Пособие по проектированию методов регулирования водно-теплового режима верхней части земляного полотна (к СНиП 2.05.02-85)

9. КОНСТРУКЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА С ПОВЫШЕННОЙ ПЛОТНОСТЬЮ ГРУНТОВ

9.1. В качестве одного из вариантов регулирования водно-теплового режима следует проектировать конструкции земляного полотна, в которых плотность грунта в рабочем слое превышает наибольшую плотность по методу стандартного уплотнения. Величину плотности грунта назначают с учетом технических показателей уплотняющих средств.

В случае сохранения стабильной плотности и влажности грунта в процессе эксплуатации дороги нужно учитывать при технико-экономическом обосновании конструкции эффект от снижения высоты насыпи и использования слоя грунта с повышенной плотностью в качестве нижнего конструктивного слоя дорожной одежды, а также учитывать дополнительные затраты на уплотнение грунта сверх нормативных величин.

Прочностные и деформационные характеристики грунта с повышенной плотностью следует устанавливать экспериментальным путем. При ориентировочных расчетах можно принимать их значения, соответствующие величине влажности, равной оптимальной, по Инструкции ВСН 46-83.

9.2. Первой задачей, которую нужно решить при разработке конструкции, является установление возможности сохранения стабильной плотности и влажности грунта в процессе эксплуатации дороги. Прогноз ожидаемых значений плотности и влажности грунта рабочего слоя во II и III дорожно-климатических зонах следует проводить согласно изложенному в настоящем Пособии. Показатели пучения и осадки грунта с повышенной плотностью устанавливают экспериментальным путем согласно прил.4. При ориентировочных расчетах можно использовать данные, приведенные в разд.6 настоящего Пособия для грунта с наибольшей плотностью по методу стандартного уплотнения.

При возможности разуплотнения грунта следует рассмотреть варианты конструкций земляного полотна с дренирующими и гидроизолирующими прослойками, с теплоизолирующим слоем и с другими мероприятиями по регулированию водно-теплового режима, изложенными в настоящем Пособии, которые позволяют обеспечить стабильную плотность и влажность грунта в процессе эксплуатации дороги.

При проектировании земляного полотна в IV и V зонах следует предусматривать защиту связного набухающего грунта от доувлажнения в процессе эксплуатации.

9.3. При проектировании земляного полотна в засушливых районах южной части V дорожно-климатической зоны необходимо учитывать, что в этом регионе плотность грунтов практически не уменьшается в процессе эксплуатации дороги.

В этих районах можно применять грунты повышенной плотности при производстве работ по устройству верхней части земляного полотна в холодный период года, когда естественная влажность грунта близка к оптимальной, а потери влаги при испарении несущественны.

При проектировании земляного полотна повышенной плотности нужно иметь данные агрометеорологической станции, расположенной в районе проектируемой дороги, о глубине промачивания грунтовой толщи и температуре воздуха для составления проекта организации строительства и расчета потребности воды на доувлажнение грунта в зависимости от сезона производства работ.

На участках дорог вблизи ирригационных сооружений следует устраивать слои из грунтов повышенной плотности согласно конструкциям земляного полотна на рис.19.

Рис.19. Поперечные профили насыпей с повышенной плотностью грунтов вблизи ирригационных сооружений

а, б - насыпи, размещаемые вдоль оросительных каналов;
 в, г - насыпи, размещаемые вдоль дренажно-коллекторной сети, понижающей уровень грунтовых вод;

1 - лоток; 2 - УГВ; 3 - расчетное возвышение низа дорожной одежды над УГВ;
4 - толщина снятия плодородного почвенного слоя; 5 - расчетный уровень воды в канале;
6 - фильтрационный максимум УГВ; 7 - закрытая трубчатая дрена (коллектор);
8 - УГВ, пониженный дреной (коллектором); 9 - открытая дрена (коллектор);
I-IV - конструкции с повышенной плотностью грунтов; V - традиционная конструкция



Конструкцию I с повышенной плотностью на всю толщину рабочего слоя нужно применять на дорогах I технической категории, а также на дорогах II-III категорий с цементобетонным покрытием. Конструкцию III нужно применять на дорогах II-III категории с асфальтобетонным покрытием. Конструкции II, IV и V нужно применять на дорогах IV-V технической категории.