Статус документа
Статус документа

ГОСТ 24647-91 Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума и методы определения уровней шума на местности

6. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ ШУМА

6.1. Летные испытания и измерения шума проводятся в соответствии с разд.5 настоящего стандарта и ГОСТ 17229 с учетом дополнительных требований к анализирующей аппаратуре, изложенных в пп.6.1.1-6.1.3.

6.1.1. Временная характеристика каждого детектора/интегратора, на внезапную подачу или прерывание постоянного синусоидального сигнала на центральной частоте соответствующей третьоктавной полосы измеряется через 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 с после внезапной подачи и через 0,5 и 1,0 с после прерывания сигнала. Характеристика нарастания через 0,5 с становится ниже установившегося уровня на (4,0±1,0) дБ; через 1,0 с - на (1,75±0,5) дБ; через 1,5 с - на (1,0±0,5) дБ; а через 2,0 с - на (0,5±0,25) дБ. Характеристика спада является такой, что сумма показаний в децибелах (ниже первоначально установившегося уровня) и соответствующего показания характеристики нарастания составляет (6,5±1,0) дБ как через 0,5 с, так и через 1,0 с, и при последующих измерениях сумма величин при подаче и затухании сигнала должна быть более 7,5 дБ.

6.1.2. Для анализаторов с серийным детектированием аппроксимация данной временной характеристики осуществляется следующим образом:

    

где - уровень звукового давления в -й момент времени в -й третьоктавной полосе, указанный в ГОСТ 17229;

весовые коэффициенты для имитации медленной реакции составляют:

   Текущий уровень



через

0,5 с

33%.

   Предшествующий



"

0,5 с

24%.

   Второй



"

0,5 с

21%.

   Третий

"

0,5 с

17%,


a , , и представляют собой фактические величины, измеренные анализатором с интервалом 0,5 с. При использовании данной аппроксимации калибровочный сигнал устанавливают без взвешивания.

6.1.3. Цифровые анализирующие системы, используемые для сертификации вертолета по шуму, должны обеспечивать регистрацию сигнала со значением пик-фактора более трех, т.е. иметь высокую частоту выборки сигнала (более 60 кГц) или вести обработку сигнала в аналоговых детекторах до цифрового преобразователя на выходе каждого третьоктавного фильтра.

6.2. Для определения уровней шума вертолета в каждой исходной контрольной точке проводят не менее шести полетов. В каждом из этих полетов синхронно с записью шума производят регистрацию бортовой аппаратурой: числа оборотов несущего винта, скорости и высоты полета, частоты вращения вала двигателей, вертикальной скорости; наземной аппаратурой - абсолютного положения вертолета в пространстве. Это производится в течение периода времени, соответствующего уменьшению уровня шума на 10 TPNдБ от максимального значения .

6.3. Местоположение вертолета на траектории полета относительно контрольной точки определяют не связанными с применением обычной бортовой аппаратуры методами, такими как радиолокационное сопровождение, метод теодолитной триангуляции или масштабный фотометод.

6.4. При каждом измерении шума на центральном пункте измерения атмосферных параметров регистрируют атмосферное давление, скорость и направление ветра, температуру и влажность воздуха на высоте 10 м, а также скорость ветра у поверхности земли.

6.5. Микрофоны располагают в точках измерения шума в соответствии с п.5.2 на высоте 1,2 м над средним уровнем поверхности земли и ориентируют под углом скользящего падения, т.е. чувствительный элемент располагается в плоскости, определяемой исходной траекторией полета вертолета и измерительной системой - черт.1 (звук от вертолета должен приходить по касательной к мембране микрофона). Установка микрофона осуществляется так, чтобы свести к минимуму влияние помех, создаваемых опорами микрофонов, на измеряемый звук.

Исходное направление звука под углом скользящего падения


Черт.1

6.6. Непосредственно до и после каждого испытания производят акустическую калибровку всего регистрирующего тракта с использованием акустического калибратора с целью проверки чувствительности тракта и получения уровня отсчета для анализа данных. Чтобы свести к минимуму ошибки оператора и аппаратуры, акустическая калибровка может быть дополнена электрической с использованием электрического калибратора, подающего напряжение заданного уровня и известной частоты на микрофонный вход непосредственно до и после записи вертолетного шума.

6.7. В районе испытаний записывают как акустический фон, так и электрический фон измерительного тракта. Это производят при тех же условиях усиления системы, которые используют для измерения шума вертолета. Записываемые данные вертолетного шума считаются приемлемыми только в том случае, если уровни окружающего шума не менее чем на 20 PNдБ ниже максимального уровня воспринимаемого шума вертолета.

6.8. После проведения летных испытаний производят обработку полученных магнитных записей и для каждой точки измерения определяют эффективные уровни воспринимаемого шума в EPNдБ в соответствии с требованиями ГОСТ 17229, за исключением того, что поправка на неравномерность спектра учитывается, начиная с 50 Гц, а не с 80 Гц.

6.9. Для каждого полета определяют среднее арифметическое значение эффективных уровней воспринимаемого шума, определенных в трех контрольных точках измерения (, , ), которое рассматривают как измеренный уровень в соответствующей исходной контрольной точке .