.25 Возвышение аэродромного покрытия над расчетным уровнем подземных вод следует принимать на 20% больше, чем указано в таблице 6.3, а по поверхности основания, сложенного средне- и сильнозасоленными грунтами, необходимо предусматривать устройство гидроизолирующего слоя.
     

6.26 Коэффициент уплотнения насыпей, возводимых из засоленных грунтов, следует принимать не менее 0,98 при аэродромном покрытии облегченного типа и для грунтовой части летного поля, 1,00 - при аэродромном покрытии капитального типа.
     
     Основания на вечномерзлых грунтах
     

6.27 При проектировании аэродромов, размещаемых в районах распространения вечномерзлых грунтов, следует принимать один из следующих трех принципов использования грунтов в качестве естественных оснований аэродромных покрытий:
     

I - грунты основания используются в мерзлом состоянии, сохраняемом в течение всего заданного периода эксплуатации аэродромных покрытий;
     

II - допускается частичное или полное оттаивание грунтов (сезоннооттаивающего слоя), которые оттаивали до устройства аэродромного покрытия;
     
     III - предусматривается предварительное оттаивание вечномерзлых грунтов с удалением или осушением переувлажненных слоев.
     

6.28 Принципы I и II использования вечномерзлых грунтов в качестве основания аэродромного покрытия должны применяться, если годовой температурный баланс покрытия отрицателен (сумма отрицательных градусо-часов покрытия не меньше суммы положительных градусо-часов), т.е. при соблюдении условия
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, (6.4)


где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - месяц года;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - среднемесячная температура поверхности покрытия, определяемая с учетом среднемесячной температуры воздуха и среднемесячной солнечной радиации, принимаемых в соответствии с требованиями СП 131.13330;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - продолжительность СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96-го месяца, ч.
     
     Принцип I должен применяться, если естественные грунты сезоннооттаивающего слоя в талом состоянии не обладают достаточной несущей способностью или дают недопустимые осадки, при экономически целесообразных затратах на мероприятия по сохранению вечномерзлого состояния.
     
     Принцип II должен применяться при наличии в основании грунтов, деформация которых при сезонном оттаивании на расчетную глубину не превышает предельно допускаемых значений для аэродромов данного класса.
     
     Принцип III должен применяться, если годовой температурный баланс покрытия положителен, при этом предварительное оттаивание вечномерзлых грунтов производится до горизонта непросадочных при оттаивании грунтов. Применение данного принципа использования грунтов в качестве оснований аэродромных покрытий должно обосновываться технологическими возможностями и экономической целесообразностью намечаемых способов оттаивания вечномерзлых грунтов.
     

6.29 Вертикальную планировку аэродромов с использованием грунтов естественного основания по принципам I и II следует осуществлять подсыпкой в виде теплоизолирующей насыпи без нарушения сложившегося торфо-мохового покрова.
     
     В качестве основных материалов для насыпи следует применять грунты и материалы, не подвергающиеся деформациям при промерзании или оттаивании.
     

6.30 Для уменьшения толщины теплоизолирующей насыпи (при соответствующем технико-экономическом обосновании) следует предусматривать в ее теле слои из высокоэффективных теплоизолирующих материалов: полимерных (пенопластов); легких бетонов, в которых содержатся пористые заполнители (керамзит, аглопорит, измельченные частицы пенопласта и т.п.); золошлаковых смесей и др.
     
     Требуемую толщину теплоизолирующего слоя следует определять на основании теплотехнических расчетов (см. приложение Д) исходя из условия, чтобы для оснований, проектируемых по принципу I, расчетная глубина оттаивания находилась в пределах теплоизолирующей насыпи, а для оснований, проектируемых по принципу II, соблюдалось условие
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, (6.5)


где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - значение ожидаемой деформации пучения сезоннооттаивающего слоя грунтов, определяемое согласно приложению Е;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - предельное значение вертикальной деформации, принимаемое по таблице 6.2.
     

6.31 При использовании грунтов в качестве оснований по принципу II, а также по принципу I, если в процессе производства земляных работ допускается временное оттаивание грунтов основания, необходимо предусматривать устройство дренирующего слоя толщиной не менее 0,5 м из грунтов и материалов, имеющих коэффициент фильтрации не менее 7 м/сут.
     

