РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА “ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ” К
ПРОЕКТУ ПЛАНИРОВКИ (РЕКОНСТРУКЦИИ) ЖИЛОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДЕНО Приказом Председателя Москомархитектуры А.В.Кузьмина (N 166 от 29.12.1997 г.).
СОГЛАСОВАНО с Москомприродой, МГЦГСЭН, Мосгосэкспертизой.
Введение
Проект планировки является уровнем реальных градостроительных преобразований, в котором с одной стороны реализуются основные положения по охране окружающей среды в концепции развития генерального плана города, а с другой - формируется конкретная градостроительная ситуация с локальными экологическими, природными характеристиками и санитарно-гигиеническими условиями.
Целью разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проекте планировки (реконструкции) жилого района является обеспечение приоритетности вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья населения и формирования экологически безопасной среды жизнедеятельности.
Общие экологические требования, соблюдение которых обязательно при градостроительном проектировании, установлены: Законом РФ "Об охране окружающей природной среды”; Законом РСФСР "Об охране атмосферного воздуха"; Водным кодексом РФ; Законом РФ "О недрах", Законом РФ "Основы лесного законодательства РФ"; Федеральным законом "О животном мире"; Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральным законом "Об экологической экспертизе".
Настоящее Руководство по разработке раздела "Охрана окружающей среды" к проекту планировки (реконструкции) жилого района действует в дополнение и в развитие следующих нормативных документов: Инструкции о порядке разработки и составе раздела "Охрана окружающей среды" в градостроительной документации г.Москвы; Инструкции "О составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации" (N 18-58 от 12.12.93 г.) Госстроя РФ; "Указаний к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации" (N 695 от 22.09.94 г.) Минприроды РФ; "Норм и правил проектирования планировки и застройки г.Москвы" (МГСН-1.01-97) Правительства Москвы и Москомархитектуры; СНиП 2.07.01-89 ''Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; Распоряжения Мэра г.Москвы N 561-РМ от 11.11.94 г. "О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства (реконструкции, реставрации, расширении) объектов в г.Москве"; Положения "О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве" Мосгорэкспертизы, Москомархитектуры.
В соответствии с Проектом размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства на 2001-2005 гг. в Москве будет возведено несколько комплексных жилых районов как в центральной и срединной частях города, так и на периферии. Материалы раздела "Охрана окружающей среды" являются основой экологического обоснования и выбора приоритетных направлений использования, развития и реконструкции территорий, определяют условия и ограничения реализации проектов планировки и реконструкции.
Настоящее Руководство предназначено для проектных и научно-исследовательских организаций при подготовке соответствующего раздела градостроительной документации, для городского и территориальных комитетов по охране природы, МГЦГСЭН, Мосгосэкспертизы, органов местного самоуправления, заказчиков инвестиционной деятельности.
Цель разработки раздела - оценить зонирование территории жилого района как средство экологического регулирования проектного решения, обеспечивающего приоритетность вопросов охраны окружающей среды.
Содержанием раздела являются:
- оценка местоположения района в структуре городских территорий в соответствии с их экологическими характеристиками;
- оценка влияния ландшафтных характеристик проектируемой территории и прилегающих территорий на функциональное зонирование и планировочное решение;
- анализ влияния основных источников и факторов антропогенного воздействия на архитектурно-планировочную структуру территории жилого района.
1.1. Эколого-градостроительные требования к проекту планировки жилого района.
1.1.1. Современный жилой район, как правило, формируется на межмагистральных территориях размером более 500 га группами кварталов. В пределах границ городских районов г.Москвы, население жилого района должно быть обеспечено комплексом объектов повседневного и периодического обслуживания.
Границами территории жилого района являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, а в случае примыкания к другим функциональным зонам, утвержденные границы и планировочные ограничения (технические зоны и др.).
В структуре территорий жилого района участки или кварталы жилого типа занимают более 25% территории, а участки или кварталы других типов менее 25% каждый.
Размещение новых жилых районов осуществляется на свободных и реконструируемых территориях.
Нормативами установлены следующие требования к застройке территории селитебного назначения:
- удобный рельеф, допускающий возведение зданий и сооружений, прокладку улиц и дорог, организацию сбора и отвод поверхностных вод, сохранение рельефа местности;
- устойчивые грунты;
- благоприятные условия для организации инженерного обеспечения водоснабжения, канализации, теплоснабжения, транспортного обслуживания.
1.1.2. На территории жилого района размещаются: микрорайоны, жилые кварталы, объекты общего пользования с участками периодического обслуживания, в том числе спортивные сооружения, зеленые насаждения, а также коммунальные объекты, гаражи - стоянки и др.
1.1.3. Территория жилого района регламентируется следующими нормативными показателями:
- плотностью застройки жилых, смешанных жилых участков (суммы участков), соответствующей требованиям застройки структурной части города;
- удельными размерами территории общего пользования;
- плотностью населения на территории жилого района в межмагистральных территориях размером: от 500 до 1000 га - 200-280 чел/га; более 1000 га - 170-240 чел/га.
- обеспеченностью жителей района озелененными территориями, которая складывается из суммы удельных площадей: озелененных площадок придомовой территории, 50% участков детских дошкольных учреждений, 40% участков школ, участков зеленых насаждений общего пользования жилого района (микрорайона).
