СП 35-107-2003
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
ЗДАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ЛИЦ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
TEMPORARY RESIDENTIAL FACILITIES FOR PERSONS WITH NO FIXED ABODE
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) Госстроя России - ведущая организация, при участии ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)
2 ВНЕСЕН Департаментом по делам ветеранов России, пожилых людей и приема населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации (Н.Е.Ускова, И.Н.Бондаренко, М.А.Мамонов)
3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры Госстроя России (Э.А.Шевченко, Н.Н.Якимова) и Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России (В.В.Тишенко, С.Ю.Сопоцько, Н.Н.Якимова)
4 УТВЕРЖДЕН приказом директора ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) 2 апреля 2003 г. N 6
5 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 6 июня 2003 г. N 55
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Одной наиболее нерешенной проблемой современного общества является проблема создания учреждений социального обслуживания для временного пребывания лиц без определенного места жительства и занятий.
Существующие учреждения для рассматриваемого контингента располагаются, как правило, в плохо приспособленных зданиях, не имеющих соответствующего оборудования.
Правительством России принят Закон "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" N 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст.4872), который одной из главных задач ставит оказание всесторонней помощи социально не защищенным гражданам.
В настоящее время в стране отсутствует нормативная база для проектирования учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства.
Свод правил разработан в соответствии с контрактом N 24-03-05/00 от 17.09.2000 г. между Минтрудом России и Госстроем России о сотрудничестве по выполнению мероприятий федеральной целевой программы "Старшее поколение", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2000 г. N 706.
________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока реализации Федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 1997-1999 годы. - Примечание изготовителя базы данных.
В основу разработки нормативного документа положены законы Российской Федерации, а также рекомендации и положения, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации:
- Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" N 4530-1 от 19 февраля 1993 г. (в редакции федеральных законов от 20.12.1995 г. N 202-ФЗ и от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ);
- Приложение к приказу Минсоцзащиты России от 11 мая 1995 г. N 96 "Примерное положение о социальной гостинице"; "Примерное положение о социальном приюте";
- Приложение к приказу Минсоцзащиты Российской Федерации от 25 января 1996 г. N 10 "Временное положение о доме ночного пребывания";
________________
Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
- Положение о центре социальной адаптации при психоневрологическом интернате N 5, 2001 г. (поселок Филимонки Московской обл.);
________________
Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
- Постановление Правительства Российской Федерации N 670 от 8 июня 1996 г. "Примерное положение "Об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий"" (в редакции Постановления Правительства РФ от 06.07.99 N 750).
_______________
Утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824. - Примечание изготовителя базы данных.
Свод правил разработан в составе базового блока нормативных документов 35-го комплекса. В нем содержится минимальный объем наиболее обязательных требований на проектирование зданий учреждений системы органов социальной защиты населения, в которых оказываются различные услуги, в том числе социально-бытовые, санитарно-гигиенические, медицинские, психолого-педагогические, юридические, а также материальная помощь для лиц без определенного места жительства. В зависимости от назначения и продолжительности времени пребывания они подразделяются на: социальные гостиницы, приюты, дома ночного пребывания, центры социальной адаптации.
Свод правил выполнен в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" и является документом федерального уровня.
_______________
Документ утратил силу на основании Постановлениея Госстроя России от 10.09.2003 N 164, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:
руководитель работ по разделу III федеральной целевой программы "Старшее поколение" - канд. архит. A.M.Гарнец;
руководитель темы - канд. архит. Л.А.Смывина;
авторы нормативного документа: руководитель и научный редактор - канд. архит. A.M.Гарнец (ФГУП ИОЗ); отв. исполнитель - канд. архит. Т.А.Исаева (ФГУП ИОЗ) при участии канд. архит. С.Д.Охлябинина и инж. Л.В.Сигачевой (ФГУП ИОЗ), инж. В.Г.Васильева, инж. С.А.Тикунова (ГСПИ МВД России) и подполковника В.Л.Бичковского (2-й приемник-распределитель ГУВД г.Москвы);
компьютерная графика - инж. А.И.Цыганов (ЭНИО комитет).
В тексте и графической части Свода правил частично использованы следующие материалы:
- НП 1.4-75 "Дома-интернаты для престарелых";
- Справочное пособие к СНиП "Проектирование предприятий общественного питания" (М.: Стройиздат, 1992).
В документе также учтены работы специалистов, занимающихся вопросами, связанными с формированием и эксплуатацией учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства: канд. филос. наук М.А.Новиковой (Московский социальный университет); канд. архит. Е.Ю.Пересветова (ЦНИИЭП жилища); А.В.Пентюхова (Московский комитет социальной защиты населения); канд. архит. В.Г.Страшнова (ЦНИИЭП жилища) и других, а также материалы сборника "Социально-бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов", выпуск 4 "О некоторых проблемах лиц без определенного места жительства и занятий" (ЦБНТИ. - М.: Минсоцзащиты России, 1995).
Согласован Государственной противопожарной службой МЧС России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, УОКС МВД России.
Одобрен Научно-техническим советом Госстроя России (протокол от 6 декабря 2001 г. N 01-НС-16/1).
1.1 Настоящий Свод правил (далее - СП) предназначается для проектирования зданий самостоятельных учреждений в системе органов социальной защиты для временного пребывания лиц без определенного места жительства и занятий (далее - учреждения временного пребывания), в которые входят:
- социальная гостиница - предназначена для временного пребывания иногородних граждан и, в первую очередь, для пенсионеров и инвалидов в течение 10 сут;
- социальный приют (далее - приют) - предназначен для местных граждан без определенного места жительства (время пребывания в приюте - до 30 сут);
- дом ночного пребывания - предназначен для пребывания в ночное время лиц без определенного места жительства на 12 ч;
- центр социальной адаптации (далее - ЦСА) - предназначен для местных граждан без определенного места жительства и занятий, для привлечения к активной жизни дезадаптированных групп населения рассматриваемого контингента.
Определение контингента, размещаемого в учреждениях временного пребывания, дано в приложении А.
1.2 Требования данного документа следует учитывать при проведении проектирования новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при обустройстве помещений учреждений временного пребывания, при экспертизе, приемке приемочной комиссией.
1.3 Настоящий СП предназначен для применения органами архитектуры и градостроительства, органами социальной поддержки населения, общественными фондами, собственниками объектов.
Перечень документов, на которые даны ссылки в настоящем СП, приведен в приложении Б.
3.1 При проектировании учреждений временного пребывания следует учитывать требования СНиП 2.08.02.
3.2 В Своде правил рассматриваются по своему физическому состоянию две группы людей:
- свободно передвигающиеся;
- частично нуждающиеся в посторонней помощи социального работника.
3.3 Во всех учреждениях временного пребывания количество жилых ячеек с учетом бытовых потребностей для людей, частично нуждающихся в посторонней помощи, ориентировочно рекомендуется принимать 20%.
В жилых ячейках для людей, частично нуждающихся в посторонней помощи социального работника, рекомендуется предусматривать увеличение площади уборных и умывальных комнат (с учетом размещения приспособлений, облегчающих движение) согласно таблицам В.1-В.4 приложения В.
3.4 Расчетную вместимость учреждений временного пребывания рекомендуется принимать согласно таблице 1.
Таблица 1
Учреждение | Вместимость, мест | Площади зон участка, м/место | Общая площадь участка, м/место | |||
|
| Зона отдыха | Хозяйственная зона | Зона озеленения |
| |
Площадки для отдыха | Хозплощадки для мусоросборника и пожарного стенда | Площадка для автомашин | Зеленые насаждения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Социальная гостиница | 50 | 3 | 3 | 0,35 | 4 | 10,5 |
100 | 3 | 2,5 | 0,25 | 4 | 9,7 | |
Приют | 200 | 2,5 | 2 | 0,25 | 3 | 8,1 |
Дом ночного пребывания | 25 | 3 | 2,5 | - | 4 | 9,8 |
50 | 3 | 2 | - | 4 | 9,0 | |
100 | 2,5 | 2 | 2,5 | 3 | 9,0 | |
Центр социальной адаптации | 100 | 3 | 3 | 0,25 | 5 | 13,5 |
200 | 3 | 2,5 | 0,25 | 5 | 10,7 | |
300 | 2,5 | 2,5 | 0,25 | 4 | 8,9 | |
Примечание - Площадь участка промежуточной вместимости определяется интерполяцией. |
В каждом отдельном случае показатели вместимости могут уточняться по заданию на проектирование.
3.5 Площадь земельного участка определяется в соответствии с таблицей 1 с учетом местных условий.
На территории земельного участка проектируются следующие зоны (без учета площади застройки): отдыха, хозяйственная, озеленения. Площадь озеленения рекомендуется принимать не менее 25% территории участка.