6.32 При использовании грунтов в качестве оснований по принципу III величину ожидаемой осадки вечномерзлых грунтов СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, м, после их оттаивания следует определять по формуле
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, (6.6)


где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - число слоев грунта, на которое разделяется оттаивающее основание в зависимости от просадочных свойств грунта;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - значение относительной осадки СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96-го слоя грунта, определяемое натурными испытаниями вечномерзлых грунтов путем оттаивания кернов под суммарным давлением от собственного веса грунта, аэродромного покрытия и от эксплуатационной нагрузки или методом горячего штампа. Значения СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 допускается определять расчетом в зависимости от природной влажности грунта СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, коэффициента пористости СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 и числа пластичности СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96. Для уплотненного торфяного слоя значение СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 допускается принимать равным от 0,03 до 0,04, а для неуплотненного слоя - 0,5;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - толщина СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96-го слоя сжимаемого грунта в природном состоянии, м.
     

6.33 При назначении коэффициента морозного пучения и коэффициента постели следует основания, проектируемые по принципу I, относить к первому типу гидрогеологических условий, а проектируемые по принципам II и III - ко второму типу при обеспеченном водоотводе и к третьему типу, если отвод воды из оттаивающего слоя не обеспечен.
     
     Основания на пучинистых грунтах
     

6.34 Пучинные свойства грунтов следует учитывать, если глинистые грунты к началу промерзания имеют показатель текучести СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-960 или если уровень подземных вод находится ниже расчетной глубины промерзания, м, менее чем на:
     
     1,0 - для песков мелких;
     
     1,5 - для песков пылеватых, супесей;
     
     2,5 - для суглинков, крупнообломочных грунтов с глинистым заполнителем;
     
     3,0 - для глин.
     

6.35 Основания на пучинистых грунтах должны удовлетворять условию
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, (6.7)


где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - равномерная деформация пучения поверхности грунтового основания, определяемая в соответствии с приложением Е;
     
     СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - предельное значение вертикальной деформации пучения, принимаемое по таблице 6.2.
     

6.36 Для выполнения условия (6.7) следует предусматривать:
     
     понижение уровня подземных вод;
     
     устройство в основании стабильного слоя из непучинистых материалов с применением в отдельных случаях теплоизолирующих материалов для уменьшения глубины промерзания пучинистого грунта;
     
     мероприятия по уменьшению пучинистости грунтов основания путем обработки их на расчетную глубину солями (СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 и др.), понижающими температуру замерзания, органическими и минеральными вяжущими, а также путем электрохимической обработки.
     
     

7 Аэродромные покрытия

7.1 Общие указания

7.1.1 Аэродромные покрытия по характеру сопротивления действию нагрузок от воздушных судов подразделяются на:
     
     жесткие (бетонные; армобетонные; железобетонные; а также асфальтобетонные покрытия на цементобетонном основании);
     
     нежесткие (из асфальтобетона; прочных каменных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими; из щебеночных и гравийных материалов, грунтов и местных материалов, обработанных неорганическими или органическими вяжущими; сборных металлических элементов).
     
     Примечания
     

1 Армобетонным считается покрытие из цементного бетона, армированного металлической сеткой, предназначенной для восприятия температурных напряжений.
     

2 Железобетонным считается армированное цементобетонное покрытие, в котором необходимую площадь сечения арматуры определяют расчетом на прочность и ширину раскрытия трещин.
     
     

7.1.2 Покрытия подразделяются по степени капитальности на:
     
     капитальные (с жестким и асфальтобетонным покрытиями);
     
     облегченные (с нежестким покрытием, кроме покрытия из асфальтобетона).
     

7.1.3 Аэродромные покрытия должны отвечать требованиям:
     
     безопасности и регулярности выполнения взлетно-посадочных операций воздушных судов;
     
     прочности, надежности и долговечности конструкции в целом и составных ее элементов (обеспечиваются расчетом прочности и выполнением требований к строительным материалам);
     
     ровности и шероховатости поверхности в соответствии с таблицей 7.1;
     
     охраны окружающей среды в соответствии с разделом 10.
     


Таблица 7.1
     

Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр

Нормативные требования

Метод контроля

1 Все слои искусственных оснований и покрытий

1.1 Высотные отметки по оси каждого ряда

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±15 мм, остальные - до ±5 мм

Нивелирование

1.2 Поперечный уклон каждого ряда

То же, до ±0,005, остальные - ±0,002 (но не выше предельно допускаемых уклонов)

Расчет по результатам исполнительной геодезической съемки

2 Основания, выравнивающие прослойки и покрытия (кроме сборных бетонных)

2.1 Ширина ряда укладки:

монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных покрытий (оснований) и асфальтобетонных покрытий

То же, до ±10 см, остальные - до ±5 см

Измерение мерной лентой, рулеткой

всех остальных типов оснований, покрытий и выравнивающих прослоек

То же, до ±20 см, остальные - до ±10 см

То же

2.2 Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытий

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 8 мм, остальные - до 5 мм на 1 м (но не более 10 мм на 7,5 м)

