Статус документа
Статус документа

СМТ ЭТ 006-04 Вагоны трамвайные пассажирские. Общие технические требования

3. Определения


В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями.

Вагон трамвайный - транспортное средство, приводимое в движение электрическими двигателями, получающими электроэнергию от внешнего источника по контактному проводу и рельсам, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов.

Высота габаритная - расстояние от уровня головки рельс (УГР) до плоскости, параллельной трамвайному пути и касательной к наиболее высокой точке оборудования, установленного на крыше трамвайного вагона, в том числе токоприемника в сложенном состоянии.

Выход - служебная дверь или запасной выход.

Дверь служебная - дверь трамвайного вагона, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации трамвайного вагона, когда водитель находится на рабочем месте.

Длина габаритная - расстояние между плоскостями, перпендикулярными продольной оси кузова трамвайного вагона, касательными к наиболее выступающим частям, за исключением сцепных аппаратов.

Длина тормозного пути - расстояние, пройденное трамвайным вагоном с момента воздействия на орган управления тормозной системой до прекращения движения.

Запасный выход - запасная дверь или окно, предназначенные для использования пассажирами в качестве выхода в случае опасности, в том числе служебные двери, приспособленные для выхода в случае опасности.

Запасное окно - под запасным окном подразумевается окно, не обязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

Исходная ось - характерная ось огня, определяемая предприятием-изготовителем огня и служащая ориентиром при установке на транспортном средстве.

Максимальная техническая масса - сумма порожней массы вагона и массы пассажиров, занимающих все места для сидения и стоящих из расчета 0,125 м/чел на площади, предназначенной для проезда стоя (вес пассажира принят 68 кг). Определяется по приложению Б.

Масса при номинальной вместимости - сумма порожней массы вагона и массы пассажиров, занимающих все места для сидения и стоящих из расчета 0,2 м/чел на площади, предназначенной для проезда стоя.

Максимальная техническая масса, приходящаяся на ось - часть от полной максимальной технической массы, приходящаяся на ось.

Материалы негорючие - негорючие (несгораемые) вещества и материалы, не способные к горению в воздухе.

Механический энергоаккумулятор - тормозной привод, функционирующий за счет энергии предварительно сжатых пружин.

Остаточное пространство - пространство, которое должно сохраняться в пассажирском помещении во время и после проведения одного из испытаний конструкции, предусмотренных ГОСТ Р 41.66.

Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно продольной плоскости вагона.

Плавность хода - характеристика ходовых качеств трамвайного вагона, зависит от интенсивности и спектрального состава колебаний кузова вагона, измеряется в баллах.

Пожарная безопасность - термины и определения по ГОСТ 12.1.033 и ГОСТ 12.1.044.

Пожарная нагрузка - это мера пожарной опасности, представляет собой общий потенциал горючих материалов, приходящихся на единицу площади горения, измеряется в кг/м или МДж/м.

Порожняя масса - масса вагона в снаряженном состоянии без пассажиров, с учетом массы водителя и кондуктора, если для последнего предусмотрено специальное место (вес каждого 75 кг), а также суммы масс омывающей жидкости, смазки, песка в бункерах песочниц, инструментов и принадлежностей.

Режим принудительного торможения осуществляется без участия водителя в случае срабатывания устройства безопасности, при воздействии на рукоятки (кнопки) "СТОП" в помещении для пассажиров и в случае разрыва автосцепки при работе вагонов по СМЕ. Режим принудительного торможения, как правило, обеспечивается совместным действием систем механических и рельсовых тормозов с автоматической подачей песка под колеса вагона.

Система рабочего торможения - это совокупность исправных тормозных систем различного типа, установленных на вагоне, которая служит для уменьшения скорости и остановки вагона. Система рабочего торможения выполняет функции служебного, экстренного торможения, удержания вагона на остановке и уклоне и принудительного торможения. Она состоит из системы электрического тормоза, системы рельсового тормоза и системы механического тормоза.

Система аварийного торможения - это совокупность тормозных систем, одна из которых находится в неисправном состоянии.

Система многих единиц (СМЕ) - совместная работа трамвайных вагонов в составе поезда с управлением из кабины головного вагона.

Система противоюзовая/противобуксовочная - часть электрического оборудования, которая во время разгона или электрического торможения автоматически уравнивает скорости вращения одной или нескольких колесных пар трамвайного вагона.

Система торможения - комплекты электрического и механического оборудования, создающие искусственное сопротивление движению вагона.

Скорость конструкционная - поступательная скорость трамвайного вагона, при превышении которой возможно разрушение конструктивных элементов механического или электрического оборудования, например карданного вала, якоря тягового двигателя.