• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

СП 121.13330.2019


СВОД ПРАВИЛ

АЭРОДРОМЫ

AERODROMES

_________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 121.13330.2019 со СП 121.13330.2012 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

ОКС 93.120

Дата введения 2019-07-31


Предисловие


Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ - ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ", ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 января 2019 г. N 64/пр и введен в действие с 31 июля 2019 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 121.13330.2012 "СНиП 32-03-96 Аэродромы"

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика Минстрой России в сети Интернет

Введение


Настоящий свод правил разработан с учетом положений федеральных законов от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Учтены также требования сводов правил системы противопожарной защиты, международных и европейских нормативных документов, применены единые методы определения и оценки эксплуатационных характеристик.

Свод правил разработан авторским коллективом ЗАО "ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ" (руководитель темы - И.П.Потапов, д-р техн. наук Л.А.Андреева, инженеры А.В.Багинов, И.В.Музыкин, С.В.Стукалов); ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" (д-р техн. наук А.П.Виноградов, канд. техн. наук В.И.Березин, В.А.Сабуренкова, М.Д.Суладзе, Н.С.Ледовская, инженеры В.А.Коблов, Э.С.Цопанов, И.Н.Панченко, Н.А.Ромашкова-Мазова, Ю.Б.Скоробогатая, А.Ю.Бочарова, А.В.Девдариани, Н.В.Богачев); ОАО "ПИиНИИ ВТ "Ленаэропроект" (канд. техн. наук В.Н.Вторушин).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает требования к проектированию и распространяется на вновь строящиеся и реконструируемые сооружения аэродромов (вертодромов).

1.2 Требования настоящего свода правил не распространяются на проектирование посадочных площадок на судах, буровых платформах, зданиях и специальных сооружениях.

2 Нормативные ссылки


В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 10060.0-2012* Бетоны. Методы определения морозостойкости
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 10060-2012. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22283-2014 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения

ГОСТ 23161-2012 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик просадочности

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 25584-2016 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 25820-2014 Бетоны легкие. Технические условия

ГОСТ 25912-2015 Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 33147-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Плиты дорожные железобетонные. Методы контроля

ГОСТ Р 56925-2016 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований и покрытий

СП 32.13330.2018 "СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения"

СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги" (с изменениями N 1, N 2)

СП 37.13330.2012 "СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт" (с изменениями N 1, N 2, N 3)

СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"

СП 47.13330.2016 "СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения"

СП 63.13330.2018 "СНиП 52-01-2003 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения"

СП 71.13330.2017 "СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия" (с изменением N 1)

СП 129.13330.2011 "СНиП 3.05.04-85* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"

СП 131.13330.2018 "СНиП 23-01-99* Строительная климатология"

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения


В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1

аэродром: Участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

[4, ст.40, пункт 1]

3.2 аэродромные покрытия: Конструкции, воспринимающие нагрузки и воздействия от воздушных судов, эксплуатационных и природных факторов.

3.3 аэродромные сооружения: Сооружения, включающие в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции.

3.4

вертодром: Участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Вертодромы подразделяются на вертодромы гражданской авиации, вертодромы государственной авиации и вертодромы экспериментальной авиации.

[4, ст.40, пункт 1.1]

3.5 взлетно-посадочная полоса; ВПП: Определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для взлета и посадки воздушных судов (ВС); ВПП может иметь искусственное покрытие (ИВПП) или грунтовое (ГВПП).

3.6

взлетно-посадочная полоса необорудованная: ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих визуальный заход на посадку.

[5, приложение 1]

3.7

взлетно-посадочная полоса оборудованная: ВПП, предназначенная для воздушных судов, выполняющих заход на посадку по приборам.

[5, приложение 1]

3.8 водоотводные и дренажные системы: Система сооружений, предназначенных для отвода воды с поверхности покрытий и понижения уровня подземных вод с целью обеспечения необходимой устойчивости грунтового основания и слоев аэродромного покрытия при восприятии нагрузок в расчетный период наибольшего увлажнения грунтов, а также исключения аквапланирования колес самолетов при движении по ИВПП.

