РД 31.21.30-97
НОРМАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ
Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций
Дата введения 1997-07-01
1. РАЗРАБОТАНЫ ЗАО "Центральный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота" (ЦНИИМФ)
Зам. генерального директора, доктор технических наук С.Н.Драницын
Зав. отделом стандартизации А.П.Вольваченко
Руководитель разработки, канд. техн. наук А.Н.Неелов
Ответственные исполнители:
кандидаты технических наук Брикер А.С. (Часть II), Левин Б.М. (Часть IV), Неелов А.Н. (Части I, III), Смольник А.Ю. (Часть V), Сорокин В.А. (Части VII, VIII), Филимонов В.Д. (Часть VI).
2. ВНЕСЕНЫ Департаментом мореплавания Службы морского флота Министерства транспорта РФ
Заместитель начальника Д.Д.Анисин
3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации
Первый заместитель министра В.Л.Быков
3. ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН:
РД 31.21.30-83. Правила технической эксплуатации судовых технических средств.
РД 31.21.65-84. Правила технической эксплуатации закрытий судовых грузовых люков.
РТМ 31.2003-77. Корпус, помещения, системы и устройства судна. Правила технической эксплуатации.
Настоящие Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций (в дальнейшем - Правила) содержат требования к техническому использованию и техническому обслуживанию корпуса, систем, устройств, агрегатов и механизмов судов морского флота Российской Федерации, направленные на предотвращение отказов и тем самым на обеспечение безопасности людей, судна, перевозимого груза и охраны окружающей среды.
Правила распространяются на морские суда, которые эксплуатируются под Государственным флагом России и зарегистрированы инспекцией государственного надзора морского торгового порта в одном из реестров судов Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания, а также на судовладельцев этих судов независимо от форм собственности.
Знание и исполнение Правил обязательно для членов экипажей морских судов и должностных лиц судовладельца. Объем необходимых знаний каждого конкретного члена экипажа судна и должностного лица судовладельца в зависимости от занимаемой должности, типа и конструктивных особенностей судов определяет судовладелец. Типовой перечень лиц, обязанных полностью или частично знать Правила, приведен в Приложении "А".
Настоящие Правила не охватывают технические средства радиосвязи и навигации.
Правила не распространяются на ядерные паропроизводящие установки.*
______________
* Текст настоящего документа разбит на части, обозначенные римскими цифрами. При ссылках на отдельные пункты номер части не указывается, если пункт находится в пределах той же части. В противном случае дополнительно указывается номер части.
В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие нормативные документы:
2.1. Устав службы на морских судах России.
2.2. Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство.
2.3. Правила техники безопасности на судах морского флота.
2.4. Наставление по борьбе за живучесть на судах морского флота.
2.5. Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации. Российский Морской Регистр судоходства. (Регистр).
2.6. Правила классификации и постройки морских судов. Регистр.
2.7. Правила по оборудованию морских судов. Регистр.
2.8. Правила по грузоподъемным устройствам морских судов. Регистр.
2.9. Правила о грузовой марке морских судов. Регистр.
2.10. Санитарные правила для морских судов.
2.11. Наставление по предотвращению загрязнения с судов. РД 31.04.23-94.
2.12. Правила морской перевозки опасных грузов (правила МОПОГ). РД 31.15.01-89.
2.13. Комплексная система технического обслуживания и ремонта судов. Основное руководство. РД 31.20.50-87.
2.14. Методика дефектации морских транспортных судов (ЦНИИМФ)
2.15. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС). International Marine Organization (IMO).
2.16. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ). IMO.
2.17. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ). IMO.
2.18. Кодекс безопасной практики перевозки навалочных грузов. IMO.
2.19. Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы. IMO.
2.20. Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза. IMO.
2.21. Международный кодекс по безопасной перевозке зерна насыпью. IMO.
2.22. Международный кодекс по газовозам (МКГ). IMO.
2.23. Международный кодекс по химовозам (МКХ). IMO.
2.24. Кодекс по безопасной перевозке химически активных грузов наливом. IMO.
2.25. Международные правила предупреждения столкновения судов (МППСС). IMO.
1.1. Техническая эксплуатация судовых технических средств и конструкций (СТСиК) должна производиться в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и требованиями настоящих Правил. В тех случаях, когда инструкции заводов-изготовителей не согласуются с отдельными положениями Правил, должны выполняться требования инструкций.
1.2. При отсутствии инструкций заводов-изготовителей по эксплуатации СТСиК и в случае необходимости развития и детализации требований, изложенных в Правилах, судовладелец обязан обеспечить разработку инструкций.
1.3. Судовладелец имеет право при наличии достаточных технических обоснований заменять или дополнять отдельные положения инструкций завода-изготовителя. Если изменения касаются документации, согласованной с органами надзора, должно быть получено заключение этих органов на изменение.
В гарантийный период эксплуатация СТСиК должна осуществляться только в строгом соответствии с инструкциями и рекомендациями изготовителя.
1.4. Все операции, связанные с вводом в действие, изменением режимов работы, выводом из действия, проворачиванием и разборкой технических средств, должны производиться с разрешения, по указанию или с извещением должностных лиц (капитана, вахтенного помощника капитана, старшего механика, вахтенного механика, ответственного по заведованию), если это предусмотрено соответствующими пунктами Правил или другими документами, регламентирующими действия судового экипажа. Необходимо помнить, что несогласованный ввод в действие, изменение режима работы, остановка или разборка технического средства могут привести к непредсказуемым последствиям.
