Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 8847-2011

Группа Д42


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Суда малые

РУЛЕВОЙ ПРИВОД

СИСТЕМЫ С ПРОВОЛОЧНЫМИ ТРОСАМИ И ШКИВАМИ

Small craft. Steering gear. Cable and pulley systems


ОКС 47.080

ОКП 74.400.5

Дата введения 2012-01-01


Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Научно-исследовательским институтом по стандартизации и сертификации "Лот" ФГУП "ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова" на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 апреля 2011 г. N 59-ст


4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 8847:2004* "Суда малые. Рулевой привод. Системы проволочных тросов и шкивов" (ISO 8847:2004 "Small craft - Steering gear - Cable and pulley systems").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочного международного стандарта соответствующий ему национальный стандарт Российской Федерации, сведения о котором приведены в дополнительном приложении ДА


5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает минимальный уровень требований к эксплуатации, конструкции и установке тросовых и роликовых рулевых систем на суда длиной корпуса до 24 м, со вспомогательным двигателем или без него.

Настоящий стандарт устанавливает требования к проектированию и конструкции всех компонентов рулевой системы, от штурвала и до рычага управления (сектора) включительно. Стандарт распространяется только на рулевые системы с тросами и шкивами при размещении как на рулевой колонке, так и на переборке.

Исполнение и характеристики рулевого вала и пера руля входят в область компетенции судостроителя, и предполагается, что они соответствуют размерам и скорости движения судна.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:

ИСО 2408:2004 Канаты стальные проволочные общего назначения. Минимальные требования (ISO 2408:2004, Steel wire ropes for general purposes - Minimum requirements)

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 трос: Гибкие механические средства для передачи усилия из одной точки на другую.

Примечание - Трос может быть как металлическим, так и неметаллическим.

3.2 рулевая система с использованием тросов и шкивов: Система, в которой позиционирование пера руля при вращении штурвала обеспечивается с помощью механических средств, включая тросы, шкивы и секторный румпель, соединенный с баллером руля.

3.3 румпель: Составная часть, закрепленная на баллере руля, по крайней мере с одним пазом для троса на ободе, концентрическим к баллеру.

Примечание - Румпель может быть в виде колеса (рисунок 1а)), секторного квадранта (рисунок 1b)) или секторного рычага (рисунок 1с)).



а) колесо

b) секторный квадрант

с) секторный рычаг


Рисунок 1 - Виды румпеля

3.4 нагрузка на трос: Сила, прикладываемая к тросу, которая обеспечивает момент, необходимый для перекладки баллера и руля во время движения судна.

3.5 тросы в передаточных рулевых системах: Система, в которой при вращении штурвала позиционирование рулевого пера обеспечивается с помощью механических средств, включающих тросы, тросопроводы со шкивами или без и румпель, закрепленный на баллере.

3.6 доступность: Возможность доступа для осмотра, демонтажа или обслуживания без демонтажа элементов конструкции судна.

     4 Условия использования


Для обеспечения надежной эксплуатации рулевой системы все элементы должны быть надежно закреплены на конструкциях корпуса судна, усилены, где это необходимо, особенно при креплении к переборкам, стойкам и на шкивах.

Соединение румпеля с рулевым валом должно обеспечивать передачу вращательного момента на руль.

     5 Требования к конструкции

5.1 Прочность

Все компоненты должны быть достаточно прочными и выдерживать как касательное усилие величиной 450 Н, приложенное к ободу штурвала, описанное в 5.6.2, так и максимальный вращательный момент, необходимый для перекладки руля.

5.2 Румпель

Радиус обода румпеля и диаметр троса должны быть выбраны таким образом, чтобы нагрузка на трос составляла менее 25% разрывного усилия. Радиус обода румпеля должен быть концентрическим по отношению к центру вала.

Радиус на конце паза обода румпеля, где трос сходит с обода для его крепления, должен быть минимум в 5 раз больше диаметра троса (см. рисунок 2).



5 диаметров троса

Рисунок 2 - Пример определения радиуса

5.3 Тросы

Тросы должны иметь гибкую конструкцию и подходить для соответствующих условий применения (например, стойкость к ультрафиолетовым лучам, соленой воде, углеводородам и озону).

Характеристики проволочных тросов должны соответствовать спецификациям, приведенным в ИСО 2408.

Для уменьшения холостого хода штурвала натяжение в тросе должно регулироваться посредством соответствующего натяжного механизма (например, винтовая стяжка) для уменьшения холостого хода штурвала.

Трос при сходе с канавки румпеля должен находиться в плоскости канавки.

Конец троса должен иметь конструкцию заделки, соответствующую нагрузкам.

Пример - Проволочный трос, коуш и две зажимные муфты; опрессованные концевые муфты; сплесень огона с коушем.

5.4 Шкивы

Диаметр шкива должен соответствовать используемому или выбираемому тросу.

Примечание - Общепринятый минимальный диаметр шкива должен быть в 16 раз больше диаметра троса (7х19).


Если применяют шкивы поворотного типа, должны быть предусмотрены средства для приведения их в требуемое положение.

Шкивы должны быть оборудованы направляющими, чтобы вход и сход троса со шкива происходили без заедания.

5.5 Тросопровод

Тросопровод должен иметь достаточную гибкость для обеспечения минимального радиуса изгиба, превосходящего в 50 раз наименьший диаметр троса, для которого он предназначен. На каждом конце тросопровода должны быть фитинги, обеспечивающие надежную фиксацию тросопровода и позволяющие зафиксировать всю сборку на основании, шкиве или на оконечном устройстве, которое соединяет трос с цепью, промежуточном роликом или рулевым рычагом (рисунки 3 и 4).



1 - фитинг тросопровода; 2 - тросопровод

Рисунок 3 - Пример фитинга тросопровода


Рисунок 4 - Пример системы тросовой проводки

5.6 Штурвал

Штурвал должен устанавливаться на неподвижный вал и выдерживать осевую и касательную испытательные нагрузки по 5.6.1 и 5.6.2.

5.6.1 Испытание на осевую нагрузку

Следует приложить сосредоточенное усилие величиной 670 Н (рисунок 5) вперед и назад по 10 циклов продолжительностью минимум 5 с в любую область внешнего обода штурвала или в середину внешней рукоятки по направлению параллельно оси вращения колеса. Остаточная деформация более чем на 50 мм свидетельствует о неисправности штурвала.

5.6.2 Испытание на касательную нагрузку

Следует приложить сосредоточенное усилие величиной 450 Н (рисунок 6) по 10 циклов попеременно в каждом направлении продолжительностью минимум 5 с в любой области внешнего обода штурвала или в середину внешней рукоятки штурвала при собранном состоянии системы.


Рисунок 5 - Приложение осевой нагрузки


Рисунок 6 - Приложение касательной нагрузки

     6 Маркировка рулевого привода


На рулевую колонку должно быть нанесено обозначение наибольшего допустимого диаметра штурвала для данного рулевого привода.

     7 Основные требования к установке

7.1 Рулевая система

Вся система в целом должна без потери управляемости выдерживать нагрузки по 7.1.1 и 7.1.2.

7.1.1 Испытание на осевую нагрузку

Следует приложить сосредоточенное усилие величиной 670 Н (рисунок 5) попеременно вперед и назад 10 циклов продолжительностью минимум 5 с в любую область внешнего обода штурвала или в середину внешней рукоятки по направлению параллельно оси вращения колеса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»