ПРОЕКТ
СОГЛАШЕНИЕ
о единых принципах и правилах технического регулирования
в строительстве в государствах-участниках СНГ
Члены Межправительственного Совета по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ), именуемые в дальнейшем Сторонами,
руководствуясь Концепцией технического регулирования в государствах-участниках СНГ, принятой на тридцать третьем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановлением N 33-22 от 3 декабря 2009 года,
учитывая положения проекта Соглашения о технических регламентах государств-участников СНГ, подготовленного Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ и одобренного в основном на заседании Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ 6 апреля 2011 г., протокол N 4 (167),
принимая во внимание работу в области технического регулирования, проводимую в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза,
признавая необходимость укрепления единства нормативной базы проектирования и строительства государств-участников СНГ, ее реформирования на основе современных принципов и правил технического регулирования и исходя из общих экономических интересов строительства в государствах-участниках СНГ,
в развитие одобренных на ХХХ заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ 11 ноября 2010 г. (г.Киев) "Рекомендаций по реализации Концепции технического регулирования в государствах-участниках СНГ в сфере строительства и производства изделий строительного назначения",
согласились о нижеследующем.
Для целей настоящего Соглашения используемые понятия означают следующее.
1. Технические регламенты | |||
1.1. | Технический регламент СНГ | Документ, принятый международным договором государств-участников СНГ и устанавливающий обязательные для применения и исполнения в государствах требования к объектам технического регулирования | |
2. Нормативные документы | |||
2.1. | Нормативный документ | Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей | |
2.2. | Межгосударственные строительные нормы | Региональный нормативный технический документ государств-участников СНГ в области проектирования и строительства, утвержденный для применения на обязательной основе и содержащий требования к продукции строительства, а также к связанным с ней процессам | |
2.3. | Межгосударственный свод правил по проектированию и строительству | Региональный нормативный технический документ государств-участников СНГ в области проектирования и строительства, утвержденный межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) и содержащий предназначенные для применения на добровольной основе технические правила и проектные решения, а также процедуры инженерных изысканий, проектирования, строительства или эксплуатации продукции строительства, определяющие способы достижения ее соответствия предъявляемым к ней обязательным требованиям технических регламентов и межгосударственных строительных норм | |
2.4. | Межгосударственный стандарт в строительстве | Региональный стандарт государств-участников СНГ, принятый Межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) | |
2.5. | Международный стандарт | Стандарт, принятый Международной организацией по стандартизации (ИСО) | |
3. Гармонизация нормативных документов | |||
3.1. | Гармонизированные нормативные документы (стандарты) | Нормативные документы (стандарты), которые утверждены различными органами, распространяются на один и тот же объект и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг и взаимное понимание результатов испытаний или информации. | |
3.2. | Идентичные нормативные документы (стандарты) | Гармонизированные нормативные документы (стандарты), идентичные по содержанию и по форме представления. | |
3.3. | Модифицированные норма-тивные документы (стандарты) | Гармонизированные нормативные документы (стандарты), которые имеют технические отклонения и различия по форме представления при условии их идентификации и объяснения | |
3.4. | Односторонне согласованный нормативный документ (стандарт) | Нормативный документ (стандарт), согласованный с другим нормативным документом таким образом, чтобы продукция, процессы, работы, услуги и информация, представляемые в соответствии с первым документом, отвечали требованиям последнего, а не наоборот. | |
3.5. | Неэквивалентные нормативные документы (стандарты) | Нормативные документы (стандарты), которые имеют неидентифицированные технические отклонения друг от друга и различия по форме представления | |
3.6. | Эксплуатационное положение нормативного документа (стандарта) | Положение нормативного документа (стандарта), которое содержит характеристики продукции, связанные с поведением этой продукции при ее использовании (эксплуатационные харак-теристики) | |
3.7. | Описательное (предписывающее) положение нормативного документа (стандарта) | Положение нормативного документа (стандарта), которое содержит характеристики продукции, связанные с ее производством (описание проекта, конструктивных деталей и т.д. с указанием размеров и состава материалов). | |
4. Объекты технического регулирования | |||
4.1. | Продукция строительства | Законченные строительством здания и другие строительные сооружения, а также их комплексы. Объектом технического регулирования в строительстве является строительная часть зданий и сооружений, включая внутренние системы инженерного обеспечения | |
4.2. | Строительное сооружение | Единичный результат строительной деятельности, предназначенный для осуществления определенных потребительских функций в соответствии с его назначением | |
4.3. | Здание | Строительное сооружение, состоящее из наземной и, при необходимости, подземной частей с помещениями для проживания и (или) осуществления деятельности людей, размещения производств, хранения продукции или содержания животных | |
4.4. | Наружная сеть инженерно-технического обеспечения | Строительное сооружение (комплекс сооружений), предназначенное для выполнения функций по водоснабжению, канализации, тепло и энергоснабжению, обеспечению сигнализацией и связью зданий и других строительных сооружений | |
4.5. | Помещение | Замкнутое пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное со всех сторон строительными конструкциями | |
4.6. | Строительная конструкция | Часть здания или сооружения, выполняющая определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции | |
4.7. | Внутренняя система инженерно-технического обеспечения здания или сооружения | Часть здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, энергоснабжения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, транспорта, мусороудаления, связи, управления и обеспечения безопасности | |
4.8. | Строительное | Изделие, предназначенное для применения в качестве элемента строительных конструкций зданий и сооружений и (или) систем инженерного обеспечения | |
4.9. | Строительный | Материал (в т.ч. штучный), предназначенный для возведения строительных конструкций зданий и сооружений, а также изготовления строительных изделий |
1. Стороны отмечают, что принятой Межпарламентской ассамблеей государств-участников СНГ Концепцией технического регулирования в государствах-участниках СНГ поставлена задача в ближайшей перспективе - пять лет - создать систему технического регулирования государств-участников СНГ, включая разработку, принятие и введение в действие технических регламентов СНГ. Подготавливается проект межправительственного Соглашения о технических регламентах государств-участников СНГ.
На решение этой задачи направлены положения одобренных на ХХХ заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ 11 ноября 2010 г. (г.Киев) "Рекомендаций по реализации Концепции технического регулирования в государствах-странах СНГ в сфере строительства и производства изделий строительного назначения", предусматривающих формирование межгосударственной нормативной базы проектирования и строительства, необходимой для функционирования системы технического регулирования на основе соответствующих механизмов.
В настоящее время в рамках ЕврАзЭС разрабатывается проект технического регламента ЕврАзЭС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий", соблюдение требований которого в соответствии с принятыми межправительственными соглашениями стран ЕврАзЭС намечается обеспечивать применением в основном региональных, т.е. межгосударственных и в различной форме европейских нормативных документов.
2. Стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования строительства, руководствуюсь положениями настоящего Соглашения, в том числе:
вырабатывают единые позиции органов управления строительством по вопросам технического регулирования строительства, основанные на общих задачах государств-участников СНГ в области технического регулирования и отражающие существующие отличия продукции строительства - зданий и сооружений - от продукции промышленности;
представляют эти позиции в вышестоящих органах власти своих государств и в органах управления ЕврАзЭС и принимают необходимые меры по их учету при подготовке общих организационных правовых документов ЕврАзЭС и при разработке национальных законодательных и нормативных правовых актов;
разрабатывают технические регламенты СНГ в области строительства и участвуют в разработке регламентов, затрагивающих вопросы строительства;
обеспечивают создание в соответствии с настоящим Соглашением единой межгосударственной нормативной базы проектирования и строительства, отвечающей общим интересам государств-участников СНГ, а также применение в странах нормативных документов этой Системы.
Объектами технического регулирования в области строительства, на которые распространяется действие настоящего Соглашения, являются:
продукция строительства - здания и другие строительные сооружения всех отраслей экономики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, вводимые в эксплуатацию после завершения нового строительства, реконструкции или капитального ремонта;
процессы инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и других строительных сооружений;
строительные материалы и изделия, применяемые для изготовления и (или) возведения строительных конструкций и устройства внутренних систем инженерного оборудования зданий и других строительных сооружений.
1. Межгосударственная нормативная техническая база проектирования и строительства для государств-участников СНГ формируется с учетом принятых на ХХХ заседании Межправительственного совета Рекомендаций в развитие межгосударственных нормативных правовых актов (соглашений, договоров и др.) по общим вопросам технического регулирования в государствах-участниках СНГ в соответствии со следующей структурой:
технические регламенты СНГ в области строительства, введенные и применяемые на территории государств-участников СНГ в соответствии с установленным в СНГ порядком;
межгосударственные строительные нормы, применяемые на обязательной основе в присоединившихся к ним государствах-участниках СНГ в соответствии с требованиями введенных в этих государствах технических регламентов СНГ в области строительства;
межгосударственные своды правил по проектированию и строительству, применяемые на добровольной основе в присоединивших к ним государствах для обеспечения соблюдения обязательных требований технических регламентов СНГ и межгосударственных строительных норм;
межгосударственные стандарты, применяемые на добровольной основе в присоединившихся к ним государствах для обеспечения соблюдения требований технических регламентов СНГ и межгосударственных строительных норм, а также решения других технических задач, связанных с экономической интеграцией стран в области строительства.
2. Межгосударственные строительные нормы, межгосударственные своды правил по проектированию и строительству и межгосударственные стандарты в области строительства составляют Систему межгосударственных нормативных документов и применяются для обеспечения соблюдения требований технических регламентов СНГ в области строительства в соответствии с требованиями этих технических регламентов наряду с международными, европейскими и национальными нормативными документами с учетом статьи 10 настоящего Соглашения, если применение этих документов не противоречит общим целям технического регулирования строительства в государствах-участниках СНГ.
3. Основные принципы формирования и правила применения межгосударственных нормативных документов устанавливаются межгосударственными строительными нормами "Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые должны быть пересмотрены с учетом настоящего Соглашения.
1. Технические регламенты СНГ в области строительства разрабатываются с учетом основных положений Рекомендаций по типовой структуре технического регламента ЕврАзЭС с учетом особенностей, связанных с отличиями продукции строительства от промышленной продукции, и применяются в государствах в соответствии с требованиями общих нормативных правовых межгосударственных актов СНГ по вопросам технического регулирования.
2. В технических регламентах СНГ в области строительства устанавливаются, как правило, общие требования безопасности в целях защиты жизни и здоровья человека, защиты имущества, охраны окружающей среды, обеспечения энергоэффективности возводимых зданий и сооружений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение покупателей, а также требования к процедурам оценки соответствия, включая подтверждение пригодности новых материалов и изделий для применения в строительстве.
3. В качестве основополагающего технического регламента СНГ в области строительства разрабатывается проект технического регламента СНГ "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". За основу для разработки указанного межгосударственного технического регламента принимается соответствующий технический регламент ЕврАзЭС, положения которого должны уточняться с учетом интересов государств-участников СНГ, не являющихся членами ЕврАзЭС.
По вопросам о необходимости и целесообразности разработки последующих технических регламентов СНГ, затрагивающих вопросы строительства, члены Межправительственного Совета будут согласовывать свои позиции.
1. Межгосударственные строительные нормы разрабатываются в рамках Межгосударственной научно-технической комиссии по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) при Межправительственном Совете по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ, согласовываются голосованием членов МНТКС в соответствии с установленным порядком и утверждаются Межправительственным Советом по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ.
2. При разработке новых и пересмотре действующих межгосударственных строительных норм, в них на основе и в развитие требований технических регламентов СНГ в области строительства должны устанавливаться эксплуатационные требования к зданиям и сооружениям в форме конкретных задач по обеспечению безопасности, которые должны быть решены при проектировании и строительстве. Нормы, как правило, не должны содержать описательных (предписывающих) характеристик, относящихся к конструктивным и объемно-планировочным решениям, методам расчета и проектирования, применению конкретных типов и марок материалов и т.п., за исключением случаев, когда это необходимо для достижения целей технического регламента.
3. Межгосударственные строительные нормы должны основываться на современных достижениях науки и техники, опыте государств-участников СНГ проектирования, строительства и эксплуатации объектов, требованиях международных и европейских стандартов, национальных обязательных строительных норм и строительных правил зарубежных государств, требования которых соответствуют общим целям технического регулирования строительства в государствах-участниках СНГ.
1. Межгосударственные своды правил утверждаются Межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС) при Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ и предназначены для применения на добровольной основе совместно с соответствующими межгосударственными строительными нормами для обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности технических регламентов СНГ и межгосударственных строительных норм.
2. В межгосударственных сводах правил приводятся проверенные на практике положения по проектированию и строительству, определяющие требования к объемно-планировочным, конструктивным и технологическим решениям, методам расчета и проектирования, применению материалов и изделий и другим способам достижения целей технических регламентов СНГ и решения задач, поставленных в межгосударственных строительных нормах по вопросам безопасности.
3. Положения межгосударственных сводов правил по проектированию и строительству должны быть технически и экономически обоснованы, учитывать современные достижения науки, техники и технологии, передовой опыт проектирования и строительства, требования международных и европейских стандартов, национальных нормативных документов государств-участников СНГ и зарубежных стран, которые соответствуют условиям строительства и эксплуатации объектов на территории государств-участников СНГ и общим целям и задачам технического регулирования строительства в этих государствах.
1. Межгосударственные стандарты в области строительства разрабатываются и принимаются Межгосударственной научно-технической комиссией по техническому нормированию, стандартизации и оценке соответствия в строительстве (МНТКС)при Межправительственном совете по сотрудничеству в строительной деятельности государств-участников СНГ и предназначены для применения на добровольной основе в целях:
обеспечения соблюдения обязательных требований по безопасности технических регламентов СНГ в области строительства и межгосударственных строительных норм;
обеспечения размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве, общих подходов к оценке качества строительства и взаимопоставляемых строительных материалов и изделий, а также в целом технического единства и взаимопонимания в строительстве.