Статус документа
Статус документа


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 
     ПРОВЕДЕНИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ
ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

СОГЛАСОВАНЫ:

Руководитель Департамента условий и охраны труда Минтруда России Сорокин Ю.Г. 07.12.2001 г.

УТВЕРЖДЕНЫ:

Руководитель Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Пинсон А.Б. 21.12.2001 г.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящие Методические рекомендации разработаны Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) по заданию Министерства труда и социального развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (17 июля 1999 г. N 181-ФЗ, ст.14), постановлением Минтруда России от 14 марта 1997 г. N 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", Гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.755-99)*, требованиями ГОСТ, нормативной технической документации и предназначены для организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм, эксплуатирующих автотранспортные средства для перевозки грузов или пассажиров.

________________

* Действует "Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды" (Р 2.2.2006-05), здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".     


Методические рекомендации являются межотраслевыми.

Методические рекомендации предназначены для работников предприятия, ответственных за проведение аттестации рабочих мест, назначенных приказом по предприятию, и специалистов испытательных лабораторий для практического руководства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Методические рекомендации устанавливают цели, порядок проведения аттестации рабочего места водителей (РМВ) по условиям труда, а также порядок оформления и использования результатов аттестации.

Основные термины и их определения, используемые в Методических рекомендациях, приведены в Приложении 1.

Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей проводится с целью:

обоснования предоставления компенсаций водителям, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда в предусмотренном законодательством порядке;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, установления диагноза профзаболевания, в том числе при решении споров, разногласий в судебном порядке;

рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) дальнейшей эксплуатации транспортного средства в связи с возникшей угрозой здоровью водителя;

ознакомления водителей с условиями труда на рабочем месте;

планирования и проведения мероприятий по охране и условиям труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами;

сертификации работ по охране труда;

составления статистической отчетности о состоянии условий труда по форме N 1-Т (условия труда);

включения в трудовой договор условий труда водителей.

При аттестации рабочего места по условиям труда водителей проводятся инструментальная и экспертная оценки условий труда. Инструментальная оценка измерения параметров опасных и вредных производственных факторов, определение показателей тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется лабораторными подразделениями самой организации, аккредитованной или аттестованной на компетентность и право проведения указанных измерений для оценки условий труда на рабочих местах водителей.

При отсутствии в организации аккредитованной испытательной лаборатории для проведения оценки условий труда привлекаются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории Государственной экспертизы условий труда Российской Федерации и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных работ.

При экспертной оценке проверяется травмобезопасность и оснащение рабочего места водителей, обеспеченность средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и оборудование автомобиля, его оснащение, инструмент и приспособления, которыми пользуется водитель, и т.п. В связи с этим для оценки условий труда на рабочем месте водителей выбраны требования, обеспечивающие безопасные условия его труда, из действующих нормативных документов, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1

     
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА К РАБОЧЕМУ МЕСТУ ВОДИТЕЛЯ

NN п/п

Требования к элементам рабочего места водителя

Наименование НД, содержащей требования охраны труда

1

2

3

1. Кабина

1.1

Система принудительной вентиляции должна обеспечивать приток свежего (наружного) воздуха в кабину из расчета на одного человека не менее 30 м/ч.

При температурах внешней среды выше 17 °С подаваемый в кабину воздух не должен нагреваться более чем на 2 °С относительно температуры внешней среды.

Скорости воздушных потоков на выходе из системы вентиляции не должны превышать 12 м/с.

Система вентиляции должна обеспечивать:

1. подвижность воздуха в кабине в зоне головы и пояса водителя в 0,5-1,5 м/с;

2. перепад между температурой наружного воздуха и температурой в кабине в зоне головы водителя при температуре окружающего воздуха 25 °С не должен превышать 3 °С

ГОСТ Р 50993-96, п.5.2.1, 5.2.2, 5.2.3
ГОСТ Р 50866-96

1.2

Отопительные устройства кабины в холодное время должны быть исправны

Правила по охране труда на AT, п.6.1.2

1.3

Система отопления должна обеспечивать тепловые условия (микроклимат) в кабине, обитаемом помещении в зависимости от предназначения автотранспортного средства (АТС)

ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4
ГОСТ Р 50866-96

1.4

Температура внутренних поверхностей кабины, нагреваемых источниками тепла, не должна превышать:

45 °С - при работающей системе отопления (при этом допускается повышение температур наружных поверхностей воздуховодов до 70 °С);

35 °С - при отключенной системе отопления

ГОСТ Р 50993-96, п.5.3.4
ГОСТ Р 50866-96

1.5

Конструкция системы кондиционирования должна исключать возможность охлаждения воздуха в зоне головы человека (водителя, пассажира) более чем на 8 °С относительно температуры внешней среды. Скорость воздушного потока на выходе из системы кондиционирования не должна превышать 12 м/с, а температура воздуха должна быть не ниже 0 °С. Скорость воздуха в зоне головы водителя (пассажиров) при работе системы кондиционирования не должна превышать 0,5 м/с.

Относительная влажность воздуха в кабине должна находиться в пределах от 30 до 60%. Температура наружных поверхностей воздуховодов для холодного воздуха должна быть не менее 15 °С.

ГОСТ Р 50993-96, п.5.4
ГОСТ Р 50866-96

1.6

Содержание вредных веществ в воздухе кабины не должно превышать:

Азота оксиды (в пересчете на NO) - 5 мг/м

Проп-2-ен-1-аль (акролеин) - 0,2 мг/м

Углеводороды алифатические предельные С (в пересчете на С) - 300 мг/м

Углерода оксида - 20 мг/м

ГН 2.2.5.686-98. п/п 5, 1570, 1918, 1920.
ГОСТ Р 51206-98
ГОСТ 12.1.005-88

1.7

Уровни звукового давления на рабочем месте не должны превышать допустимых величин

СН 2.2.4/2.1.8.562-96

ГОСТ 12.1.003-83

1.8

Уровни вибрации на рабочем месте не должны превышать допустимых величин

СН 2.2.4/2.1.8.566-96

ГОСТ 12.1.012-90

1.9

На сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы; сиденье и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя

Правила по охране труда на AT, п.6.1.2

1.10

Замки всех дверей должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения

Правила по охране труда на AT, п.6.1.2

1.11

Двери кабины, капоты должны быть с исправными ограничителями открытия и фиксаторами открытого и закрытого положения.

Правила по охране труда на AT, п.6.1.15

1.12

Пол кабины автомобиля должен быть застлан ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений

Правила по охране труда на AT, п.6.1.2

1.13

Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин

Правила по охране труда на АТ, п.6.1.14

Освещение

1.14

Освещение в кабине должно составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов. Освещенность шкалы приборов должна быть не менее 1,2 лк

СП N 4616-88, п.4.1, 4.2

Органы управления

1.15

Рычаги и педали органов управления должны иметь исправные уплотнители, препятствующие проникновению отработавших газов

Правила по охране труда на AT, п.6.1.3

1.16

Усилие на органе управления тормозной системой не должно превышать для АТС категорий:

- М- 490 Н;

- M, M, N, N, N - 686 Н.

ГОСТ Р 51709-2001, п.4.1.1

1.17

Усилие, прилагаемое к органу управления стояночной тормозной системы, не должно превышать для АТС категорий:

М - 392 Н; для остальных категорий - 588 Н.

ГОСТ Р 51709-2001, п.4.1.5

2. Укомплектованность инструментом и приспособлениями

2.1

Наличие специальных упоров (не менее двух штук) для подкладывания под колеса

Правила по охране труда на AT, п.6.1.9;

2.2

Наличие широкой подкладки под пяту домкрата

Правила по охране труда на AT, п.6.1.9

2.3

Наличие огнетушителя и пломб на нем. Автобусы и грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей, должны быть укомплектованы 2 огнетушителями (1-й в кабине водителя, 2-й в салоне или в кузове)

ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.15;

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, п.4.1.9

Правила по охране труда на AT, пп.6.1.9, 6.1.10

Для грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих дальние рейсы
(продолжительностью более 1 суток)

