Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53187-2008 Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий

     4 Общие положения

4.1 Различают два вида мониторинга:

- мониторинг общего шума, т.е. комплексного воздействия шума различного происхождения;

- мониторинг отдельных источников шума.

Мониторинг комплексного воздействия шума различного происхождения выполняют с целью исключения, предупреждения или снижения вредного воздействия шума на человека и окружающую среду. Для этого на базе единых методов контроля шума проводят составление оперативных шумовых карт на территории города, на основе которых выявляют зоны акустического дискомфорта и разрабатывают организационные, технические и строительные мероприятия по защите населения от шума.

Мониторинг отдельных источников шума проводится для аналитической оценки обстановки, выявления тенденций и динамики развития ситуации с целью обоснования мероприятий по защите населения города от шума, а также в местах, где действует отдельный вид источника шума или шум источника определенного вида существенно (на 10 дБ и более) превышает шум, создаваемый остальными источниками.

4.2 Основными характеристиками шума для целей мониторинга являются оценочные уровни звука , определяемые по эквивалентному и максимальному уровням звука отдельно для дневного времени - , , вечера - , и ночи - , , а также комбинированные суточные оценочные уровни звука в периоде "день-вечер-ночь" - , . Для оценки тонального шума и шума с превалированием низких частот наряду с указанными величинами должны быть использованы также соответствующие оценочные уровни звукового давления в октавных полосах частот , , , .

Примечания

1 Целесообразность выделения периода вечернего времени из дневного времени вызвана необходимостью создания более спокойных с акустической точки зрения, условий для отдыха в вечерние часы в интересах значительных по численности групп населения (дети дошкольного возраста, пожилые и больные люди, инвалиды). Введение периода вечернего времени продолжительностью 2-4 ч принято в качестве обязательного требования в Европейской директиве [6].

2 Необходимость использования максимального уровня звука диктуется требованием санитарных норм [1] оценивать непостоянный шум одновременно по эквивалентному и максимальному уровню звука . Аналогично, поскольку знания уровня звука недостаточно для оценки тонального шума и шума с превалированием низких частот, для данных видов шума необходимо оценивать также эквивалентные уровни звукового давления в октавных полосах частот, в которых сосредоточена основная энергия шума.

4.3 Значения показателей шума, указанных в 4.2, определяют на опорном временном интервале (часть дня, день, неделя) и долгосрочном временном интервале (квартал, полугодие, год). Соответствующие значения устанавливают расчетом, либо измерениями в месте проведения мониторинга.

Результаты измерения и расчета должны включать в себя неопределенность используемых для их получения методов измерения и расчета. Неопределенность измерений определяют по ГОСТ 31296.2 или по результатам статистической обработки представительной выборки измерений с применением доверительной вероятности 0,95 (прибавление к измеренному значению расширенной неопределенности 2, где - соответствует суммарной стандартной неопределенности по ГОСТ 31396.2*, см. также [7]).

_______________

* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

4.4 Для оценки шума должны быть определены предельные значения суточных , , и ночных показателей шума , , , a при необходимости также аналогичных дневных , , и вечерних , , показателей для общего шума и шума отдельных категорий источников (автомобильного, рельсового транспорта, авиационного шума вблизи аэропортов и трасс полетов воздушных судов, шума в окрестностях промышленных зон). Сопоставление фактических или прогнозируемых значений показателей шума (с учетом неопределенности по 4.3) с предельными значениями позволит выявить нарушения установленных требований к шуму и выделить источники шума, ответственные за установленное нарушение.

4.5 По средним за год значениям суточных и ночных показателей шума, а при необходимости также дневных и вечерних показателей шума и их предельным значениям составляют оперативные шумовые карты распределения шума на территории и выделяют на них зоны акустического дискомфорта с указанием числа людей, подвергающихся воздействию шума в таких зонах, или числа расположенных в них жилых единиц.