3.9 грунтовые основания: Спланированные и уплотненные местные или привозные грунты, предназначенные для восприятия нагрузок, распределенных через конструкцию аэродромного покрытия.

3.10

контрольная точка аэродрома; КТА: Точка, определяющая географическое местоположение аэродрома.

[5, приложение 1]

3.11

концевая полоса торможения; КПТ: Специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки воздушного судна в случае прерванного взлета.

[5, приложение 1]

3.12

летная полоса; ЛП: Определенный участок, который включает ВПП и концевую полосу торможения, если таковая имеется, и который предназначен для: уменьшения риска повреждения воздушных судов, выкатившихся за пределы ВПП, и обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней во время взлета и посадки.

[5, приложение 1]

3.13 летное поле аэродрома: Часть аэродрома, на которой расположены одна или несколько летных полос, рулежные дорожки, перроны, места стоянок воздушных судов и площадки специального назначения.

3.14 ломкий объект: Объект, конструктивно предназначенный разрушаться, деформироваться или сгибаться в случае ударного воздействия, с тем, чтобы представлять минимальную опасность для воздушного судна.

3.15 мезонеровности поверхности: Неровности, определяемые при нивелировке поверхности с шагом 5, 10 и 20 м и оцениваемые как отношение разности высот в соседних точках к шагу съемки.

3.16

место стоянки; МС: Выделенный участок на перроне, предназначенный для стоянки воздушного судна.

[5, приложение 1]

3.17 обочина: Участок летного поля, прилегающий к краю покрытия элемента аэродрома, предназначенный для предотвращения попадания посторонних предметов в двигатели ВС и струйной эрозии грунтовой поверхности, обеспечения отвода поверхностных вод с покрытия элемента аэродрома, движения спецавтотранспорта, повышения безопасности эксплуатации ВС, а также используемый при чрезвычайных ситуациях; в зависимости от функционального назначения обочина может быть с искусственным покрытием или грунтовая.

3.18 отмостка: Участок, прилегающий к краю искусственного покрытия элементов аэродрома (ВПП, РД, перрона) и обеспечивающий переход от искусственного покрытия к прилегающей грунтовой поверхности.

3.19

перрон: Определенная площадь сухопутного аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки или выгрузки почты или грузов, заправки, стоянки или технического обслуживания воздушных судов (ВС).

[5, приложение 1]

3.20 площадка специального назначения: Выделенный участок летного поля аэродрома, предназначенный для выполнения специальных видов обслуживания ВС.

3.21 полоса воздушных подходов: Часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу ВПП и расположенная в направлении ее оси, в котором воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.

3.22

порог ВПП: Начало участка ВПП аэродрома, который может использоваться для посадки воздушных судов.

[5, приложение 1]

3.23

рабочая площадь: Часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона(ов).

[5, приложение 1]

3.24

район аэродрома: Часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов, а также расположенный под ней участок земной или водной поверхности.

[5, приложение 1]

3.25

располагаемая дистанция взлета; РДВ: Сумма располагаемой дистанции разбега (РДР) и длины свободной зоны (СЗ), если она предусмотрена.

[5, приложение 1]

3.26

располагаемая дистанция прерванного взлета; РДПВ: Сумма располагаемой дистанции разбега (РДР) и длины концевой полосы торможения (КПТ), если она предусмотрена.

[5, приложение 1]

3.27

располагаемая дистанция разбега; РДР: Длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега самолета, совершающего взлет.

[5, приложение 1]

3.28

располагаемая посадочная дистанция; РПД: Длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега самолета после посадки.

[5, приложение 1]

3.29

рулежная дорожка; РД: Определенный путь на сухопутном аэродроме, установленный для руления воздушных судов и предназначенный для соединения одной части аэродрома с другой.

[5, приложение 1]

3.30

свободная зона; СЗ: Находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной или водной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты воздушным судном до установленного значения.

[5, приложение 1]

3.31 спланированная часть ЛП: Часть ЛП, расположенная по обе стороны от оси ВПП, спланированная и подготовленная таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения ВС при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.

