ГОСТ Р 53660-2009
(ИСО 20858:2004)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СУДА И МОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Оценка охраны и разработка планов охраны портовых средств
Ships and marine technology. Port facility security assessments and security plan development
ОКС 13.310
47.020.99
Дата введения 2010-05-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным учреждением "Служба морской безопасности" (ФГУ СМБ) на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1025-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 20858:2004* "Судовые и морские технологии. Оценки безопасности оборудования морских портов и разработка плана обеспечения безопасности" (ISO 20858:2004 "Ships and marine technology - Maritime port facility security assessments and security plan development", MOD) путем изменения отдельных фраз (слов, значений показателей, ссылок), которые выделены в тексте курсивом.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей;
** В оригинале обозначения и номера стандартов и нормативных документов в разделе "Предисловие" выделены курсивом, остальные по тексту документа приводятся обычным шрифтом. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения его в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Настоящий стандарт предназначен для компетентного проведения оценки охраны и разработки планов охраны портовых средств, в том числе контрмер, а также соответствующего применения в названной сфере навыков и знаний персонала, деятельность которого связана с решением вопросов охраны. Кроме того, настоящий стандарт нацелен на создание необходимых условий для проведения внешнего аудита выполняемой работы на соответствие требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств и положительному опыту работы в области обеспечения безопасности и охраны.
Настоящий стандарт разработан в помощь компаниям - операторам портовых средств по определению компетентности персонала для выполнения работ по оценке охраны и разработке плана охраны портового средства, как это предусмотрено Международным кодексом по охране судов и портовых средств [1].
Настоящий стандарт устанавливает требования к документации и ведению соответствующих записей по внедрению указанных процессов для получения возможности устанавливать соответствие требованиям со стороны органов по сертификации (в случае добровольного согласия компании - оператора портового средства на проведение такого подтверждения соответствия).
Объекты инфраструктуры морского порта, выходящие за пределы территории портового средства, могут влиять на взаимодействие между портовым средством и судном по вопросам охраны. Настоящий стандарт не затрагивает требований Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] в отношении таких объектов инфраструктуры. Вместе с тем судовладельцы могут быть проинформированы о том, что портовое средство соответствует требованиям настоящего стандарта и принимаемые на нем меры по обеспечению безопасности адекватны установленному уполномоченными федеральными органами исполнительной власти уровню охраны.
Требования настоящего стандарта не затрагивают и не определяют обязанности государства по защите граждан и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства.
В то время, как соответствие положениям Международного кодекса по охране судов и портовых средств [1] является обязательным, использование настоящего стандарта является добровольным. Если федеральными органами исполнительной власти установлено иное, препятствующее использованию настоящего стандарта, то такое требование обладает преимуществом, и соответствие настоящему стандарту не может быть истребовано.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 груз (cargo): Товары в упаковке и без упаковки, наливные и неналивные, размещенные на судне для транспортирования в другой порт.
3.2 последствие (consequence): Возможная потеря жизни, ущерб собственности, финансовые и экономические потери (включая нарушение транспортных систем), произошедшие в результате нападения на портовое средство или за его пределами.
3.3 Международная морская организация; ИМО (International Maritime Organization): Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, целью которого является обеспечение механизма сотрудничества между правительствами в области регулирования и практик по различным техническим вопросам, связанным с международным торговым судоходством, а также поощрение и содействие общему принятию наивысших действенных норм по вопросам морской безопасности, эффективности судоходства и предотвращения загрязнения морской среды с судов.
3.4 Кодекс ОСПС (ISPS Code): Международный кодекс по охране судов и портовых средств [1], состоящий из части "А" (положения которой рассматриваются как имеющие обязательную силу) и части "В" (положения которой рассматриваются как рекомендательные), принят 12 декабря 2002 г. резолюцией 2 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. с поправками [2]*, которые могут быть внесены Международной морской организацией.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3.5 вероятность (likelihood): Возможность развития угрозы, приведшей к реализации акта незаконного вмешательства на портовом средстве, на котором проведены инженерно-технические и организационные мероприятия по обеспечению его безопасности.
3.6 портовое средство (port facility): Участок акватории и береговая часть порта, где происходит взаимодействие судно - порт.
Примечание - Взаимодействие судно - порт означает такое взаимодействие, когда судно прямо и непосредственно затрагивает действия, связанные с перемещением людей, грузов или предоставлением портовых услуг судну или со стороны судна. Этот термин включает такие районы, как места якорных стоянок, места ожидания причала и подходы с моря. Береговая часть портового средства ограничена периметром охраны. Необходимо отметить, что в целях настоящего стандарта на территории порта может быть более одного портового средства. В таком случае термин включает только якорные стоянки, места ожидания причала и подходы с моря, используемые портовым средством, отвечающим требованиям настоящего стандарта. В соответствии с кодексом ОСПС возможно использование других участков акватории и береговой части порта, не рассматриваемых настоящим стандартом.
3.7 план охраны портового средства (port Facility Security Plan): План, разработанный с целью обеспечения адекватных мер по защите людей, портового средства, судов, грузов, грузовых транспортных единиц и судовых запасов в пределах портового средства от актов незаконного вмешательства.
3.8 риск (risk): Уровень последствий и вероятность случаев актов незаконного вмешательства.
3.9 охрана (security): Противодействие преднамеренным, несанкционированным действиям, направленным на причинение вреда или ущерба судам и портам.
3.10 группа антикризисного управления (security crisis management team): Группа людей, обладающих знаниями и наделенных необходимыми ресурсами и полномочиями для реагирования в случаях угроз безопасности или актов незаконного вмешательства.
3.11 акт незаконного вмешательства (security incident): Любое подозрительное действие или обстоятельство, угрожающее безопасности судна или портового средства.
3.12 персонал службы охраны (security personnel): Лица, назначенные для выполнения задач по охране портового средства, которые являются или не являются его служащими.
3.13 судовые запасы (ship's stores): Материально-технические и продовольственные запасы, предназначенные для использования судном, взаимодействующим с портовым средством.
3.14 цель (target): Персонал, суда, груз, объекты инфраструктуры, материальные ценности и системы управления/документирования в пределах портового средства.
3.15 виды угрозы (threat scenario): Возможные способы реализации актов незаконного вмешательства. Учитывая наличие множества тактик нападений, детально прорабатываются несколько основных видов угроз, характерных для общих угроз безопасности. Руководство портового средства и персонал, осуществляющий оценку охраны, могут расширить перечень основных видов угроз в зависимости от особенностей места расположения портового средства.
Назначение данного раздела - обеспечение разработчиков, а позднее и пользователей Отчета об оценке охраны и Плана охраны портового средства информативным руководством, иллюстрирующим логическую цепь от потребности в оценке существующей охраны к созданию действенного и уменьшающего угрозы плана.
Уполномоченная группа специалистов, созванная для проведения оценки охраны и составления Отчета об оценке охраны портового средства, должна обладать знаниями по вопросам деятельности порта/портового средства, охраны и потенциальных угроз, которые могут совершаться в уязвимых местах. На основе полученной подготовки и собственного опыта группа должна проанализировать существующее состояние охраны портового средства и составить перечень видов реальных угроз его безопасности. Потенциальные акты незаконного вмешательства должны быть тщательно изучены и идентифицированы с учетом вероятностей и дальнейших последствий в случае их реализации. В результате по каждому из учтенных актов незаконного вмешательства должны быть представлены эффективные организационные и/или инженерно-технические контрмеры. Команда исполнителей незамедлительно применяет такие контрмеры до тех пор, пока идентифицированный риск не снизится до приемлемого уровня.
На основе Отчета об оценке охраны портового средства разрабатывается План охраны портового средства, где вышеописанный процесс рассматривается более детализированно с учетом особенностей месторасположения портового средства. Указанная последовательность относится к разработке плана эффективной охраны для стандартного уровня охран 1, а в дальнейшем уполномоченная группа вновь разрабатывает контрмеры, требуемые для более высоких уровней охраны 2 и 3.
Определение степени опасности последствий - "высокая", "средняя" и "низкая" - требует особого внимания. Использование чрезмерно низких значений может привести к учету и описанию контрмер по гораздо большему количеству видов угроз, чем это необходимо. А использование чрезмерно высоких значений может привести к отсутствию описаний контрмер по видам угроз с такой степенью опасности последствий, не учитывать которые недопустимо для компании - оператора портового средства.
"Высокая" степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы во всех, но мало вероятных ситуациях.
"Средняя" степень последствий может быть определена как последствия, которые были бы неприемлемы с высокой вероятностью ситуации.
"Низкая" степень последствий может быть определена как последствия, которые обычно являются приемлемыми.
Приемлемость не следует путать с желательностью или согласием. Приемлемость может рассматриваться как характеристика объемов возможного ущерба, которые компания - оператор портового средства по возможности готова принять при определенных условиях. Объемы возможного ущерба могут быть нежелательными, но все же приемлемыми.
Лица, участвующие в проведении оценки охраны портового средства, должны иметь возможность обращаться к экспертам за помощью в отношении:
- знания существующей угрозы, затрагивающей охрану, и ее различных форм;
- распознания и обнаружения оружия, опасных веществ и устройств;
- распознания на недискриминационной основе характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создавать угрозу, связанную с охраной;
- способов, применяемых для того, чтобы обойти меры охраны;
- методов, используемых для реализации акта незаконного вмешательства;
- воздействия взрывчатых веществ на сооружения и службы портового средства;
- эксплуатационной деятельности порта;
- планирования действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечения готовности и реагирования на них;
- мер физической защиты (например, ограждений);
- радиосистем и других систем связи, включая компьютерные системы и сети;
- транспорта и гражданского строительства;
- судовых и портовых операций;
- поддержания необходимых мероприятий по недопущению разглашения или доступа к конфиденциальным материалам, имеющим отношение к охране;
- знания требований, изложенных в Главе XI-2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море [2] и части "А" Кодекса ОСПС [1], а также соответствующего национального и международного законодательства, регламентирующего безопасность;
- знания инженерно-технических средств охраны, а также их эксплуатационных возможностей.
Весь персонал, привлекаемый к проведению оценки охраны портового средства, включая тех лиц, которые приглашены для оказания вышеуказанной экспертной помощи, должен быть упомянут в Отчете об оценке охраны портового средства, как это указано в 6.2.