2.4

Наличие металлических козелков, лопаты, буксирного приспособления, предохранительной вилки для замочного кольца колеса, применяемой при накачке колес, а в зимнее время - дополнительно цепей противоскольжения

Правила по охране труда на AT, п.6.1.11;

3. Требования к обустройству автомобилей, прицепов и полуприцепов

3.1

Борта кузова должны свободно открываться (откидываться), иметь исправные петли и запоры

Правила по охране труда на AT, п.6.2.2

3.2

Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза и воды

Правила по охране труда на AT, п.6.1.4

3.3

Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи

Правила по охране труда на AT, п.6.1.8

3.4

Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработавшие газы

Правила по охране труда на AT, п.6.1.13

3.5

Одноосные прицепы (кроме роспусков), а также прицепы, не имеющие тормозов, должны иметь предохранительные (аварийные) цепи или тросы

Правила по охране труда на AT, п.6.2.8

3.6

Полуприцепы должны иметь исправные передние опоры

ГОСТ Р 51709-2001, п.4.7.22

Правила по охране труда на AT, п.6.2.10

3.7

Все прицепы и полуприцепы (за исключением одноосных) должны иметь исправные стояночные тормоза, а также не менее двух противооткатных упоров

Правила по охране труда, п.6.2.9

3.8

Прицепы (кроме роспусков) должны иметь исправное устройство, поддерживающее сцепную петлю дышла

Правила по охране труда на AT, п.6.2.7

3.9

Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова

Правила по охране труда на AT, п.6.2.11

Дополнительные требования к обустройству автомобилей, работающих на газовом

3.10

Аппаратура, трубопроводы, магистральный и расходные вентили должны быть герметичными и проверяться в установленные сроки

Правила по охране труда на AT, п.6.3.2

3.11

Баллоны, установленные на автомобиль, должны быть окрашены в красный цвет, иметь нанесенные на них паспортные данные, а также иметь надпись белой краской "Пропан" или "Метан"

Правила по охране труда на AT, п.6.3.3

3.12

Газопроводы высокого давления должны быть окрашены в красный цвет

Правила по охране труда на AT, п.6.3.6

Дополнительные требования к обустройству специализированного

3.13

Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправным ограждением (перилами)

Правила по охране труда на AT, п.6.5.3

3.14

Каждый панелевоз должен быть укомплектован двумя козелками

Правила по охране труда на AT, п.6.5.4

3.15

На панелевозах должны быть исправные лебедки и устройства для крепления грузов

Правила по охране труда на AT, п.6.5.5

3.16

Выпускная труба глушителя автомобиля, перевозящего пожароопасные и взрывоопасные грузы, не должна проходить под кузовом и должна выводиться вправо под переднюю часть автомобиля (по ходу) с наклоном выпускного отверстия вниз

Правила по охране труда на AT, п.6.2.13

3.17

Сливная арматура автоцистерны должна исключать возможность подтекания перевозимого груза

Правила по охране труда на AT, п.6.5.8

3.18

Крышки загрузочных люков автоцистерн должны иметь исправные запоры, обеспечивающие герметичность цистерн

Правила по охране труда на AT, п.6.5.12

3.19

Автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов должны иметь:

1. лопату;

2. заземляющее устройство;

3. необходимый запас песка для тушения пожара;

4. средства нейтрализации перевозимых опасных веществ;

5. средства индивидуальной защиты водителя и сопровождающего персонала

Правила по охране труда на AT, п.6.5.6;

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

3.20

Лестницы, переходные мостики и рабочие площадки должны быть исправны, очищены от грязи, льда и снега

Правила по охране труда на AT, п.6.5.2

Обеспеченность спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ

3.21

Водители автомобильного транспорта должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и другие СИЗ работникам автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

Постановление Минтруда России от 16.12.97 г. N 63


Примечания:

ГОСТ Р 50993-96. Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности

ГОСТ Р 50866-96. Автотранспортные средства. Система отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности

Правила по охране труда на автомобильном транспорте. ПОТ РО-200-01-95*.

________________
     * Действуют " Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте" (ПОТ Р М-027-2003).  - Примечание "КОДЕКС".


ГН 2.2.5.686-98*. Предельно допустимые концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны

________________

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs