Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 15516-2011

Группа Д41

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда и морские технологии

СПУСКОВЫЕ УСТРОЙСТВА С ЛОПАРЯМИ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ШЛЮПОК

Ships and marine technologies. Launching appliances for davit-launched lifeboats



ОКС 47.020.50*

ОКП 64 1000

_______________

* В ИУС 11-2012  ГОСТ Р ИСО 15516-2011 приводится с ОКС 47.020.50, 47.040. -

Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2012-07-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2011 г. N 720-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 15516:2006* "Судостроение и морские технологии. Шлюпочные устройства для спасательных шлюпок" (ISO 15516:2006 "Ships and marine technology - Launching appliances for davit-launched lifeboats").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА


5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт содержит требования к рабочим характеристикам, проектированию, конструкции, безопасности, техническому обслуживанию и испытанию спусковых устройств, в которых используются шлюпбалки с лопарями для спуска и подъема спасательных шлюпок.

Настоящий стандарт распространяется на спусковые устройства с использованием шлюпбалок с лопарями для спасательных шлюпок всех типов морских судов, включая спусковые устройства для скоростных дежурных шлюпок пассажирских паромов. Также настоящий стандарт распространяется на аналогичные устройства судов внутреннего плавания. Настоящий стандарт не распространяется на спусковые устройства для свободнопадающих спасательных шлюпок.

Примечание - Каждое положение настоящего стандарта, если ясно не заявлено иначе, также применяется к спусковым устройствам со шлюпбалками для дежурных шлюпок, предназначенных для спасания жизни в чрезвычайной ситуации на воде.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 2944 Приводы гидравлические и пневматические и их элементы. Номинальные давления (ISO 2944, Fluid power systems and components - Nominal pressures)

ИСО 3828 Судостроение и морские сооружения. Палубные механизмы. Словарь терминов и обозначения (ISO 3828, Shipbuilding and marine structures - Deck machinery - Vocabulary and symbols)

ИСО 4413 Гидравлика. Общие правила и требования, касающиеся гидравлических систем (ISO 4413, Hydraulic fluid power - General rules and safety requirements relating to systems)

ИСО 4414 Пневматика. Общие правила и техника безопасности, касающиеся пневматических систем и их компонентов (ISO 4414, Pneumatic fluid power - General rules and safety requirements relating to systems)

МЭК 60092 (все части) Электрооборудование судов

(IEC 60092 (all parts), Electrical installations in ships)

МЭК 60529 Степени защиты, обеспечиваемой корпусами (код IP) (IEC 60529, Degrees of protection provided by enclosures (IP Code))

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяются термины по ИСО 3828, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 укомплектованная шлюпка (non-loaded boat): Полностью укомплектованная спасательная или дежурная шлюпка без людей.

Примечание - Далее спасательная шлюпка и дежурная шлюпка называются "шлюпка".

3.2 легко нагруженная спасательная шлюпка (light-loaded lifeboat): Полностью укомплектованная спасательная шлюпка с командой на борту.

Примечание - Количество членов команды обусловливается проектом, и команда шлюпки состоит по меньшей мере из двух человек массой 75 кг каждый.

3.3 полностью нагруженная спасательная шлюпка (fully loaded lifeboat): Спасательная шлюпка, полностью укомплектованная людьми и снаряжением.

3.4 шлюпбалка (boat davit): Основная конструкция спускового устройства и ее принадлежности, включающие в себя несущий такелаж, цепи, найтовы, прижимные устройства и т.д.

3.5 оснастка шлюпбалки (loose gear): Элементы или узлы в сборе, выдерживающие тяговое усилие при подъеме шлюпки.

Примеры - Лопари, блоки, подвесные цепи, связующие звенья, проушины с приливом, хомуты, гаки, вертлюги, крепления и другие элементы, которые несут нагрузку при спуске и подъеме шлюпок.

3.6 лебедка спасательной шлюпки (lifeboat winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема спасательной шлюпки.

3.7 лебедка дежурной шлюпки (rescue boat winch): Лебедка, используемая для спуска на воду и подъема дежурной шлюпки.

Примечание - Далее лебедка спасательной шлюпки и лебедка дежурной шлюпки называются "лебедка".

3.8 максимальная рабочая нагрузка (maximum working load): Нагрузка, приложенная к спусковому устройству при спуске полностью нагруженной шлюпки с максимально допустимой массой.

3.9 максимальная нагрузка при подъеме (maximum recovering load): Нагрузка, приложенная к спусковому устройству при подъеме шлюпки с максимально допустимой для подъема массой.

Примечание - Это определение относится к массе легко нагруженных спасательных шлюпок и к массе полностью нагруженных дежурных шлюпок. Для спасательных шлюпок, которые также используются для спасания людей в чрезвычайных ситуациях, определение 3.9, относясь к массе укомплектованной шлюпки, включает в себя дополнительно массу минимум 6 человек.

3.10 наименьшая нагрузка при спуске (lightest launching load): Нагрузка в спусковом устройстве при спуске укомплектованной шлюпки с наименьшей массой, которая может быть использована с данным устройством.

3.11 максимальное тяговое усилие лебедки (maximum working load of winch): Максимальное усилие в лопарях на барабане лебедки при спуске и подъеме шлюпки.

3.12 грузоподъемность лебедки (hoisting load of winch): Усилие в лопарях на барабане лебедки при подъеме груза с максимально допустимой для подъема массой.

3.13 максимальная нагрузка на лебедке при спуске (maximum governing load): Усилие в лопарях на барабане лебедки при спуске шлюпки с максимально допустимой массой.

3.14 угол наклона троса по отношению к оси барабана лебедки (fleet angle): Угол между направлением троса при выходе с барабана и плоскостью, перпендикулярной оси барабана.

     4 Классификация и конструкция


Спусковое устройство обычно состоит из шлюпбалки в комбинации с лебедкой.

     4.1 Конструкция шлюпбалки


Шлюпбалка обычно состоит из стрел, рам, такелажа и других приспособлений.

     4.2 Классификация шлюпбалок


Шлюпбалки классифицируются, главным образом, как гравитационные шлюпбалки и шлюпбалки с применением механической энергии в зависимости от способа вываливания стрел шлюпбалки.

     4.3 Классификация лебедок


Лебедки спусковых устройств классифицируются, главным образом, как указано ниже.

4.3.1 По типу привода лебедки:

a) лебедки с ручным приводом;

b) лебедки с механическим приводом.

Лебедка может иметь электрический, гидравлический или пневматический привод. Лебедки с ручным приводом не применяются для дежурных шлюпок.

4.3.2 По назначению лебедки:

a) лебедки для спуска и подъема спасательных шлюпок;

b) лебедки для спуска и подъема дежурных шлюпок;

c) лебедки для спуска и подъема спасательных и дежурных шлюпок.

     5 Технические требования

     5.1 Характеристика работы

5.1.1 Спуск шлюпки на воду

5.1.1.1 Спусковое устройство для шлюпок должно обеспечивать безопасный спуск на воду укомплектованной шлюпки и полностью нагруженной шлюпки с дифферентом судна до 10° и креном до 20° на любой борт.

5.1.1.2 В дополнение к требованию, указанному в 5.1.1.1, спусковые устройства для спасательных шлюпок на нефтяных танкерах, танкерах-химовозах и газовозах с конечным углом крена, превышающим 20°, должны обеспечивать спуск на воду укомплектованных и полностью нагруженных шлюпок при предельном угле с накрененного борта судна, принимая во внимание аварийную ватерлинию судна в конечной стадии затопления.

5.1.1.3 Спусковое устройство не должно зависеть от судовых источников энергии и должно спускать шлюпку на воду только под действием силы тяжести или накопленной механической энергии.

5.1.1.4 Спусковое устройство должно быть способным спускать и удерживать шлюпки в режиме управляемого спуска. Скорость спуска шлюпки на воду должна соответствовать таблице 1.


Таблица 1

Состояние шлюпки

Скорость спуска шлюпок на воду, м/с

Полностью нагруженная шлюпка

Минимальное значение S

,

где - нижний предел скорости спуска;

- высота от нока стрелы шлюпбалки до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, м;

1, когда 30 или значения, установленного уполномоченным органом


Максимальное значение

1,3 или значение, установленное уполномоченным органом



1,0 только для спусковых устройств скоростных дежурных шлюпок

Укомплектованная шлюпка

Минимальное значение

0,7 (для спасательной шлюпки массой менее 550 кг; должна удовлетворять требованиям уполномоченного органа)


Максимальное значение

1,0 или значение, установленное уполномоченным органом

Примечание - При расчете предполагается, что стрела шлюпбалки полностью вывалена.



5.1.1.5 Спусковые устройства для спасательных шлюпок на грузовых судах водоизмещением 20000 т и выше и спусковые устройства для дежурных шлюпок на всех судах должны обеспечивать безопасный спуск шлюпок на воду при движении судна вперед со скоростью до 5 узлов при спокойном море.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».