• Текст документа
  • Статус
Действующий


     САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
ПО ГИГИЕНЕ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ*

_________________
* С выходом настоящих Правил утрачивают силу "Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей" N 4233-86 от 30.12.86 г.


УТВЕРЖДАЮ Заместитель главного государственного санитарного врача СССР А.М.Скляров N 4616-88, 5 мая 1988 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящие Санитарные правила регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов*, грузовых, легковых и специальных автомобилей (далее - автомобилей).
_________________
* Автобус - автомобиль, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров.

1.2. Санитарные правила являются обязательными при проектировании, изготовлении, эксплуатации и ремонте автомобилей и распространяются на автотранспортные (АТП) и авторемонтные предприятия и организации министерств и ведомств, имеющие автомобильный транспорт, а также предприятия автомобильной промышленности.

1.3. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.

1.4. Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

1.5. Настоящие Санитарные правила вступают в силу с момента их утверждения.

2. Требования к микроклимату и воздуху рабочей зоны

2.1. Санитарно-технические средства (вентиляция, отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание в кабине автомобиля оптимальных (табл.2.1) или допустимых (табл.2.1 и 2.3) параметров микроклимата не позднее чем через 30 мин после начала непрерывного движения автомобиля с прогретым двигателем.

Таблица 2.1


Оптимальные нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей

Сезон года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относи-
тельная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Холодный и переходный периоды года

Легковые

20-23

60-40

0,2

Грузовые и автобусы

18-20

60-40

0,2

Теплый период года

Легковые

20-25

60-40

0,2

Грузовые и автобусы

21-23

60-40

0,3



Таблица 2.2


Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в холодный и переходный периоды года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С

Относительная влажность, %, не более

Скорость движения воздуха, м/с, не более

Легковые

19-25

75

0,2

Грузовые и автобусы

17-23

75

0,3



Таблица 2.3


Допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилей в теплый период года

Типы автомобилей

Температура воздуха, °С*

Относительная влажность в %

Скорость движения воздуха, м/с**

Легковые, грузовые и автобусы

Не более чем на 3 °С выше средней температуры наружного воздуха в 13 ч самого жаркого месяца, но не более 28 °С

При 28 °С не более 55

0,2-0,5

При 27 °С не более 60

При 25 °С не более 70

При 24 °С и ниже не более 75

_________________
* В теплый период года нижние границы допустимых температур воздуха не должны приниматься ниже величин, указанных в табл.2.2 для холодного периода года.

** Большая скорость движения воздуха соответствует максимальной температуре воздуха, меньшая - минимальной температуре воздуха.

2.2. В четвертой строительно-климатической зоне (согласно СНиП 2.01.01-82* "Строительная климатология и геофизика") в теплый период года допускается превышать температуру воздуха, указанную в табл.2.3, но не выше 31 °С - в кабине легковых автомобилей и 30 °С - в кабине грузовых автомобилей и автобусов, скорость движения воздуха не должна превышать 1 м/с.
________________
* На территории Российской Федерации действует СНиП 23-01-99 "Строительная климатология". - Примечание изготовителя базы данных.

2.3. Перепад температуры воздуха по высоте кабины не должен превышать 3 °С. При этом абсолютные величины температуры воздуха на разных уровнях кабины должны находиться в пределах величин, указанных в табл.2.1 при обеспечении оптимальных параметров микроклимата, или в пределах величин, приведенных в табл.2.2 и 2.3 для тех же категорий работ при обеспечении допустимых параметров микроклимата.

2.4. Температура внутренних поверхностей кабины не должна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3 °С.

2.5. Кабины должны быть оборудованы средствами теплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление, жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточную тепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя - не более 35 Вт/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей, а от окон - не более 100 Вт/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей.

2.6. Системы вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха должны обеспечивать организацию рассеянных воздушных потоков и возможность регулирования количества и направления поступающего в кабину воздуха, с тем чтобы в кабине водителя обеспечивались нормативные параметры микроклимата в соответствии с требованиями пп.2.1-2.5 настоящих Правил.

2.7. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.

2.8. Концентрации вредных веществ в кабине автомобиля не должны превышать величин, указанных в "Перечнях предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны", утвержденных Минздравом СССР.

2.9. Не допускается эксплуатация автомобиля, кабина которого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиля уплотнителей или ковриков.

2.10. Не допускается эксплуатация автомобиля в подземных выработках и карьерах, атмосфера которых содержит вредные вещества в концентрациях, превышающих ПДК для воздуха рабочей зоны, не оборудованных эффективными средствами очистки приточного воздуха до концентраций, не превышающих предельно допустимые.

2.11. Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен осуществляться с учетом вида используемого топлива:

а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. - определяются концентрации углеводородов алифатических предельных CСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилейСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (в пересчете на С, ПДК - 300 мг/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей), окиси углерода (ПДК - 20 мг/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей), окислов азота (в пересчете на NOСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей, ПДК - 5 мг/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей); при применении этилированного бензина дополнительно определяются концентрации свинца (среднесменная ПДК - 0,01/0,007 мг/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей);

б) метилированный бензин и чистый метанол - углеводородов алифатических предельных CСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилейСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NОСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей) метанола (ПДК - 5 мг/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей), формальдегида (ПДК - 0,5 мг/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей);

в) дизельное топливо - углеводородов алифатических предельных CСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилейСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NOСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей), акролеина (ПДК - 0,2 мг/мСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей);

г) газовое топливо - углеводородов алифатических предельных CСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилейСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (в пересчете на NOСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей), меркаптанов.

Контроль воздушной среды в кабине автомобиля должен включать в себя оценку запыленности.

3. Допустимые уровни шума, инфразвука и вибрации

3.1. Уровни звука в кабине грузовых автомобилей не должны превышать 70 дБА (ПС 65).

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

100

87

79

72

68

65

63

61

59


Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА - 70 дБА.

Уровни звука в кабине легковых автомобилей и автобусов не должны превышать 60 дБА (ПС 55).

31,5

63

125

250

500

1000

2000

4000

8000

93

79

70

63

58

55

52

50

49


Уровни звука и эквивалентные уровни звука в дБА - 60 дБА.

3.2. Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должны превышать 110 дБлин* в соответствии с "Гигиеническими нормами инфразвука на рабочих местах" N 2274-80** от 12.12.80 г. Министерства здравоохранения СССР.
__________________
** Соответствует оригиналу;
* На территории Российской Федерации действует СН 2.2.4/2.1.8.583-96 . - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Уровни общей вибрации на рабочем месте водителя не должны превышать величин, указанных в табл.3.1, 3.2.

Таблица 3.1

Санитарные нормы вибрации для грузовых автомобилей

Среднегеометрические частоты полос, Гц

Допустимые значения виброускорения

м/сСанитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

в 1/1 окт.

дБ

в 1/3 окт.

в 1/3 окт.

в 1/1 окт.

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

0,8

0,71

0,224

6757

1,0

0,63

0,224

1,12

0,4

6657

71

62

1,25

0,56

0,224

6557

1,6

0,50

0,224

6457

2,0

0,45

0,224

0,8

0,4

6357

68

62

2,5

0,40

0,280

6259

3,15

0,355

0,355

6161

4,0

0,315

0,450

0,56

0,8

6063

65

68

5,0

0,315

0,56

6065

6,3

0,315

0,710

6067

8,0

0,315

0,900

0,56

1,6

6069

65

74

10,0

0,40

1,12

6271

12,5

0,50

1,40

6473

16,0

0,63

1,80

1,12

3,15

6675

71

80

20,0

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Название документа: Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей

Номер документа: 4616-88

Вид документа: СП (Санитарные правила)

Принявший орган: Заместитель главного государственного санитарного врача СССР

Статус: Действующий

Опубликован: официальное издание

Сборник важнейших официальных материалов по санитарным и противоэпидемическим вопросам. В семи томах. Том I. В 2-х частях. Часть 2. - М.: МП "Рарог", 1991 год

Дата принятия: 05 мая 1988

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах