Статус документа
Статус документа

     
   РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛА “ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ” К
          ПРОЕКТУ ПЛАНИРОВКИ (РЕКОНСТРУКЦИИ) ЖИЛОГО РАЙОНА



УТВЕРЖДЕНО Приказом Председателя Москомархитектуры А.В.Кузьмина (N 166 от 29.12.1997 г.).

СОГЛАСОВАНО с Москомприродой, МГЦГСЭН, Мосгосэкспертизой.

Введение


Проект планировки является уровнем реальных градостроительных преобразований, в котором с одной стороны реализуются основные положения по охране окружающей среды в концепции развития генерального плана города, а с другой - формируется конкретная градостроительная ситуация с локальными экологическими, природными характеристиками и санитарно-гигиеническими условиями.

Целью разработки раздела "Охрана окружающей среды" в проекте планировки (реконструкции) жилого района является обеспечение приоритетности вопросов охраны окружающей среды, рационального природопользования, защиты здоровья населения и формирования экологически безопасной среды жизнедеятельности.

Общие экологические требования, соблюдение которых обязательно при градостроительном проектировании, установлены: Законом РФ "Об охране окружающей природной среды”; Законом РСФСР "Об охране атмосферного воздуха"; Водным кодексом РФ; Законом РФ "О недрах", Законом РФ "Основы лесного законодательства РФ"; Федеральным законом "О животном мире"; Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральным законом "Об экологической экспертизе".

Настоящее Руководство по разработке раздела "Охрана окружающей среды" к проекту планировки (реконструкции) жилого района действует в дополнение и в развитие следующих нормативных документов: Инструкции о порядке разработки и составе раздела "Охрана окружающей среды" в градостроительной документации г.Москвы; Инструкции "О составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации" (N 18-58 от 12.12.93 г.) Госстроя РФ; "Указаний к экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в прединвестиционной и проектной документации" (N 695 от 22.09.94 г.) Минприроды РФ; "Норм и правил проектирования планировки и застройки г.Москвы" (МГСН-1.01-97) Правительства Москвы и Москомархитектуры; СНиП 2.07.01-89 ''Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; Распоряжения Мэра г.Москвы N 561-РМ от 11.11.94 г. "О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства (реконструкции, реставрации, расширении) объектов в г.Москве"; Положения "О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве" Мосгорэкспертизы, Москомархитектуры.

В соответствии с Проектом размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства на 2001-2005 гг. в Москве будет возведено несколько комплексных жилых районов как в центральной и срединной частях города, так и на периферии. Материалы раздела "Охрана окружающей среды" являются основой экологического обоснования и выбора приоритетных направлений использования, развития и реконструкции территорий, определяют условия и ограничения реализации проектов планировки и реконструкции.

Настоящее Руководство предназначено для проектных и научно-исследовательских организаций при подготовке соответствующего раздела градостроительной документации, для городского и территориальных комитетов по охране природы, МГЦГСЭН, Мосгосэкспертизы, органов местного самоуправления, заказчиков инвестиционной деятельности.

Раздел 1. Функциональное зонирование территории



Цель разработки раздела - оценить зонирование территории жилого района как средство экологического регулирования проектного решения, обеспечивающего приоритетность вопросов охраны окружающей среды.

Содержанием раздела являются:

- оценка местоположения района в структуре городских территорий в соответствии с их экологическими характеристиками;

- оценка влияния ландшафтных характеристик проектируемой территории и прилегающих территорий на функциональное зонирование и планировочное решение;

- анализ влияния основных источников и факторов антропогенного воздействия на архитектурно-планировочную структуру территории жилого района.

1.1. Эколого-градостроительные требования к проекту планировки жилого района.

1.1.1. Современный жилой район, как правило, формируется на межмагистральных территориях размером более 500 га группами кварталов. В пределах границ городских районов г.Москвы, население жилого района должно быть обеспечено комплексом объектов повседневного и периодического обслуживания.

Границами территории жилого района являются красные линии магистралей общегородского и районного значения, а в случае примыкания к другим функциональным зонам, утвержденные границы и планировочные ограничения (технические зоны и др.).

В структуре территорий жилого района участки или кварталы жилого типа занимают более 25% территории, а участки или кварталы других типов менее 25% каждый.

Размещение новых жилых районов осуществляется на свободных и реконструируемых территориях.

Нормативами установлены следующие требования к застройке территории селитебного назначения:

- удобный рельеф, допускающий возведение зданий и сооружений, прокладку улиц и дорог, организацию сбора и отвод поверхностных вод, сохранение рельефа местности;

- устойчивые грунты;

- благоприятные условия для организации инженерного обеспечения водоснабжения, канализации, теплоснабжения, транспортного обслуживания.

1.1.2. На территории жилого района размещаются: микрорайоны, жилые кварталы, объекты общего пользования с участками периодического обслуживания, в том числе спортивные сооружения, зеленые насаждения, а также коммунальные объекты, гаражи - стоянки и др.

1.1.3. Территория жилого района регламентируется следующими нормативными показателями:

- плотностью застройки жилых, смешанных жилых участков (суммы участков), соответствующей требованиям застройки структурной части города;

- удельными размерами территории общего пользования;

- плотностью населения на территории жилого района в межмагистральных территориях размером: от 500 до 1000 га - 200-280 чел/га; более 1000 га - 170-240 чел/га.

