РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию кризисных центров для женщин
ПРЕДИСЛОВИЕ
1. РАЗРАБОТАНЫ: ГУП МНИИП "Моспроект-4" (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.).
2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
3. СОГЛАСОВАНЫ: Комитетом по делам семьи и молодежи г.Москвы, Москомархитектурой.
4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Москомархитектуры от 14.03.2003 N 14
Кризисные центры для женщин (далее КЦ) являются реабилитационными учреждениями, обеспечивающими оказание психологической, социальной, медицинской и правовой помощи несовершеннолетним беременным и матерям при возникновении конфликтной ситуации в семье и женщинам, пострадавшим от насилия (физического, психологического и сексуального).
Назначением КЦ является создание условий для психологической реабилитации обратившейся женщины и разрешения возникшей кризисной ситуации в ее семье как в условиях стационара, так и консультативного обслуживания.
КЦ следует предусматривать в каждом административном округе.
КЦ осуществляет свою деятельность на основе добровольного обращения женщин и гарантирует соблюдение конфиденциальности, прав и свобод обратившихся.
1.1. Настоящие "Рекомендации" разработаны для г.Москвы в дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на ее территории, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих помещений КЦ.
1.2. Настоящие "Рекомендации" устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию КЦ.
1.3. Проектирование КЦ должно вестись в соответствии с положениями настоящих "Рекомендаций", а также требованиями нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г.Москвы.
В настоящих "Рекомендациях" приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы:
СНиП 10-01-94. "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
НПБ 88-2001 "Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";
СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха";
СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий";
СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений";
МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения";
МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г.Москвы";
МГСН 4.12-97 "Лечебно-профилактические учреждения";
МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение";
МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях";
"Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", М., 2000 г.;
Пособие по проектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*.
3.1. Целью создания КЦ является оказание психологической, социальной, юридической, медицинской, педагогической, бытовой помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и психического здоровья состоянии и подвергшимся насилию, за исключением лиц: с тяжелыми травмами и заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства; психических больных; находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; состоящих на наркологическом учете; совершивших преступления; скрывающихся от правосудия или находящихся под следствием.
3.2. Основными задачами КЦ являются:
- оказание психолого-коррекционной помощи женщинам на основе индивидуальной медико-социальной диагностики;
- снятие кризисного психофизического состояния у женщин, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;
- оказание психолого-коррекционной помощи семьям женщин для разрешения конфликтных ситуаций;
- создание необходимых условий проживания в стационаре;
- развитие у несовершеннолетних матерей чувства ответственности за своего ребенка;
- социальная и бытовая адаптация несовершеннолетних матерей после рождения ребенка;
- организация трудотерапии в соответствии с индивидуальными особенностями несовершеннолетних;
- оказание бытовой помощи молодым мамам в первое время после появления ребенка;
- организация мероприятий, направленных на общее укрепление организма несовершеннолетних;
- обеспечение юридической защиты, охраны прав и законных интересов женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях;
- оказание психологической и социальной помощи семьям, после разрешения кризисной ситуации.
3.3. Контингент женщин, с которым осуществляет работу КЦ, составляют:
- несовершеннолетние беременные;
- несовершеннолетние матери с новорожденными;
- женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации - пострадавшие от насилия - в возрасте от 18 лет и старше;
- семьи несовершеннолетних и совершеннолетних женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.
3.4. КЦ проводит работу с контингентом женщин в самостоятельных отделениях, каждое из которых имеет свой режим работы:
- отделение, обслуживающее беременных несовершеннолетних (пренатальное отделение) и отделение, обслуживающее несовершеннолетних матерей с новорожденными (послеродовое) - работают в режиме стационара;
- отделение, обслуживающее женщин, пострадавших от насилия - работает в консультативном режиме;
- работа с семьями во всех отделениях осуществляется консультативно.
3.5. Время пребывания в учреждении определяется в соответствии с действующим "Положением о кризисном центре для женщин":
- в пренатальном отделении - не более 3 месяцев;
- в послеродовом отделении - не более 3 месяцев после выписки из роддома;
- консультативное обслуживание в отделении женщин, пострадавших от насилия - не более одного месяца.
