РД 24-СЗК-01-01
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕКСТИЛЬНОЙ ОСНОВЕ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Срок введения в действие 1 января 2001 г.
Утверждено Госгортехнадзором России 09.11.01 г.
АВТОРЫ-РАЗРАБОТЧИКИ:
От ВНИИПТМАШ - А.С.Липатов.
От Госгортехнадзора России - В.С.Котельников, В.И.Стебунов.
От ООО "Севзапканат" - В.А.Жигулевцев, М.И.Васюков, П.Г.Автономов, А.Г.Жевняк.
Настоящий руководящий документ (далее по тексту - РД) распространяется на стропы, изготавливаемые из текстильных лент и используемые в качестве грузозахватных приспособлений для подъема различных грузов грузоподъемными машинами (кранами).
РД устанавливает типы, основные параметры стропов из текстильных лент, а также основные технические требования к конструкции указанных стропов и материалам, из которых они изготавливаются.
РД содержит требования к приемке и испытаниям стропов из текстильных лент, а также требования к их безопасной эксплуатации.
РД предназначен для применения на промышленных, транспортных и складских предприятиях и распространяется на стропы из текстильных лент, соответствующих по условиям применения климатическому исполнению ТУ или У по ГОСТ 15150, выпускаемых в виде отдельных единиц или мелких партий.
РД не распространяется на стропы, изготовленные не из текстильных лент, а также стропы, предназначенные для транспортировки грузов, температура которых не соответствует диапазону температур, приведенному в разделе 3 настоящего РД.
2.1. Типы стропов (по исполнению) должны соответствовать одному из основных исполнений, приведенных в Приложении 1:
2.1.1. Ветвевые петлевые однослойные или многослойные для навески одной петлей (или одной частью петли) на крюк грузоподъемной машины и присоединения другой петлей (или другой частью петли) непосредственно к грузу (Исполнения 1..6 - СТП).
2.1.2. Кольцевые однослойные или многослойные для непосредственной обвязки грузов самим стропом и присоединения концов стропа к крюку (Исполнения 7...8а - СТК).
2.1.3. Составные (стропы-полотенца), образованные двумя или более идентичными полосами ленты, расположенными на одной линии в ширину и заканчивающимися на каждом конце звеном, общим для всех полос - СТС.
Полосы могут быть соединены друг с другом в разных местах, например, гибкими стежками (Исполнения 9 и 9а). Если подобные стропы состоят из нескольких слоев ленты, их называют составными многослойными (Исполнение 9). Составной строп-полотенце может состоять из нескольких кольцевых стропов, насаженных на одно металлическое звено.
2.2. Ветвевые стропы могут иметь различные исполнения по концевым элементам.
2.2.1. Одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями (с двумя замкнутыми мягкими петлями на концах) - СТП (рис.1).
Рис.1. Одиночный петлевой строп с мягкими плоскими петлями.
2.2.2. Одиночный петлевой строп с одним металлическим звеном - с одной замкнутой петлей на одном конце для навески на крюк грузоподъемного механизма, и на другом конце - замкнутой петлей с металлическим звеном, например, для навески дополнительного крюка - СТ13 (рис.2).
Рис.2. Одиночный строп с одним металлическим звеном - СТ13.
2.2.3. Ветвевой строп с двумя металлическими звеньями по концам - СТ23 (рис.3а и рис.3б).
Два концевых звена могут быть идентичными или различными: если строп должен использоваться в самозатягивающемся варианте, то одно звено должно проходить через другое.
Рис.3а. Одиночный строп с двумя металлическими звеньями - СТ23.
Рис.3б. Одиночный строп с металлическими звеньями, позволяющими использовать строп в самозатягивающемся варианте - СТ23С.
2.3. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,25*, 0,5*, 0,63, 1,0*, 1,5, 1,6, 2,0*, 2,5, 3,0, 3,2*, 4,0, 5,0*, 6,0, 6,3, 8,0*, 10*, 12,5*, 15, 16*, 20*, 25*, 32*, 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).
2.4. Расчетная длина стропа назначается согласно рекомендациям Приложения 2.
3.1.1. Грузовые стропы на текстильной основе должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Федеральных норм и правил (ФНП) в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533), а также конструкторской документации, утвержденной и согласованной в установленном порядке.
3.1.2. Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводиться в организации и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Госгортехнадзора России.
3.1.3. Расчет лент стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят только на растяжение.
3.1.4. Определение усилий в лентах двух-, трех- и четырехветвевых стропов (при отсутствии дополнительных требований заказчика) производят исходя из условия, что угол между ветвями не превышает 120° (рис.4). Если Заказчиком оговорено, что угол между ветвями стропов в эксплуатации не будет превышать 90°, то в качестве расчетного принимают угол 90°.
Рис.4
3.1.5. Расчет трех- и четырехветвевых стропов производят из условия, что груз удерживается тремя ветвями.
3.1.6. При расчете на действие номинальной нагрузки коэффициент запаса прочности для каждой отдельной ветви стропа по отношению к ее разрушающей нагрузке, указанной в сертификате, должен быть не менее 8.
3.1.7. Допускаемое относительное удлинение стропа при максимальной нагрузке недолжно превышать 6%, независимо от коэффициента запаса прочности и величины разрушающей нагрузки.
3.1.8. Стропы из текстильных лент, ленты которого изготовлены из волокон капрона, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 80°С, а стропы, ленты которого изготовлены из волокон лавсана, полиэфира, полипропилена и полиамида - не выше 100°С.
Минимальная температура окружающего воздуха минус 80°С для всех видов материалов лент, на которые имеются ссылки в данном РД.
3.1.9. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации двух-, трех-, четырехветвевых стропов, не должно превышать 1% от длины одной ветви, выбранной в качестве эталона для выполнения сравнения длин.
3.1.10. Строп сшивается нитями из идентичного с лентой материала. Двух-, трех-, четырехветвевые и составные стропы-полотенца изготавливаются из лент одного материала и сшиваются, как правило, нитями из идентичного материала.
3.2.1. Лента для стропа может быть изготовлена из капрона, лавсана, полиамида, полиэфира или полипропилена. Применение других материалов должно быть согласовано с АО НПО "ВНИИПТМАШ".
3.2.2. В текстильных стропах должны применяться синтетические ленты, изготавливаемые по следующим техническим условиям:
ТУ 17 РСФСР 44-10452-82, ТУ 17 РФ 21.1-248-38-98, ТУ 17 РФ 21.2-248-28-95, ТУ 17 РСФСР 44-5231-86.
Допускается использование ленты, изготовленной за рубежом, соответствующей по своим свойствам ISO 4878*.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
3.2.3. Для сшивания ленты используются нити, изготовленные в соответствии с техническими условиями: ТУ-15-08-31-89, ТУ-8198-014-00461221-98.
Допускается использование нити, изготовленной за рубежом, соответствующей по своим свойствам ISO 4878.
3.2.4. Лента должна быть соткана из пряжи со сплющенным волокном.
3.2.5. Лента должна быть однородно соткана, лишена какого-либо существенного дефекта (пореза, прожога, неоднородностей по ширине или толщине) и иметь размеры по ширине, предпочтительно выбранные из следующего ряда: 25; 30; 35; 50; 60; 75; 80; 100; 120; 150; 200; 250; 300 мм. По согласованию с потребителем возможно изготовление стропов из ленты и другой ширины, приведенной в таблицах Приложения 3.
3.2.6. Все нити, которые оказывают влияние на прочность ленты, должны быть из одного материала. Края ленты должны иметь такое плетение, чтобы исключить распускание и последующий разрыв ленты в случае, когда хотя бы одна из нитей порвется.
Лента должна быть соткана так, чтобы ее сужение при воздействии усилия, равного максимальной грузоподъемности, было не более 10%.
3.2.7. Лента может быть окрашенная или неокрашенная. Краситель или окрашенная лента не должны оказывать влияние на разрывное усилие ленты, а также не оказывать токсичного воздействия на окружающую среду при изменении температуры в диапазоне, оговоренном требованиями раздела 3.1. данного РД.
3.2.8. Лента может быть подвергнута поверхностным обработкам типа пропитки для улучшения потребительских свойств, например, уменьшения накопления статического электричества, а также для улучшения износоустойчивости ленты быть полностью покрытой гибкой оболочкой. Виды обработки и используемые для этого материалы не должны оказаться токсичными для окружающей среды и снижать разрывное усилие стропа.
3.2.9. Минимальные разрывные усилия лент, применяемых для изготовления стропов, приведены в Приложении 3.
3.3.1. Соединение концов лент следует выполнять сшивкой нитями.
3.3.2. Ветви ленточных стропов должны изготавливаться из лент одного материала.
Сращивание лент из различных материалов, разной ширины, конструкции и разных заводов-изготовителей не допускается.
3.3.3. Для предохранения ленты стропа от истирания они могут быть обшиты защитными оболочками, состоящими из кожи, ткани или другого материала, обеспечивающего дополнительную защиту лент, но не оказывающего влияния на разрывное усилие стропа (Приложение 7).
Допускается обшивать материалом, препятствующим истиранию, также несущую часть петли стропа.
3.3.4. Петли стропа, получаемые при сшивании свободных концов лент, могут быть следующих типов.
1) Плоская петля: петля, получаемая посредством пришивания ленты, повернутой без скручивания (рис.5).
Рис.5. Плоская петля стропа.
2) Скрученная петля: петля, полученная посредством пришивания свободного конца ленты (предварительно повернутого на 180° так, что лицевая сторона ленты ложится на изнаночную см. рис.6) к основной ленте.