Измерение металлической линейкой по краю слоя

2.3 Ширина пазов деформационных швов всех типов покрытий

Не менее проектной, но не более 35 мм

Измерение щупом или штангенциркулем

2.4 Толщина конструктивного слоя:

монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных и асфальтобетонных покрытий и цементобетонных оснований

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до минус 5%, но не более 10 мм, остальные - не менее проектной

Измерение металлической линейкой по краю слоя

всех остальных типов покрытий и оснований

То же, до минус 5%, но не более 20 мм, остальные - не менее проектной

То же

2.5 Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев асфальтобетона, не ниже

типов А и Б - 0,99

В, Г и Д - 0,98

пористого и высокопористого - 0,98

холодного - 0,96

Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от указанных значений до минус 0,02, остальные - не менее указанных

По ГОСТ 12801

2.6 Прочность бетона

Не ниже расчетного сопротивления растяжению при изгибе, соответствующего проектному классу прочности

По ГОСТ Р 53231

2.7 Морозостойкость бетона

Не ниже проектной марки

По ГОСТ 10060

2.8 Неровность по оси ряда (просвет под рейкой длиной 3 м):

искусственных оснований

Не более 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 10 мм, остальные - до 5 мм

По ГОСТ 30412

всех типов покрытий и выравнивающих слоев
     

То же, до 6 мм, остальные - до 3 мм

То же

2.9 Алгебраическая разность СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 высотных отметок покрытия по оси ряда (точек, отстоящих друг от друга на расстоянии 5, 10 и 20 м)

Не более 5% результатов определений могут иметь значения до 10, 16, 24 мм, остальные - до 5, 8, 16 мм

Нивелирование и расчет по формуле

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96,

где СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96, СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96 - отметки смежных точек

2.10 Превышение граней смежных плит в швах монолитных жестких покрытий:

поперечных

Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 6 мм, остальные - до 3 мм

Измерения металлической линейкой или штангенциркулем

продольных

То же, до 10 мм, остальные - до 3 мм

То же

3 Сборные покрытия из предварительно напряженных железобетонных плит

3.1 Неровность (просвет под рейкой длиной 3 м)

Не более 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 10 мм, остальные - до 5 мм

По ГОСТ 30412

3.2 Превышение граней смежных плит в швах сборных покрытий:

поперечных

Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 6 мм, остальные - до 3 мм

Измерения металлической линейкой или штангенциркулем

продольных

То же, до 10 мм, остальные - до 5 мм

То же

4 Длина покрытий ВПП, РД, перрона и МС по их осям
     

Не менее проектного значения

Измерение мерной лентой

5 Глубина текстуры новой поверхности монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных и асфальтобетонных покрытий

Не менее 1 мм, но не более 2,5 мм

Измерения методом "песчаного пятна"

6 Коэффициент сцепления колеса с покрытием ВПП

Не менее 0,45

По ГОСТ 30413 или измерение машиной АТТ-2 по мокрой поверхности покрытия толщиной слоя воды 1 мм


     
     Нормативные требования, которые следует выполнять и контролировать при строительстве каждого слоя аэродромного покрытия, и методы контроля приведены в таблице 7.1.
     

7.1.4 Нормативные и расчетные характеристики бетона, асфальтобетона, материалов, применяемых для устройства оснований под покрытия жесткого и нежесткого видов, следует принимать по приложению И.
     

7.1.5 Проектный срок службы капитальных покрытий, обеспечивающих эксплуатацию воздушных судов с заданной интенсивностью, должен быть не менее 20 лет для жестких покрытий и 10 лет для нежестких покрытий и жестких, усиленных асфальтобетоном. Покрытия облегченного типа должны проектироваться на срок службы не менее 5 лет.
     

7.1.6 Покрытия аэродромов, включая слои искусственных оснований, надлежит рассчитывать по методу предельных состояний на многократное воздействие вертикальных нагрузок от воздушных судов как многослойные конструкции, лежащие на упругом основании.
     
     Асфальтобетонные покрытия, кроме того, следует рассчитывать на восприятие аэродинамических нагрузок от газовоздушных струй авиадвигателей, если скорость струи в зоне контакта с покрытием равна или более 100 м/с.
     

7.1.7 Покрытия на обочинах ИВПП, РД, МС, перронов, укрепляемых участках, примыкающих к торцам ИВПП, и покрытия концевых полос торможения следует предусматривать устойчивыми к воздействию газовоздушных струй от авиадвигателей, а также возможных нагрузок от транспортных и эксплуатационных средств.
     