Таблица 1.1
Нормируемые элементы территории жилого района
|
| Удельные площади элементов территории | ||
NN | Элементы территории жилого района | Ед. изм. | Межмагистральные территории | |
|
|
| 500 - 1000 га | более 1000 га |
Территории общего пользования жилого района всего, в том числе: | кв.м/чел. | не более 14,0 | не более 16,0 | |
1. | Участки спортивных сооружений | - “ - | не менее 1,0 | не менее 1,2 |
2. | Участки зеленых насаждений | - “ - | не менее 4,0 | не менее 5,0 |
3. | Участки коммунальных объектов | - “ - | не более 0,2 | не более 0,2 |
4. | Участки гаражей - стоянок | - “ - | не более 0,8 | не более 0,8 |
1.1.4. Функционально-планировочная организация территории жилого района должна учитывать геоморфологические и микроклиматические условия, способствующие рассеиванию вредных примесей в атмосферном воздухе.
1.1.5. При проектировании уличной сети жилого района необходимо учитывать существующий и перспективный уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автотранспорта и предусматривать планировочные и технические мероприятия по локализации зон загазованности.
1.1.6. В случае примыкания жилого района к территориям с зелеными насаждениями общего пользования следует осуществить организацию их буферной части для обеспечения потребности населения жилого района в озелененных территориях, но не далее, чем в 15-минутной доступности и без уничтожения существующих зеленых насаждений. Расстояние между жилой застройкой и ближним краем лесопаркового массива следует принимать не менее 30 м для лиственных и 50 м для хвойных пород.
1.1.7. Расстояние от края проезжей части скоростных городских дорог до линии жилой застройки устанавливается на основании расчета уровня шума (СНиП II-12-77). В зоне шумового дискомфорта следует размещать зеленые насаждения, гаражи-стоянки, открытые стоянки, АЗС и другие коммунальные сооружения, отдельные объекты обслуживания
В случае примыкания жилой застройки к железной дороге расстояние от жилых домов до крайнего рельса устанавливается расчетом уровней шума в соответствии с нормативами (СНиП II-12-77). При невозможности обеспечить нормативный уровень шума планировочным разрывом следует применять другие меры защиты от шума в соответствии с указанными нормативами.
1.1.8. Гаражи-стоянки на территории жилого района целесообразно размещать на участках коммунального и общественного назначения, территориях транспортных сооружений, на участках с резким перепадом рельефа.
1.2. Оценка общего функционального зонирования территории должна учитывать всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на проектируемую территориюю. (рис.1.1.) *
______________
* Примечание:
В качестве примера в разделах Руководства содержится серия карт-схем, иллюстрирующих конкретную градостроительную ситуацию одного из жилых районов г.Москвы. Кроме того, в конце каждой главы прилагается перечень необходимых графических материалов при разработке раздела "Охрана окружающей среды" к проекту планировки (реконструкции) жилого района.
Рис.1.1. КАРТА-СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ
Условные обозначения
Участки жилых домов и учреждений учебно-воспитательного назначения | ||||
| Участки административных и общественных учреждений | |||
Участки научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений | ||||
Земли промышленных предприятий | ||||
| Озелененные участки | |||
парков | ||||
скверов, бульваров | ||||
внутриквартального озеленения | ||||
промышленных предприятий | ||||
улиц и дорог | ||||
заповедники | ||||
сельскохозяйственного назначения | ||||
Участки водоемов | ||||
Участки дорог | ||||
Участки с асфальтовым покрытием | ||||
Участки с грунтовым покрытием | ||||
Участки железных дорог |
Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние, необходимо прежде всего выделить воздействие промышленных и энергетических объектов, крупных объектов коммунального хозяйства, транспортных магистралей (автомобильные и железнодорожные), мостов, эстакад и других сооружений. Перечисленные объекты могут находиться за пределами проектируемого района, однако их влияние необходимо учитывать при определении зоны эколого-планировочных ограничений.
Важные положительные факторы воздействия - крупные зеленые массивы, реки и большие водоемы, открытые пространства, имеющие контакты с лесопарковой зоной.
1.2.1. Последовательность проведения оценки функционального зонирования территории жилого района целесообразно принять следующую:
- анализ существующей градостроительной ситуации, положения района в системе городской застройки в соответствии с основными требованиями и положениями разделов "Охрана окружающей среды" в Концепции генерального плана города, территориальных комплексных оценок и концепций развития административной территории, включающей проектируемый или реконструируемый район;
- анализ ландшафтной ситуации и пригодности территорий, наличия на проектируемых или прилегающих участках объектов природного комплекса, (лесопарков, парков, водных объектов) и ландшафтно-исторических объектов (охраняемых зон памятников истории и культуры, усадеб, зон охраняемого ландшафта, и др.)
- анализ промышленно-производственных, коммунально-складских, энергетических и других инженерных объектов, транспортных сооружений, крупных транспортных коммуникаций, (в т.ч. авиационных и железнодорожных).
В результате этой работы составляется карта-схема эколого-градостроительного зонирования, которая является основой для организации функционального зонирования территории жилого района.
1.2.2. В условиях реконструкции жилого района следует осуществлять ряд дополнительных исследований:
- анализ возможностей оптимизации плотности застройки и выделение зон ограниченного использования территории для наземного и подземного строительства;