3.6. Основанием для приема в КЦ является направление префектуры административного округа и районной управы, письменное заявление, наличие паспорта и постоянной регистрации в Москве. При поступлении в стационарные отделения КЦ заключается договор с женщиной об условиях пребывания, правах и обязанностях проживающих и об обязательной работе с психологом, юристом, участии в тренингах.
Несовершеннолетние беременные при приеме должны иметь на руках справку о постановке на учет в женской консультации и медицинскую карту.
Несовершеннолетние матери при приеме должны иметь на руках справку о рождении ребенка, личную медицинскую карту и медицинскую карту ребенка.
3.7. КЦ взаимодействует с органами здравоохранения, внутренних дел, образования, социальной защиты, префектурами административных округов, районными управами, а также неправительственными организациями и объединениями в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисной ситуации.
3.8. КЦ может проектироваться как комплексный центр (далее ККЦ), включающий все отделения, необходимые для полноценного обслуживания всего вышеперечисленного контингента женщин, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.
Отделение для несовершеннолетних матерей с новорожденными (послеродовое) не может быть организовано как отдельное учреждение, а должно являться составной частью ККЦ.
Некоторые отделения КЦ могут быть выделены в самостоятельные учреждения:
- пренатальный центр (далее КЦ-1);
- центр для женщин, пострадавших от насилия (далее КЦ-2).
3.9. Оптимальная вместимость стационара в ККЦ - 60 чел. ( 30 чел. - пренатальное отделение, 30 чел. - послеродовое отделение (без учета новорожденных). Пропускная способность отделения для женщин, подвергшихся насилию - 50 чел. в день.
Оптимальная вместимость КЦ-1 - не более 30 чел.
Оптимальная пропускная способность КЦ-2 - не более 50 чел. в день.
3.10. Состав и площади помещений КЦ-1, КЦ-2 и ККЦ должны определяться в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций и уточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование, а также с учетом их компоновки и принятых объемно-планировочных решений.
4.1. КЦ следует размещать в селитебной зоне, в 10-20 минутной доступности до общественного транспорта.
4.2. Здания ККЦ следует размещать на обособленных земельных участках.
КЦ-1 и КЦ-2 возможно располагать на 1 этажах существующих жилых и общественных зданий.
КЦ-1 использует в качестве участка для прогулок дворовые территории.
КЦ-2, в силу специфики выполняемых функций, не нуждается в выделении участка.
4.3. Площадь участка ККЦ принимается из расчета 80-100 м на 1 место в стационаре. В том случае, если ККЦ располагается в непосредственной близости от зеленой зоны, площадь участка может быть уменьшена и составит 60-80 м.
4.4. На участке ККЦ предусматриваются следующие зоны:
- отдыха;
- хозяйственная.
4.5. Размеры и состав зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела.
4.6. В зоне отдыха ККЦ следует предусматривать скамейки для отдыха, асфальтированные тропинки для прогулки мам с колясками, малые архитектурные формы, навесы для прогулок в плохую погоду. Территория должна быть оборудована газонами и цветниками.
4.7. Хозяйственная зона должна размещаться со стороны производственных помещений пищеблока и иметь отдельный въезд. На ее территории размещаются мусоросборники, гараж, навесы для инвентаря и оборудования, и т.п. Необходимость и вместимость гаража в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование, исходя из местных условий.
4.8. Территория ККЦ должна иметь два въезда и прохода: один - центральный, второй - хозяйственный.
4.9. Земельный участок ККЦ должен иметь по всему периметру решетчатое ограждение высотой 1-1,5 м.
4.10. Площадь озеленения должна составлять 40-50% от общей площади участка ККЦ.
4.11. Участки ККЦ должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
4.12. Планировка участков должна обеспечивать подъезды с твердым покрытием к хозяйственной зоне, подъезды пожарных машин ко всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с СНиП 21-01-97*.