3.32

уширение ВПП: Часть взлетно-посадочной полосы, предназначенной для обеспечения разворота воздушных судов.

[5, приложение 1]


4 Общие положения

4.1 Гражданские аэродромы подразделяют на классы А, Б, В, Г, Д и Е.

4.2 Класс аэродрома определяется:

- на аэродромах, имеющих одну ВПП, - классом ВПП;

- на аэродромах, имеющих две или более ВПП, - классом ВПП, имеющей наибольшую длину в стандартных условиях.

Стандартными условиями являются сочетание следующих условий: стандартные атмосферные условия (температура воздуха +15°С, атмосферное давление 101325 Па, относительная влажность воздуха 0%*), нулевое превышение над уровнем моря, отсутствие ветра и нулевой уклон ВПП.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Класс ВПП определяется длиной ВПП в стандартных условиях по таблице 4.1.


Таблица 4.1

Показатель

Класс ВПП

А

Б

В

Г

Д

Е

Минимальная длина ВПП в стандартных условиях, м

3200

2600

1800

1300

1000

500

4.3 При проектировании аэродромов международных аэропортов должны соблюдаться требования настоящего свода правил, а также учитываться стандарты и рекомендации Международной организации гражданской авиации (ИКАО)* [1].
________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 Элементы аэродромов

5.1 В составе аэродромов следует предусматривать следующие основные элементы:

- летные полосы, в том числе ВПП с искусственным покрытием и (или) грунтовые;

- рулежные дорожки;

- перроны;

- места стоянки ВС;

- площадки специального назначения.

При необходимости, в составе аэродрома могут предусматриваться:

- свободные зоны;

- концевые полосы торможения.

Летные полосы

5.2 При выборе направления и расположения ЛП следует учитывать метеорологические факторы (ветровой режим, туман, дымку, низкую облачность и пр.), наличие препятствий на приаэродромной территории, направление и расположение ЛП соседних аэродромов, перспективы развития прилегающих к аэродрому населенных пунктов, рельеф местности, а также особенности зимней эксплуатации аэродрома.

Примечание - Препятствиями считаются все неподвижные (временные или постоянные) и подвижные объекты или часть их, которые:

- размещены в зоне, предназначенной для наземного движения ВС;

- возвышаются над установленной поверхностью, предназначенной для защиты ВС в полете;

- находятся вне таких установленных поверхностей и по результатам оценки представляют собой опасность для аэронавигации.

5.3 Ширина ВПП должна быть по всей длине постоянной и не менее:

60 м - для ВПП класса А;

45 м

"

"

"

Б;

42 м

"

"

"

В;

35 м

"

"

"

Г;

28 м

"

"

"

Д;

21 м

"

"

"

Е.


Для ИВПП класса А, предназначенных для эксплуатации ВС с размахом крыла до 75 м и колеей по внешним авиашинам до 10,5 м и меньших размеров, минимальную ширину ВПП допускается принимать равной 45 м. В этом случае должны быть предусмотрены обочины с искусственным покрытием. Ширина обочины должна быть такой, чтобы расстояние от оси ИВПП до внешних кромок каждой из обочин было не менее 30 м.

Обочины с искусственным покрытием должны быть предусмотрены для ИВПП класса А, предназначенных для эксплуатации ВС индекса 7 с размахом крыла более 75 м. В этом случае общая ширина ИВПП с обочинами должна быть не менее 75 м, а расстояние от оси ИВПП до внешних кромок каждой из них должно быть не менее 37,5 м.

Искусственные покрытия обочин должны выдерживать нагрузку, создаваемую ВС при случайном выкатывании, не вызывая у него конструктивных повреждений, а также нагрузки наземных транспортных средств, которые могут передвигаться по обочине.

5.4 Летная полоса, включающая как оборудованную, так и необорудованную ВПП, должна простираться за каждым концом ВПП или за концевой полосой торможения, если она предусмотрена, на расстояние не менее 150 м для ВПП классов А, Б, В, Г, Д и 60 м для ВПП класса Е.

