ВН 01-01
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМЫ
ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ РАЗМЕТКЕ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ И УЛИЦ.
ПРАВИЛА НАНЕСЕНИЯ И ДЕМАРКИРОВКИ
Дата введения 2001-03-01
ВНЕСЕНЫ: ГУП "Доринвест"
СОГЛАСОВАНЫ:
Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства г.Москвы. Начальник Н.В.Павлов;
Объединением административно-технических инспекций Правительства г.Москвы. Начальник И.С.Ищенко;
Государственным унитарным предприятием "Доринвест". Генеральный директор В.С.Истомин;
Московским Государственным автомобильно-дорожным институтом (технический университет). Директор по научной работе В.П.Носов.
Согласование с ГУ ГИБДД МВД РФ
Согласование с УГИБДД ГУВД г.Москвы
УТВЕРЖДЕНЫ Правительством г.Москвы, первым заместителем премьера Правительства Москвы Б.В.Никольским, 2001 г.
ВЗАМЕН инструкций ВН 01-96 и ВН 04-98
Ведомственные нормы содержат требования к проектной документации по дорожной разметке, правила нанесения разметки материалами различного типа, правила демаркировки дорожной разметки, основные технические характеристики материалов, порядок организации контроля качества и вопросы техники безопасности при производстве работ.
Разработчики: Быстров Н.В. (ЦМИиС МАДИ (ТУ), Коробин Ю.Л. (ГУП "Доринвест"), Свежинский В.Н., Гаврищук С.В. (ЦМИиС МАДИ (ТУ), Фидловский Н.А., Прохоров Л.Б., Бочкарев В.И., Балашов О.Ю. (ООО НПФ "МАДИ-ПРАКТИК"), Виноградов В.А. (НТЦ "КАТАФОТ).
1.1. Ведомственные нормы содержат требования к проектной документации по горизонтальной дорожной разметке (далее дорожной разметке), правила нанесения дорожной разметки красками, термопластиками, холодными пластиками и полимерными лентами, правила демаркировки дорожной разметки, основные технические характеристики материалов, порядок организации контроля качества и вопросы техники безопасности при производстве работ.
1.2. Нормы предназначены для применения в г.Москве организациями-заказчиками и подрядными организациями, выполняющими работы по нанесению, демаркировке и контролю качества дорожной разметки на городских магистралях и улицах, и имеющими лицензию на право производства этих работ.
1.3. Нормы предусматривают проведение разметочных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и в процессе эксплуатации городских магистралей и улиц, проведение демаркировочных работ при изменении схемы организации дорожного движения, обновлении линий регулирования дорожного движения, а также при удалении неверно нанесенных линий и элементов дорожной разметки, предусматривают условия проведения демаркировочных работ в зависимости от вида разметочного материала и состояния дорожной разметки, требования к технологии производства демаркировочных работ, вопросы техники безопасности и контроля качества работ.
1.4. Нанесение дорожной разметки осуществляют на основе проектной документации, разработанной в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и согласованной с органами ГИБДД.
1.5. Демаркировку дорожной разметки осуществляют по заявке Заказчика на основе схемы участка демаркировки, согласованной с органами ГИБДД, если работы проводятся на участке изменения схемы организации дорожного движения.
В настоящих нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 16504-81 "Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные требования и определения";
ГОСТ 23457-86* "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения";
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52289-2004, здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения";
ГОСТ Р 50971-96 "Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения";
ГОСТ Р 51256-99 "Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования";
МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки г.Москвы".
3.1. Проекты нанесения дорожной разметки составляют в соответствии с ГОСТ Р 51256-99 и ГОСТ 23457-86.
3.2. В состав проектной документации входят: паспорт проекта, общие сведения об объекте работ; ведомость согласований; требования к качеству материалов и производству работ; условия нанесения разметки и приемки выполненных работ; общие указания к производству работ (включая требования по контролю работ, охране труда и техники безопасности); сводная ведомость объемов работ; смета (по согласованию с Заказчиком); рабочие чертежи дорожной разметки с попикетной разбивкой через 100 м.
3.2.1. Схему дорожной разметки выполняют в масштабе 1:500. Линии разметки должны быть обозначены номерами по ГОСТ Р 51256-99 и иметь привязку. При типовых решениях в проекте размеры элементов разметки указывают на 1-ом листе схемы. Нетиповые решения отображают на конкретном участке объекта. Схема должна быть разработана с учетом дорожной разметки пересечений и примыканий.
3.2.2. Ширину линий дорожной разметки принимают по таблице 1 в соответствии с классификацией улично-дорожной сети, приведенной в МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования планировки и застройки г.Москвы". Большие значения ширины линий допускается принимать на участках перед искусственными сооружениями (в местах транспортных развязок), с учетом технологичности нанесения дорожной разметки. Ширину линий 1.7 и 1.11 следует принимать равной ширине линии, продолжением которой они являются.
Увеличение ширины линий допускается по согласованию с органами ГИБДД.
Таблица 1
Ширина линий дорожной разметки в зависимости от категории улиц
Категория улиц | Типы линий | |||||
1.1* | 1.2.1 | 1.3, 1.7, 1.9, 1.11, 1.16 (контуры) | 1.5, 1.6 | 1.8 | 1.4, 1.10 | |
МАГИСТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ** | ||||||
Общегородского значения: | 15; 20 | 20 | 20 | 15 | 40 | 10; 15 |
I класса | 15 | 15; 20 | 15; 20 | 10; 15 | 40 | 10 |
II класса | 10; 15 | 15 | 10; 15 | 10 | 20 | 10 |
Районного значения | ||||||
УЛИЦЫ И ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ | ||||||
Улицы в жилой застройке | 10 | 10 | 10 | 10 | - | 10 |
Улицы и дороги в производственных и коммунально-складских зонах | 10 | 10 | 10 | 10 | - | 10 |
_______________
* - кроме обозначения границ мест стоянки
** - включая съезды и въезды в зонах транспортных развязок
3.2.3. Элементы обустройства и средства организации дорожного движения, имеющие непосредственное отношение к нанесению дорожной разметки (светофорные объекты, дорожные знаки, остановки общественного транспорта, ограждения и др.), должны быть увязаны с линиями дорожной разметки.
3.2.4. Элементы инженерных сооружений, находящиеся в ведении Заказчика, на которые наносится вертикальная разметка, должны быть отражены на рабочих чертежах с привязкой к элементам ситуационного плана. Размеры линий вертикальной разметки принимают в соответствии с ГОСТ Р 51256-99.
3.2.5. Границы объекта указывают на схеме для всех пересечений и примыканий.
3.2.6. По требованию Заказчика на схемах дорожной разметки магистралей и сложных объектов дополнительно производят привязку линий разметки к элементам ситуационного плана (контурам строений, мостам и т.п.).
3.2.7. В паспорте проекта указывают: месторасположение, наименование, категорию (в соответствии с ГОСТ Р 51256-99) и границы объекта, его протяженность и среднюю ширину участков проезжей части, а также дополнительные сведения, связанные со спецификой объекта.
3.2.8. В сводной ведомости объемов разметки указывают: номера линий по ГОСТ Р 51256-99 с краткой характеристикой линий; объем в погонных и квадратных метрах по видам линий, количество элементов разметки, суммарный объем, объемы разметочных материалов, определяемые по расчетным расходам.
3.3. Схемы дорожной разметки должны быть согласованы с органами ГИБДД. Результаты согласования отражают в ведомости согласования или на первом листе схемы разметки.
3.4. Допускается оперативное изменение схем дорожной разметки Заказчиком в процессе производства работ при согласовании с представителями органов ГИБДД, согласовавшими проект, на месте с соответствующим оформлением.
4.1. Для дорожной разметки городских магистралей и улиц применяют дорожные краски, термопластики, холодные пластики, полимерные ленты, а также световозвращатели (ГОСТ Р 50971-96), используемые для оптической ориентации водителя, в сочетании с линиями горизонтальной разметки.
4.2. Краски представляют собой суспензию пигмента, минерального наполнителя, технологических и функциональных добавок в растворе полимерного связующего.
По типу растворителя различают краски с органическим растворителем и краски на водной основе.
По способу отверждения краски могут быть простыми - образующими пленку на дорожном покрытии только за счет испарения жидкой фазы, а также двух- и более компонентные - отверждаемые за счет химической реакции, происходящей при смешивании специально подобранных реакционных компонентов.
4.3. Термопластики в исходном виде представляют собой порошковую смесь компонентов или литые объемные формы (брикеты, гранулы) из остывшего расплава материала, или плоские готовые элементы разметки (символы и отрезки линий). Термопластики состоят из следующих компонентов: термопластичной смолы, пластификатора, пигмента, минерального наполнителя, технологических и функциональных добавок.
4.4. Холодные пластики в исходном виде представляют собой текучую смесь основных компонентов и отдельно прилагаемый отвердитель. В составе смеси содержатся: термореактивная смола, пластификатор, пигмент, минеральный наполнитель, технологические и функциональные добавки.
4.5. Полимерные ленты, применяемые для дорожной разметки, представляют собой материалы на полимерной основе в виде полос или символов разметки.
Полимерные ленты классифицируют по следующим признакам: по наличию световозвращающих и фрикционных элементов в материале и на его поверхности, по наличию поверхностного растра (профилю поверхностного слоя), по наличию клеевого слоя и защитной подложки на нижней поверхности ленты.
4.6. Для придания дорожной разметке, выполненной с применением краски, термопластика и холодного пластика, требуемых световозвращающих свойств, следует использовать стеклянные микрошарики (далее стеклошарики), которые представляют собой смесь гранул из прозрачного стекла, имеющих форму поверхности, близкую к сферической.
Стеклошарики применяют как в качестве наполнителя разметочного материала, так и для поверхностной посыпки линий разметки.
4.7. Подрядные организации несут ответственность за качество используемых материалов и их соответствие действующим требованиям, в том числе и по гарантийным срокам хранения, установленным заводами-изготовителями.
5.1. Дорожная разметка городских улиц и магистралей должна обеспечивать требуемые цвето- и светотехнические характеристики, коэффициент сцепления, сохранность по площади в течение всего периода эксплуатации.
5.2. Геометрические параметры, отклонения размеров линий от установленных и проектных значений, координаты цветности, коэффициент сцепления, время отверждения (высыхания до степени 3), стойкость к статическому воздействию воды и насыщенного раствора хлористого натрия разметки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256-99.
5.3. Коэффициенты световозвращения и яркости дорожной разметки должны соответствовать значениям, указанным в таблицах 2-4.
Таблица 2
Требования к коэффициенту световозвращения дорожной разметки
при сухом покрытии
Категория улиц | Минимальный коэффициент световозвращения дорожной разметки для условия темного времени суток при сухом покрытии, мкд·лк·м | |
белая | желтая | |
МАГИСТРАЛЬНЫЕ УЛИЦЫ | ||
общегородского значения: | ||
I класса | 150 | 120 |
I! класса | 120 | 100 |
Районного значения | 120 | 100 |
УЛИЦЫ И ДОРОГИ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ | ||
Улицы в жилой застройке | 100 | 100 |
Улицы и дороги в производственных и коммунально-складских зонах | не нормируется | не нормируется |