1.5. Все действия, связанные с техническим использованием, обслуживанием и ремонтом СТСиК, должны регистрироваться вахтенным механиком в машинном журнале в соответствии с инструкцией по его ведению.
1.6. На судне должен быть организован учет технического состояния СТСиК, а также учет наличия и движения сменно-запасных частей и предметов материально-технического снабжения по заведованиям. Порядок учета и формы учетных документов устанавливает судовладелец.
2.1. Подготовка к действию и ввод в действие (пуск)
2.1.1. Подготавливать и вводить в действие допускается только исправные технические средства. При неисправном состоянии технического средства должна быть вывешена предупредительная табличка: "Неисправность! Ввод в действие запрещен".
2.1.2. Подготовка технических средств к действию должна включать тщательный наружный осмотр. Необходимо убедиться в отсутствии посторонних предметов и в том, что включению и пуску ничто не препятствует.
2.1.3. Предохранительные устройства, если они имеются, должны быть на штатных местах и исправны. Запрещается вводить в действие техническое средство с отключенными или неисправными предохранительными устройствами.
2.1.4. Штатные контрольно-измерительные приборы (КИП) должны быть без видимых повреждений. Подготовка к работе и работа технических средств при отсутствии штатных приборов или при неисправном их состоянии запрещается. На шкалах приборов должны быть нанесены метки, указывающие предельные значения измеряемого параметра и при необходимости запретные зоны работы.
2.1.5. Во время подготовки СТСиК необходимо:
.1 снять стопоры, чехлы и временные закрытия, препятствующие нормальной работе;
.2 проверить соответствие положения всех управляющих органов, клапанов, кранов, задвижек, переключателей и т.д. режиму пуска технического средства;
.3 подать смазку ко всем трущимся частям в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Убедиться в наличии достаточного количества масла во всех системах и устройствах смазки (маслосборниках, лубрикаторах, масляных ваннах и т.д.);
.4 при наличии системы охлаждения подать воду или убедиться в достаточности ее количества в системе.
2.1.6. В случаях, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, до пуска следует провернуть механизм, машину или агрегат вручную или валоповоротным устройством. Убедиться в отсутствии заеданий и посторонних звуков.
2.1.7. При подготовке автоматизированных технических средств к действию после продолжительного нерабочего периода должна быть проверена работоспособность средств автоматизации, включая средства аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
2.1.8. Резервные технические средства должны быть исправными. При подготовке к работе установки с автоматически запускающимися резервными техническими средствами должна быть обеспечена и проверена их постоянная готовность к пуску.
2.1.9. Ввод в действие (пуск) технического средства допускается только после выполнения всех операций по подготовке, предусмотренных инструкциями по эксплуатации, исключая экстренные случаи, связанные с предотвращением аварии. В последнем случае должны быть выполнены подготовительные операции, обеспечивающие действие технического средства (снятие ограничителей, подача электропитания и рабочих сред: масла, воды, топлива, а также выполнение необходимых переключений в системах, связанных с техническим средством, отключение при необходимости автоматической защиты). Об экстренной подготовке и вводе в действие СТСиК делается запись в машинном журнале с указанием ответственного лица, давшего это распоряжение.
2.1.10. Если при пуске агрегата от окружающих требуется особое внимание, то о пуске такого агрегата должно быть сделано соответствующее предупреждение. На входах в помещения, где расположены автоматически или дистанционно запускающиеся механизмы, должна быть предупреждающая надпись: "Внимание! Механизмы запускаются автоматически".
2.1.11. После ввода в действие (пуска) СТСиК необходимо проверить показания всех контрольно-измерительных приборов и в случае необходимости отрегулировать нагрузку и параметры рабочих сред, а также убедиться в отсутствии ненормальных шумов, стуков и вибрации. Убедиться в исчезновении световых и звуковых аварийных сигналов, когда контролируемые параметры достигнут рабочих значений.
2.1.12. В случае появления при пуске аварийно-предупредительных сигналов, ненормальных шумов, стуков или вибрации, а также при выходе значений контролируемых параметров за допустимые пределы техническое средство должно быть выведено из действия (остановлено) для выяснения и устранения причин неисправности.
2.2. Обслуживание во время работы
2.2.1. Режим работы технических средств должен устанавливаться с учетом условий эксплуатации таким образом, чтобы значения контролируемых параметров не выходили за установленные пределы.
2.2.2. Во время действия технических средств должен вестись контроль за их работой по показаниям контрольно-измерительных приборов и сигналам аварийно-предупредительной сигнализации, а также путем осмотра, прослушивания и ощупывания. Периодичность контроля устанавливается инструкциями по эксплуатации. При отсутствии указаний в инструкции периодичность должна быть установлена старшим или вахтенным механиком с учетом назначения технического средства, его надежности, а также наличия устройств аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.
2.2.3. При использовании для охлаждения технического средства забортной воды необходимо следить за тем, чтобы ее температура на выходе не превышала 55 °С во избежание интенсивного солеотложения в полостях охлаждения.
2.2.4. В случае остановки или изменения режима работы технического средства вследствие срабатывания автоматической защиты должно быть введено в действие резервное техническое средство (при наличии). Ввод в действие остановленного технического средства или восстановление режима его работы допускается только после тщательного выявления и устранения всех причин, вызвавших срабатывание защиты.
2.2.5. Необходимо периодически сличать показания контрольно-измерительных приборов на пульте дистанционного управления с показаниями приборов, установленных непосредственно на техническом средстве.