Примечание - В случае невозможности обеспечения этих расстояний (например, из-за сложного рельефа местности или наличия препятствий) для выполнения указанного требования должны быть сокращены располагаемые дистанции.

5.5 Часть ЛП, расположенная перед порогом ИВПП, должна быть укреплена на ширину не менее ширины ИВПП с целью предотвращения эрозии от струй газов ВС и защиты приземляющихся ВС от удара о торец ИВПП на расстояние не менее:

75 м - для ИВПП класса А;

50 м

"

"

"

Б и В;

30 м

"

"

"

Г и Д.


Эти участки должны выдерживать нагрузки от ВС при случайном выкатывании их при взлете или посадке, а также нагрузки от эксплуатационной техники.

До реконструкции существующих ИВПП допускается укрепление, ширина которого уменьшается до 2/3 ширины ИВПП у конца укрепления.

5.6 Грунтовая поверхность спланированной части ЛП в местах сопряжения с искусственными покрытиями элементов аэродрома (ИВПП, обочинами, рулежными дорожками, КПТ) должна располагаться на одном уровне с ними.

5.7 Летная полоса, включающая оборудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:

150 м - для ВПП классов А, Б, В, Г;

75 м

"

"

"

Д и Е.

5.8 Летная полоса, включающая необорудованную ВПП, должна простираться в поперечном направлении по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП) на расстояние не менее:

80 м - для ВПП классов А и Б;

70 м

"

"

класса

В;

65 м

"

"

"

Г;

55 м

"

"

"

Д;

40 м

"

"

"

Е.

5.9 Часть ЛП, которая включает оборудованную или необорудованную ВПП, расположенная по обе стороны от оси ВПП (на всем протяжении ЛП), должна быть спланирована и подготовлена таким образом, чтобы свести к минимуму риск повреждения ВС при приземлении с недолетом или выкатывании за пределы ВПП.

Спланированная часть ЛП должна простираться от оси ВПП на расстояние не менее:

80 м - для ВПП классов А и Б;

70 м

"

"

класса

В;

65 м

"

"

"

Г;

55 м

"

"

"

Д;

40 м

"

"

"

Е.


Спланированная часть ЛП для грунтовых необорудованных аэродромов должна простираться от оси ГВПП на расстояние не менее:

50 м - для ГВПП класса Г;

25 м

"

"

классов

Д и Е.

5.10 В пределах спланированной части ЛП не должно быть никаких объектов, за исключением объектов, имеющих легкую и ломкую конструкцию, которые по своему функциональному назначению должны находиться на этой части ЛП (визуальные средства, контрольная антенна курсового радиомаяка, уголковые отражатели посадочного радиолокатора (далее - ПРЛ)). На спланированной части ЛП не должны находиться подвижные объекты (аэродромно-эксплуатационная и другая техника) во время использования ВПП для взлета и посадки.

5.11 В пределах от границы спланированной части до границы ЛП не должно быть объектов, кроме тех, функциональное назначение которых требует их размещения вблизи ВПП и не допускает размещения в ином месте.

В этих пределах не должны размещаться новые или увеличиваться в размерах существующие объекты, за исключением тех случаев, когда размещение нового или увеличение в размерах существующего объекта:

- необходимо для обеспечения взлетов и посадок ВС или

- не окажет неблагоприятного воздействия на безопасность полетов ВС.

Примечание - Примерами объектов, функциональное назначение которых требует размещения вблизи ВПП для обеспечения взлетов и посадок ВС, являются глиссадный радиомаяк (ГРМ), ПРЛ, стартовый диспетчерский пункт (СДП), метеорологические измерительные приборы.

5.12 Ветровая загрузка летной полосы аэродрома (вероятная частота использования какого-либо определенного направления полосы, выраженная в процентах ко всем направлениям ветров) и скорость нормальной составляющей ветра должны соответствовать приведенным в таблице 5.1.

Ветровую загрузку следует рассчитывать для 8 или 16 румбов с использованием данных наблюдений ближайшей к аэродрому метеорологической станции за возможно длительный период, но не менее чем за 5 лет.

В случаях, когда не обеспечивается требуемая минимальная ветровая загрузка ЛП, следует предусматривать вспомогательную ВПП, располагаемую по отношению к основной под углом, значение которого устанавливается в соответствии с нормативными документами.


Таблица 5.1

Класс аэродрома

Минимальная ветровая загрузка летной полосы, %

Максимально допускаемая скорость нормальной составляющей ветра, м/с

А, Б, В, Г

98

12

Д

95

8

Е

90

6

5.13 Пропускная способность ВПП должна обеспечивать предполагаемую интенсивность движения ВС. При соответствующем обосновании допускается предусматривать строительство дополнительных ВПП. Значения пропускной способности ВПП для различных схем их расположения следует устанавливать в соответствии с нормативными документами.

5.14 При отсутствии РД, примыкающей к концевому участку ИВПП, или при ее недостаточной прочности для разворота ВС следует предусматривать уширение ИВПП, обеспечивающее безопасный разворот ВС расчетного типа и выход его на ось ИВПП на минимальном расстоянии от ее конца.

Ширина ИВПП в местах уширения должна быть не менее:

75 м - для ИВПП класса А, Б, В;

45 м

"

"

"

Г и Д.

5.15 В документах аэронавигационной информации для каждой ВПП должен быть приведен ее продольный профиль с указанием фактических уклонов.

5.16 Свободная зона должна начинаться в конце располагаемой дистанции разбега, и ее длина не должна превышать половины этой дистанции.

Примечание - Включение требований к свободным зонам не означает обязательного наличия СЗ на аэродроме. Необходимость СЗ определяется местными условиями и экономической целесообразностью их устройства.

5.17 Свободная зона должна простираться на расстояние не менее 75 м в каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП.

5.18 Поверхность СЗ не должна выступать над условной плоскостью, имеющей восходящий уклон 1,25%, при этом нижней границей этой плоскости является горизонтальная линия:

- перпендикулярная вертикальной плоскости, содержащей осевую линию ВПП;

- проходящая через точку, расположенную на осевой линии ВПП в конце располагаемой дистанции разбега.

Примечание - В некоторых случаях, при определенных поперечных и продольных уклонах ВПП, обочин или ЛП, нижняя граница плоскости свободной зоны может оказаться ниже поверхности ВПП, обочины или ЛП. Это не означает, что требуется планировка этих поверхностей. Рельеф, который располагается за концом ЛП над плоскостью СЗ, но ниже уровня ЛП, может не планироваться.

5.19 Характеристики продольных уклонов той части свободной зоны, ширина которой, по крайней мере, не менее ширины ВПП, к которой она примыкает, должны быть сопоставимы с уклонами ВПП, если средний уклон СЗ незначительный или является восходящим. При незначительном (сопоставимом с уклоном ВПП) или восходящем среднем уклоне СЗ не допускаются резкие изменения восходящих уклонов свободной зоны. Отдельные понижения местности, например канавы, пересекающие СЗ, не исключаются.

5.20 На поверхности свободной зоны не допускается наличия препятствий. Расположенные по функциональному назначению объекты в пределах свободной зоны должны иметь легкую и ломкую конструкцию.

5.21 Концевая полоса торможения должна иметь ту же ширину, что и ВПП, к которой она примыкает.

Примечание - Включение требований к концевым полосам торможения не означает обязательного наличия КПТ на аэродроме. Необходимость устройства КПТ и ее длина определяются с учетом местных условий и экономической целесообразности.

5.22 КПТ должна быть запроектирована таким образом, чтобы она могла в случае прекращения взлета выдержать нагрузку, создаваемую самолетом, не вызывая повреждения его конструкции.

Рулежные дорожки

5.23 Число рулежных дорожек необходимо определять из условия обеспечения маневрирования ВС с учетом интенсивности их движения при минимальной протяженности путей руления между ИВПП и другими элементами аэродрома. Расположение РД для аэродромов классов А, Б, В и, как правило, для аэродромов классов Г, Д, Е должно исключать встречное движение ВС и специальных транспортных средств, а также пересечение рабочей зоны глиссадных радиомаяков системы инструментального захода на посадку ВС. Для летного поля необходимо предусматривать мероприятия и устройства (световую сигнализацию, указатели, разъезды и др.), обеспечивающие безопасность движения по РД.

5.24 Для аэродромов классов А и Б совмещение магистральной РД с МС, перронами и площадками специального назначения не допускается. РД, соединяющие магистральную РД с МС, перронами и площадками специального назначения, следует проектировать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к соединительным РД.

5.25 Для увеличения пропускной способности ИВПП и сокращения путей руления ВС при соответствующем обосновании следует предусматривать соединительные РД, в том числе РД скоростного схода, размещаемые под углом 30°-45° к ИВПП.

5.26 В целях определения минимальных параметров: ширины РД, обочин РД, удаления РД от препятствий - для каждой РД должны быть установлены индексы ВС, эксплуатируемых на данных РД аэродрома. Индекс ВС устанавливается по размаху крыла и колее шасси по внешним авиашинам по таблице 5.2.


Таблица 5.2

Индекс ВС

Размах крыла, м

Колея шасси по внешним авиашинам*, м

1

До 24

До 4

2

От 24 до 32

От 4 до 6

3

От 24 до 32

От 6 до 9

4

От 32 до 42

От 9 до 10,5

5

От 32 до 42

От 10,5 до 12,5

6

От 42 до 65

От 10,5 до 14

7

От 65 до 80

От 14 до 16

* Расстояние между внешними кромками колес основного шасси.

Примечание - Если индексы ВС по размаху крыла и колее шасси различны, то принимается больший из индексов.

5.27 Ширина РД аэродромов должна быть не менее:

7,0 м - для ВС индекса 1;

10,0 м

"

"

"

2;

13,0 м

"

"

"

3;


17,0 м для ВС индекса 4 (14 м для ВС с индексом 4 при колее шасси по внешним авиашинам до 7,5 м);

19,0 м для ВС индекса 5;

22,5 м для ВС индексов 6, 7 (18 м для ВС с индексом 6 при колее шасси по внешним авиашинам до 9,5 м; 21 м при колее шасси по внешним авиашинам до 12,5 м).

5.28 С двух сторон РД, предназначенных для руления ВС с индексом 4, 5, 6 или 7, должны быть предусмотрены обочины (для РД с искусственным покрытием - обочины с искусственным покрытием). Общая ширина РД и обочин должна быть не менее:

27,0 м - для ВС индекса 4;

29,0 м

"

"

"

5;

40,5 м

"

"

"

6;

60 м для ВС индекса 7 (допускается меньшая общая ширина РД и обочин, однако ее значение во всех случаях должно быть более значения расстояния между осями внешних двигателей эксплуатируемых на РД ВС не менее чем на 4 м).

5.29 Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее:

21,5 м - для ВС индекса 1;

26,0 м

"

"

"

2, 3;

35,5 м

"

"

"

4, 5;

47,5 м

"

"

"

6;


57,5 м для ВС индекса 7 (55 м для ВС с размахом крыла от 65 до 75 м и колеей шасси по внешним авиашинам до 10,5 м).

Указанные расстояния не относятся к путям руления ВС на перроне.

5.30 Расстояние между осевыми линиями параллельных РД с искусственными покрытиями и без искусственного покрытия должно соответствовать значениям, приведенным в таблице 5.3.

5.31 Радиус закругления искусственного покрытия РД в месте примыкания к искусственному покрытию ВПП должен быть не менее:

10 м - для ВС индекса 1;

20 м

"

"

"

2;

30 м

"

"

"

3;

50 м

"

"

"

4, 5, 6, 7.


В случае если поворот самолета с РД осуществляется только в одну сторону, то устройство закругления с другой стороны РД может не предусматриваться.


Таблица 5.3

Индекс ВС

Расстояние между осевыми линиями параллельных РД, м, для индексов ВС

1

2, 3

4, 5

6

7

1

38

42,5

51

63

70,5(68)

2, 3

42,5

47

55,5

67,5

75(72,5)

4, 5

51

55,5

61

73

80,5(78)

6

63

67,5

73

85

92,5(90)

7

70,5(68)

75(72,5)

80,5(78)

92,5(90)

100(97,5)

Примечание - Значения в скобках даны для ВС индекса 7 с размахом крыла от 65 до 75 м и колеей шасси по внешним авиашинам до 10,5 м.


Перроны, места стоянки самолетов и площадки специального назначения

5.32 Размеры и конфигурация перрона, места стоянки самолетов и площадки специального назначения должны обеспечивать:

- размещение расчетного числа ВС и их безопасное маневрирование;

- проезд и размещение аэродромных автотранспортных средств и перронной механизации;

- размещение передвижного и стационарного оборудования, предназначенного для технического обслуживания ВС;

- размещение устройств заземления (для снятия статического электричества), крепления ВС, струеотклоняющих щитов, а также других необходимых устройств;

- возможность механизированной очистки покрытия от снега.

5.33 Вдоль кромок перронов, МС и площадок специального назначения следует предусматривать грунтовые обочины шириной не менее 10 м и отмостки (сопряжения) шириной от 1,0 до 1,5 м.

5.34 Расстояние между осевой линией полосы руления ВС на перроне и неподвижными препятствиями должно быть не менее:

16,0 м - для ВС индекса 1;

22,0 м

"

"

"

2, 3;

28,5 м

"

"

"

4, 5;

40,0 м

"

"

"

6;

47,5 м

"

"

"

7.


В случае, если в качестве полосы руления на перроне используется РД аэродрома, примыкающая на определенном протяжении к перрону, расстояние между осевой линией полосы руления на перроне и неподвижными препятствиями должно быть увеличено в соответствии с 5.25.

5.35 Расстояние от габарита ВС, стоящего на перроне, МС или площадке специального назначения, до кромки покрытия должно быть не менее 4 м.

Вертикальная планировка

5.36 Максимально допускаемые продольные и поперечные уклоны элементов на проектируемых аэродромах следует принимать по таблицам 5.4 и 5.5.

При реконструкции существующих аэродромов значения поперечных и продольных уклонов, указанные в таблице 5.4, допускается увеличивать, но не более чем на 20%.


Таблица 5.4

Вид уклона

Максимально допускаемое значение уклона элементов с искусственным покрытием для аэродромов классов

А, Б, В

Г

Д

Е

Продольный уклон участков ИВПП:

среднего

0,0125

0,015

0,015

0,020

концевого

0,008

0,015

0,015

0,015

Поперечный уклон ИВПП

0,015

0,015

0,020

0,020

Продольный уклон РД:

магистральных и соединительных

0,015

0,025

0,025

0,030

вспомогательных

0,020

0,030

0,030

0,030

Поперечный уклон РД

0,015

0,020

0,020

0,020

Продольный и поперечный уклоны перронов, МС и площадок специального назначения

0,010

0,010

0,010

0,020

Продольный уклон укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП

0,008

0,015

0,015

-

Поперечный уклон укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП

0,015

0,015

0,020

-

Поперечный уклон укрепляемых отмосток ИВПП, перронов, МС и площадок специального назначения, обочин РД (вне пределов летной полосы)

0,025

0,030

0,030

0,030

Средний продольный уклон ИВПП

0,010

0,010

0,010

0,017

Примечания

1 Длина концевых участков ИВПП при назначении продольных уклонов принимается равной 1/6 длины ИВПП.

2 На концевых участках ИВПП продольные уклоны должны быть одного направления (только восходящие или только нисходящие).

3 Уклоны РД и обочин РД, располагаемых в пределах ЛП, должны соответствовать уклонам, принятым для ЛП.

4 Под средним продольным уклоном ИВПП понимается отношение разности отметок начала и конца ИВПП к ее длине.

5.37 Для обеспечения надежного стока дождевых и талых вод с поверхности искусственных покрытий и уменьшения опасности глиссирования колес ВС поперечный профиль ИВПП необходимо проектировать симметричным двухскатным. При технико-экономическом обосновании допускается принимать односкатный поперечный профиль ИВПП.


Таблица 5.5

Вид уклона

Максимально допускаемое значение уклона грунтовых элементов для аэродромов классов

А, Б, В

Г, Д

Е

Продольный уклон участка ГВПП:

среднего

0,020

0,025

0,030

концевого нисходящего

0,020

0,025

0,025

концевого восходящего

0,008

0,015

0,015

Поперечный уклон ГВПП (при односкатном и двухскатном поперечных профилях)

0,020

0,025

0,025

Продольный уклон участков спланированной части ЛП:

среднего

0,020

0,025

0,030

концевого нисходящего

0,020

0,025

0,025

концевого восходящего

0,008

0,015

0,015

Поперечный уклон спланированной части ЛП

0,025

0,030

0,030

Продольный и поперечный уклоны РД

0,020

0,025

0,030

Продольный уклон групповых МС

0,020

0,020

0,025

Поперечный уклон групповых МС

0,015

0,015

0,020

Поперечный уклон грунтовых обочин:

ИВПП, перронов и групповых МС

0,025

0,025

0,025

РД и площадок специального назначения

0,030

0,030

0,030

Примечания

1 Длина концевых участков ГВПП при назначении продольных уклонов принимается равной 1/6 длины ГВПП.

2 Поверхность РД, расположенной в пределах летной полосы, должна плавно сопрягаться с ее поверхностью и иметь продольный и поперечный уклоны, а также радиусы вертикальных кривых не более допускаемых для соответствующего грунтового элемента летной полосы.

3 См. примечание 2 к таблице 5.4.

4 Уклон сопряжения с грунтовой частью аэродрома составляет 1:5.

5.38 Поперечный профиль летной полосы следует проектировать без устройства грунтовых лотков в пределах летной полосы.

Устройство грунтовых лотков в пределах летной полосы допускается предусматривать в исключительных случаях при технико-экономическом обосновании, учитывая климатические, гидрологические, гидрогеологические и инженерно-геологические условия местности.

5.39 Поперечный профиль РД в зависимости от особенностей рельефа местности, принятой схемы водоотвода и применяемой строительной техники допускается применять как двухскатный, так и односкатный.

5.40 Поперечные уклоны поверхности элементов аэродромов должны быть не менее:

0,008 - для ИВПП;

0,005 - для РД, МС, перронов и площадок специального назначения;

0,015 - для грунтовых обочин ИВПП, РД, перронов и площадок специального назначения.

5.41 Обочины с искусственным покрытием должны иметь сопоставимые с ИВПП уклоны.

5.42 Продольные и поперечные уклоны поверхности грунтовых элементов (за исключением грунтовых обочин) должны быть не менее при грунтах:

- глинистых и суглинистых - 0,007;

- супесчаных, песчаных, гравийных, щебенистых - 0,005.

5.43 Поверхности элементов аэродрома в продольном направлении следует сопрягать вертикальными кривыми радиусами не менее приведенных в таблице 5.6.

5.44 Значение излома (алгебраической разности смежных уклонов) СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96 поверхностей элементов аэродрома в пределах вертикальной кривой должно соответствовать условию

СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96, (5.1)


где СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96 - шаг проектирования вертикальной кривой, м;

СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96 - минимальный радиус вертикальной кривой, м.


Таблица 5.6

Элемент аэродрома

Минимальный радиус, м, вертикальных кривых в продольном направлении для элементов аэродромов классов

А

Б, В

Г, Д

Е

ИВПП

30000

20000

10000

6000

ГВПП

РД:

10000

10000

6000

6000

СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96

Название документа: СП 121.13330.2019 Аэродромы. СНиП 32-03-96

Номер документа: 121.13330.2019

Вид документа: СП (Свод правил)

Принявший орган: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Статус: Действующий

Опубликован: Официальное издание. М.: Стандартинформ, 2019 год
Дата принятия: 30 января 2019

Дата начала действия: 31 июля 2019