7.1.8 Толщину покрытия на укрепляемых участках надлежит принимать по расчету, но не менее минимально допускаемой для конструктивного слоя из данного материала.
     

7.1.9 Во избежание повреждения воздушных судов при их случайных выкатываниях с ИВПП на гражданских аэродромах с категориями нормативных нагрузок IV и выше сопряжения укрепляемых участков обочин РД, укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, а также отмосток вокруг сооружений водосточно-дренажной сети и кабельной канализации (колодцев, закрытых канав, лотков и т.п.) с грунтовой поверхностью спланированной части ЛП следует устраивать в виде пандуса с заглублением края покрытия (отмостки) в грунт на глубину, равную глубине колеи расчетного типа воздушного судна в грунте, определяемой расчетом. При этом крутизна пандуса должна быть не более 1:10. Отмостки смотровых колодцев рекомендуется устраивать из покрытий нежесткого типа (асфальтобетон, щебень, укрепленный органическим вяжущим и т.д.).
     

7.1.10 Для обеспечения проектного срока службы возникающие во время эксплуатации дефекты (трещины, сколы, шелушение бетона и т.п.) должны устраняться по мере их появления методами текущего ремонта, поврежденная герметизирующая конструкция в деформационных швах должна восстанавливаться. Также необходимо оценивать работоспособность деформационных швов. При неудовлетворительной оценке следует предусматривать устройство дополнительных компенсационных швов.
     
     Через каждые 5 лет следует определять фактические значения критериев пригодности аэродромных покрытий: прочности, ровности, шероховатости в соответствии с нормативными документами.
     
     Пленка, образовавшаяся после применения средства по уходу за свежеуложенным бетоном, должна быть удалена до наступления отрицательных температур. Вновь построенные жесткие покрытия должны быть пропитаны укрепляющим паропроницаемым составом перед зимней эксплуатацией.
     
     Необходимо отслеживать динамику изменений этих критериев с тем, чтобы планировать необходимые мероприятия по техническому обслуживанию и реконструкции.
     
     

7.2 Искусственные основания

7.2.1 Для искусственных оснований и термоизоляционных слоев следует применять бетон тяжелый и мелкозернистый по ГОСТ 26633, бетон легкий - по ГОСТ 25820, жесткие бетонные смеси - по ГОСТ 7473, асфальтобетон плотный, пористый и высокопористый - по ГОСТ 9128, материалы щебеночные, гравийные и песчаные, не обработанные - по ГОСТ 25607 и обработанные неорганическими - по ГОСТ 23558 и органическими вяжущими, щебень и гравий - по ГОСТ 8267, щебень и песок - по ГОСТ 3344, песок - по ГОСТ 8736, грунты, укрепленные органическими вяжущими - по ГОСТ 30491, а также другие местные материалы.
     

7.2.2 Материалы всех слоев искусственных оснований должны обладать морозостойкостью, соответствующей климатическим условиям района строительства. Требования к морозостойкости приведены в таблице 7.2.
     
     
Таблица 7.2
     

Материал слоев искусственных оснований

Морозостойкость материалов, не ниже, при среднемесячной температуре воздуха наиболее холодного месяца, °С

ниже минус 15

ниже минус 5
до минус 15 включительно

минус 5 и выше

Щебень, щебень из гравия, щебеночно-гравийно-песчаные смеси

F 50

F 25

F 15

Гравий

F 25

F 15

F 15

Щебень, гравий, песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, укрепленные органическими вяжущими

F 25

F 25

F 15

Щебень, обработанный неорганическими вяжущими

F 50

F 25

F 15

Гравий, песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, укрепленные неорганическими вяжущими, пескоцемент и грунтоцемент в части основания:

верхней

F 25

F 25

F 15

нижней

F 15

F 15

F10

Песчано-гравийные, грунтогравийные и грунтощебеночные смеси

F 25

F 15

F 15

Мелкозернистый бетон, керамзитобетон, шлакобетон, тяжелый бетон низких классов прочности (В<20)

F 50

F 50

F 25

Примечание - К верхней части основания относятся слои, лежащие в пределах верхней половины глубины промерзания участков, к нижней - слои, лежащие в пределах нижней половины глубины промерзания, считая от поверхности покрытия.


     

7.2.3 При устройстве искусственных оснований из крупнозернистых материалов, укладываемых непосредственно на глинистый и пылеватый грунты, должна быть предусмотрена противозаиливающая прослойка, которая исключала бы возможность проникания грунта основания при его увлажнении в слой крупнопористого материала.
     
     В качестве материала противозаиливающей прослойки может быть использован водопроницаемый синтетический рулонный геотекстиль или зернистый материал, не переходящий в пластическое состояние при увлажнении (песок, местный грунт, обработанный вяжущими, шлак и др.). В случае устройства противозаиливающей прослойки из зернистого материала ее толщина должна быть не менее размера наиболее крупных частиц используемого зернистого материала, но не менее 0,05 м.
     

7.2.4 При грунтовом основании, состоящем из недренирующих грунтов (глин, суглинков и супесей пылеватых) в конструкциях искусственных оснований необходимо устраивать дренирующие слои из материалов с коэффициентом фильтрации не менее 7 м/сут, определяемом по ГОСТ 25584. Толщину дренирующих слоев следует определять расчетом. Толщина дренирующих слоев из песков (крупных и средней крупности) должна быть не менее указанной в таблице 7.3.
     
     
Таблица 7.3
     

Грунт естественного основания

Минимальная толщина дренирующего слоя для дорожно-климатических зон, м

I

II

III

IV

Глина, суглинок

0,35

0,30/0,35

0,20/0,25

0,15

Суглинок и супесь пылеватые

0,50

0,40/0,50

0,30/0,35

0,15/0,20

Примечания

1 Толщину слоя, указанную перед чертой, следует принимать для районов, расположенных в южной части дорожно-климатической зоны, за чертой - в северной части.

2 Толщина дренирующего слоя в конструкции покрытия на пучинистых грунтах должна уточняться расчетом на морозное пучение (приложение Е).

3 Для снижения толщины дренирующего слоя допускается использовать дренирующие геосинтетические прослойки. Толщина дренирующего слоя при этом должна уточняться расчетом.


     

7.2.5 Прочность несущих слоев искусственных оснований должна быть достаточной для восприятия нагрузок от построечного транспорта, используемого при строительстве искусственных покрытий.
     

7.2.6 Ширина слоев искусственного основания должна определяться с учетом технических требований, предъявляемых к технологии укладки материалов слоев основания и покрытия.
     
     

7.3 Жесткие покрытия

7.3.1 Новые жесткие монолитные покрытия следует проектировать, как правило, однослойными. Двухслойные монолитные покрытия могут применяться только при технической невозможности укладки слоя бетона требуемой расчетом толщины или усилении существующих покрытий, обоснованными технико-экономическими расчетами.
     

7.3.2 Строительство жестких покрытий следует, как правило, выполнять из тяжелого бетона, отвечающего требованиям ГОСТ 26633 и настоящего свода правил. Допускается применять при технико-экономическом обосновании мелкозернистый бетон, отвечающий требованиям ГОСТ 26633, при этом класс прочности на сжатие при использовании его в однослойном или верхнем слое двухслойного покрытия должен быть не ниже В30.
     
     Коррозийная стойкость бетона должна быть обеспечена с учетом химической агрессивности среды и компонентов бетонной смеси.
     
     Классы бетона по прочности на сжатие и растяжение при изгибе необходимо принимать не ниже указанных в таблице 7.4.
     


Таблица 7.4
     

Аэродромное покрытие

Минимальный класс бетона по прочности на

растяжение при изгибе

сжатие

Однослойное монолитное покрытие из бетона, армобетона, железобетона (с ненапрягаемой арматурой)

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-964,0

В30

Верхний слой двухслойного монолитного покрытия из бетона, армобетона, железобетона (с ненапрягаемой арматурой)

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-964,0

В30

Нижний слой двухслойного покрытия

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-962,8

В20

Сборное из железобетонных предварительно напряженных плит, армированных:

проволочной арматурой или арматурными канатами

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-964,0

В30

стержневой арматурой

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-963,6

В25

Примечания

1 Для покрытий, рассчитанных на внекатегорийную нагрузку (таблица 7.8), следует применять бетон класса не ниже СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-964,4 (В40).

2 Для сборных предварительно напряженных железобетонных плит должно быть обеспечено дополнительное требование к минимальному проектному классу прочности бетона на сжатие: В30 - для плит, армированных проволочной арматурой или арматурными канатами, и В25 - для плит, армированных стержневой арматурой.

3 Для покрытий, рассчитанных на нагрузки с давлением воздуха в пневматиках колес не более 0,6 МПа, допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании применять бетон класса СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-963,2 (В25).


     

7.3.3 Марку бетона по морозостойкости для покрытий следует назначать в соответствии с картой, приведенной на рисунке 7.1.
     
     

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96

Название документа: СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96

Номер документа: 121.13330.2012

Вид документа: СП (Свод правил)

Принявший орган: Минрегион России

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

М.: Минрегион России, 2012 год

Дата принятия: 30 июня 2012

Дата начала действия: 01 января 2013
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах