Статус документа
Статус документа



РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию кризисных центров для женщин

     

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ: ГУП МНИИП "Моспроект-4" (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.).

2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).

3. СОГЛАСОВАНЫ: Комитетом по делам семьи и молодежи г.Москвы, Москомархитектурой.

4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием Москомархитектуры от 14.03.2003 N 14

ВВЕДЕНИЕ


Кризисные центры для женщин (далее КЦ) являются реабилитационными учреждениями, обеспечивающими оказание психологической, социальной, медицинской и правовой помощи несовершеннолетним беременным и матерям при возникновении конфликтной ситуации в семье и женщинам, пострадавшим от насилия (физического, психологического и сексуального).

Назначением КЦ является создание условий для психологической реабилитации обратившейся женщины и разрешения возникшей кризисной ситуации в ее семье как в условиях стационара, так и консультативного обслуживания.

КЦ следует предусматривать в каждом административном округе.

КЦ осуществляет свою деятельность на основе добровольного обращения женщин и гарантирует соблюдение конфиденциальности, прав и свобод обратившихся.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие "Рекомендации" разработаны для г.Москвы в дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на ее территории, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих помещений КЦ.

1.2. Настоящие "Рекомендации" устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию КЦ.

1.3. Проектирование КЦ должно вестись в соответствии с положениями настоящих "Рекомендаций", а также требованиями нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г.Москвы.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящих "Рекомендациях" приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы:

СНиП 10-01-94. "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения";

СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";

СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";

СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";

НПБ 88-2001 "Установка пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования";

СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха";

СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий";

СП 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий";

СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений";

МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения";

МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г.Москвы";

МГСН 4.12-97 "Лечебно-профилактические учреждения";

МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение";

МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях";

"Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", М., 2000 г.;

Пособие по проектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Целью создания КЦ является оказание психологической, социальной, юридической, медицинской, педагогической, бытовой помощи женщинам, находящимся в кризисном и опасном для физического и психического здоровья состоянии и подвергшимся насилию, за исключением лиц: с тяжелыми травмами и заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства; психических больных; находящихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; состоящих на наркологическом учете; совершивших преступления; скрывающихся от правосудия или находящихся под следствием.

3.2. Основными задачами КЦ являются:

- оказание психолого-коррекционной помощи женщинам на основе индивидуальной медико-социальной диагностики;

- снятие кризисного психофизического состояния у женщин, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации;

- оказание психолого-коррекционной помощи семьям женщин для разрешения конфликтных ситуаций;

- создание необходимых условий проживания в стационаре;

- развитие у несовершеннолетних матерей чувства ответственности за своего ребенка;

- социальная и бытовая адаптация несовершеннолетних матерей после рождения ребенка;

- организация трудотерапии в соответствии с индивидуальными особенностями несовершеннолетних;

- оказание бытовой помощи молодым мамам в первое время после появления ребенка;

- организация мероприятий, направленных на общее укрепление организма несовершеннолетних;

- обеспечение юридической защиты, охраны прав и законных интересов женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях;

- оказание психологической и социальной помощи семьям, после разрешения кризисной ситуации.

3.3. Контингент женщин, с которым осуществляет работу КЦ, составляют:

- несовершеннолетние беременные;

- несовершеннолетние матери с новорожденными;

- женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации - пострадавшие от насилия - в возрасте от 18 лет и старше;

- семьи несовершеннолетних и совершеннолетних женщин, оказавшихся в кризисной ситуации.

3.4. КЦ проводит работу с контингентом женщин в самостоятельных отделениях, каждое из которых имеет свой режим работы:

- отделение, обслуживающее беременных несовершеннолетних (пренатальное отделение) и отделение, обслуживающее несовершеннолетних матерей с новорожденными (послеродовое) - работают в режиме стационара;

- отделение, обслуживающее женщин, пострадавших от насилия - работает в консультативном режиме;

- работа с семьями во всех отделениях осуществляется консультативно.

3.5. Время пребывания в учреждении определяется в соответствии с действующим "Положением о кризисном центре для женщин":

- в пренатальном отделении - не более 3 месяцев;

- в послеродовом отделении - не более 3 месяцев после выписки из роддома;

- консультативное обслуживание в отделении женщин, пострадавших от насилия - не более одного месяца.

3.6. Основанием для приема в КЦ является направление префектуры административного округа и районной управы, письменное заявление, наличие паспорта и постоянной регистрации в Москве. При поступлении в стационарные отделения КЦ заключается договор с женщиной об условиях пребывания, правах и обязанностях проживающих и об обязательной работе с психологом, юристом, участии в тренингах.

Несовершеннолетние беременные при приеме должны иметь на руках справку о постановке на учет в женской консультации и медицинскую карту.

Несовершеннолетние матери при приеме должны иметь на руках справку о рождении ребенка, личную медицинскую карту и медицинскую карту ребенка.

3.7. КЦ взаимодействует с органами здравоохранения, внутренних дел, образования, социальной защиты, префектурами административных округов, районными управами, а также неправительственными организациями и объединениями в целях эффективной социальной поддержки женщин, находящихся в кризисной ситуации.

3.8. КЦ может проектироваться как комплексный центр (далее ККЦ), включающий все отделения, необходимые для полноценного обслуживания всего вышеперечисленного контингента женщин, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Отделение для несовершеннолетних матерей с новорожденными (послеродовое) не может быть организовано как отдельное учреждение, а должно являться составной частью ККЦ.

Некоторые отделения КЦ могут быть выделены в самостоятельные учреждения:

- пренатальный центр (далее КЦ-1);

- центр для женщин, пострадавших от насилия (далее КЦ-2).

3.9. Оптимальная вместимость стационара в ККЦ - 60 чел. ( 30 чел. - пренатальное отделение, 30 чел. - послеродовое отделение (без учета новорожденных). Пропускная способность отделения для женщин, подвергшихся насилию - 50 чел. в день.

Оптимальная вместимость КЦ-1 - не более 30 чел.

Оптимальная пропускная способность КЦ-2 - не более 50 чел. в день.

3.10. Состав и площади помещений КЦ-1, КЦ-2 и ККЦ должны определяться в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций и уточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование, а также с учетом их компоновки и принятых объемно-планировочных решений.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ

4.1. КЦ следует размещать в селитебной зоне, в 10-20 минутной доступности до общественного транспорта.

4.2. Здания ККЦ следует размещать на обособленных земельных участках.

КЦ-1 и КЦ-2 возможно располагать на 1 этажах существующих жилых и общественных зданий.

КЦ-1 использует в качестве участка для прогулок дворовые территории.

КЦ-2, в силу специфики выполняемых функций, не нуждается в выделении участка.

4.3. Площадь участка ККЦ принимается из расчета 80-100 м на 1 место в стационаре. В том случае, если ККЦ располагается в непосредственной близости от зеленой зоны, площадь участка может быть уменьшена и составит 60-80 м.

4.4. На участке ККЦ предусматриваются следующие зоны:

- отдыха;

- хозяйственная.

4.5. Размеры и состав зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела.

4.6. В зоне отдыха ККЦ следует предусматривать скамейки для отдыха, асфальтированные тропинки для прогулки мам с колясками, малые архитектурные формы, навесы для прогулок в плохую погоду. Территория должна быть оборудована газонами и цветниками.

4.7. Хозяйственная зона должна размещаться со стороны производственных помещений пищеблока и иметь отдельный въезд. На ее территории размещаются мусоросборники, гараж, навесы для инвентаря и оборудования, и т.п. Необходимость и вместимость гаража в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование, исходя из местных условий.

4.8. Территория ККЦ должна иметь два въезда и прохода: один - центральный, второй - хозяйственный.

4.9. Земельный участок ККЦ должен иметь по всему периметру решетчатое ограждение высотой 1-1,5 м.

4.10. Площадь озеленения должна составлять 40-50% от общей площади участка ККЦ.

4.11. Участки ККЦ должны быть освещены в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.

4.12. Планировка участков должна обеспечивать подъезды с твердым покрытием к хозяйственной зоне, подъезды пожарных машин ко всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с СНиП 21-01-97*.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs