МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
СОГЛАСОВАНЫ:
Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г. 07.12.2001 г.
УТВЕРЖДЕНЫ:
Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б. 21.12.2001 г.
Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (17 июля 1999 г. N 181-ФЗ, ст.14), постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99)*, требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.
________________
* Действует "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды" (Р 2.2.2006-05), здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
Методические рекомендации являются межотраслевыми.
Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.
Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.
Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.
Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:
обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда в предусмотренном законодательством порядке;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;
рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;
ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;
планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;
сертификации работ по охране труда;
составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда);
включения в трудовой договор условий труда водителей.
При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.
При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.
При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.
Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ
NN п/п | Требования к элементам рабочего места водителя | Наименование НД, содержащей требования охраны труда | |
1 | 2 | 3 | |
1. Кабина | |||
1.1 | Система принудительной вентиляции должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину из расчета на одного человека не менее 30 м/ч. При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды. Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с. Система вентиляции должна обеспечивать: 1. подвижность воздуха в кабине в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с; 2. перепад между температурой наружного воздуха и температурой в кабине в зоне головы водителя при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С | ГОСТ Р 50993-96, п.5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 | |
1.2 | Отопительные устройства кабины в холодное время должны быть исправны | Правила по охране труда на AT, п.6.1.2 | |
1.3 | Система отопления должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении в зависимости от предназначения автотранспортного средства (АТС) | ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4 | |
1.4 | Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать: 45 °С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С); 35 °С - при отключенной системе отопления | ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4 | |
1.5 | Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °С. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с. Относительная влажность воздуха в кабине должна находиться в пределах от 30 до 60%. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °С. | ||
1.6 | Содержание вредных веществ в воздухе кабины не должно превышать: Азота оксиды (в пересчете на NO) - 5 мг/м Проп-2-ен-1-аль (акролеин) - 0,2 мг/м Углеводороды алифатические предельные С-С (в пересчете на С) - 300 мг/м Углерода оксида - 20 мг/м | ГН 2.2.5.686-98. п/п 5, 1570, 1918, 1920. | |
1.7 | Уровни звукового давления на рабочем месте не должны превышать допустимых величин | СН 2.2.4/2.1.8.562-96 | |
1.8 | Уровни вибрации на рабочем месте не должны превышать допустимых величин | СН 2.2.4/2.1.8.566-96 | |
1.9 | На сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя | Правила по охране труда на AT, п.6.1.2 | |
1.10 | Замки всех дверей должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения | Правила по охране труда на AT, п.6.1.2 | |
1.11 | Двери кабины, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения. | Правила по охране труда на AT, п.6.1.15 | |
1.12 | Пол кабины автомобиля должен быть застлан ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений | Правила по охране труда на AT, п.6.1.2 | |
1.13 | Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин | Правила по охране труда на АТ, п.6.1.14 | |
Освещение | |||
1.14 | Освещение в кабине должно составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк | СП N 4616-88, п.4.1, 4.2 | |
Органы управления | |||
1.15 | Рычаги и педали органов управления должны иметь исправные уплотнители, препятствующие проникновению отработавших газов | Правила по охране труда на AT, п.6.1.3 | |
1.16 | Усилие на органе управления тормозной системой не должно превышать для АТС категорий: - М- 490 Н; - M, M, N, N, N - 686 Н. | ГОСТ Р 51709-2001, п.4.1.1 | |
1.17 | Усилие, прилагаемое к органу управления стояночной тормозной системы, не должно превышать для АТС категорий: М - 392 Н; для остальных категорий - 588 Н. | ГОСТ Р 51709-2001, п.4.1.5 | |
2. Укомплектованность инструментом и приспособлениями | |||
2.1 | Наличие специальных упоров (не менее двух штук) для подкладывания под колеса | Правила по охране труда на AT, п.6.1.9; | |
2.2 | Наличие широкой подкладки под пяту домкрата | Правила по охране труда на AT, п.6.1.9 | |
2.3 | Наличие огнетушителя и пломб на нем. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть укомплектованы 2 огнетушителями (1-й в кабине водителя, 2-й в салоне или в кузове) | ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.15; | |
Для грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих дальние рейсы | |||
2.4 | Наличие металлических козелков, лопаты, буксирного приспособления, предохранительной вилки для замочного кольца колеса, применяемой при накачке колес, а в зимнее время - дополнительно цепей противоскольжения | Правила по охране труда на AT, п.6.1.11; | |
3. Требования к обустройству автомобилей, прицепов и полуприцепов | |||
3.1 | Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры | Правила по охране труда на AT, п.6.2.2 | |
3.2 | Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза и воды | Правила по охране труда на AT, п.6.1.4 | |
3.3 | Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи | Правила по охране труда на AT, п.6.1.8 | |
3.4 | Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы | Правила по охране труда на AT, п.6.1.13 | |
3.5 | Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы | Правила по охране труда на AT, п.6.2.8 | |
3.6 | Полуприцепы должны иметь исправные передние опоры | ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.22 | |
3.7 | Все прицепы и полуприцепы (за исключением одноосных) должны иметь исправные стояночные тормоза, а также не менее двух противооткатных упоров | Правила по охране труда, п.6.2.9 | |
3.8 | Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправное устройство, поддерживающее сцепную петлю дышла | Правила по охране труда на AT, п.6.2.7 | |
3.9 | Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова | Правила по охране труда на AT, п.6.2.11 | |
Дополнительные требования к обустройству автомобилей, работающих на газовом | |||
3.10 | Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными и проверяться в установленные сроки | Правила по охране труда на AT, п.6.3.2 | |
3.11 | Баллоны, установленные на автомобиль, должны быть окрашены в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные, а также иметь надпись белой краской "Пропан" или "Метан" | Правила по охране труда на AT, п.6.3.3 | |
3.12 | Газопроводы высокого давления должны быть окрашены в красный цвет | Правила по охране труда на AT, п.6.3.6 | |
Дополнительные требования к обустройству специализированного | |||
3.13 | Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами) | Правила по охране труда на AT, п.6.5.3 | |
3.14 | Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками | Правила по охране труда на AT, п.6.5.4 | |
3.15 | На панелевозах должны быть исправные лебедки и устройства для крепления грузов | Правила по охране труда на AT, п.6.5.5 | |
3.16 | Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз | Правила по охране труда на AT, п.6.2.13 | |
3.17 | Сливная арматура автоцистерны должна исключать возможность подтекания перевозимого груза | Правила по охране труда на AT, п.6.5.8 | |
3.18 | Крышки загрузочных люков автоцистерн должны иметь исправные запоры, обеспечивающие герметичность цистерн | Правила по охране труда на AT, п.6.5.12 | |
3.19 | Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов должны иметь: 1. лопату; 2. заземляющее устройство; 3. необходимый запас песка для тушения пожара; 4. средства нейтрализации перевозимых опасных веществ; 5. средства индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала | Правила по охране труда на AT, п.6.5.6; | |
3.20 | Лестницы, переходные мостики и рабочие площадки должны быть исправны, очищены от грязи, льда и снега | Правила по охране труда на AT, п.6.5.2 | |
Обеспеченность спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ | |||
3.21 | Водители автомобильного транспорта должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ | Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и другие СИЗ работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог. |
Примечания:
ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности
Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РО-200-01-95*.
________________
* Действуют " Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте" (ПОТ Р М-027-2003). - Примечание "КОДЕКС".
ГН 2.2.5.686-98*. Предельно допустимые концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны
________________