- обеспеченностью жителей района озелененными территориями, которая складывается из суммы удельных площадей: озелененных площадок придомовой территории, 50% участков детских дошкольных учреждений, 40% участков школ, участков зеленых насаждений общего пользования жилого района (микрорайона).

Таблица 1.1

     
Нормируемые элементы территории жилого района

  

  

Удельные площади элементов территории
жилого района

NN

Элементы территории жилого района

Ед. изм.

Межмагистральные территории

  

  

  

500 - 1000 га

более 1000 га



Территории общего пользования жилого района всего, в том числе:

кв.м/чел.

не более 14,0

не более 16,0

1.

Участки спортивных сооружений

- “ -

не менее 1,0

не менее 1,2

2.

Участки зеленых насаждений

- “ -

не менее 4,0

не менее 5,0

3.

Участки коммунальных объектов

- “ -

не более 0,2

не более 0,2

4.

Участки гаражей - стоянок

- “ -

не более 0,8

не более 0,8

1.1.4. Функционально-планировочная организация территории жилого района должна учитывать геоморфологические и микроклиматические условия, способствующие рассеиванию вредных примесей в атмосферном воздухе.

1.1.5. При проектировании уличной сети жилого района необходимо учитывать существующий и перспективный уровень загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами автотранспорта и предусматривать планировочные и технические мероприятия по локализации зон загазованности.

1.1.6. В случае примыкания жилого района к территориям с зелеными насаждениями общего пользования следует осуществить организацию их буферной части для обеспечения потребности населения жилого района в озелененных территориях, но не далее, чем в 15-минутной доступности и без уничтожения существующих зеленых насаждений. Расстояние между жилой застройкой и ближним краем лесопаркового массива следует принимать не менее 30 м для лиственных и 50 м для хвойных пород.

1.1.7. Расстояние от края проезжей части скоростных городских дорог до линии жилой застройки устанавливается на основании расчета уровня шума (СНиП II-12-77). В зоне шумового дискомфорта следует размещать зеленые насаждения, гаражи-стоянки, открытые стоянки, АЗС и другие коммунальные сооружения, отдельные объекты обслуживания

В случае примыкания жилой застройки к железной дороге расстояние от жилых домов до крайнего рельса устанавливается расчетом уровней шума в соответствии с нормативами (СНиП II-12-77). При невозможности обеспечить нормативный уровень шума планировочным разрывом следует применять другие меры защиты от шума в соответствии с указанными нормативами.

1.1.8. Гаражи-стоянки на территории жилого района целесообразно размещать на участках коммунального и общественного назначения, территориях транспортных сооружений, на участках с резким перепадом рельефа.

1.2. Оценка общего функционального зонирования территории должна учитывать всю совокупность факторов, оказывающих воздействие на проектируемую территориюю. (рис.1.1.) *     

______________

* Примечание:    

В качестве примера в разделах Руководства содержится серия карт-схем, иллюстрирующих конкретную градостроительную ситуацию одного из жилых районов г.Москвы. Кроме того, в конце каждой главы прилагается перечень необходимых графических материалов при разработке раздела "Охрана окружающей среды" к проекту планировки (реконструкции) жилого района.

Рис.1.1. КАРТА-СХЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЗОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ

Условные обозначения



Участки жилых домов и учреждений учебно-воспитательного назначения

  

Участки административных и общественных учреждений

Участки научно-исследовательских и проектно-конструкторских учреждений

Земли промышленных предприятий

  

Озелененные участки

парков

скверов, бульваров

внутриквартального озеленения

промышленных предприятий

улиц и дорог

заповедники

сельскохозяйственного назначения

Участки водоемов

Участки дорог

Участки с асфальтовым покрытием

Участки с грунтовым покрытием

Участки железных дорог



Среди факторов, оказывающих отрицательное влияние, необходимо прежде всего выделить воздействие промышленных и энергетических объектов, крупных объектов коммунального хозяйства, транспортных магистралей (автомобильные и железнодорожные), мостов, эстакад и других сооружений. Перечисленные объекты могут находиться за пределами проектируемого района, однако их влияние необходимо учитывать при определении зоны эколого-планировочных ограничений.

Важные положительные факторы воздействия - крупные зеленые массивы, реки и большие водоемы, открытые пространства, имеющие контакты с лесопарковой зоной.

1.2.1. Последовательность проведения оценки функционального зонирования территории жилого района целесообразно принять следующую:

- анализ существующей градостроительной ситуации, положения района в системе городской застройки в соответствии с основными требованиями и положениями разделов "Охрана окружающей среды" в Концепции генерального плана города, территориальных комплексных оценок и концепций развития административной территории, включающей проектируемый или реконструируемый район;

- анализ ландшафтной ситуации и пригодности территорий, наличия на проектируемых или прилегающих участках объектов природного комплекса, (лесопарков, парков, водных объектов) и ландшафтно-исторических объектов (охраняемых зон памятников истории и культуры, усадеб, зон охраняемого ландшафта, и др.)

- анализ промышленно-производственных, коммунально-складских, энергетических и других инженерных объектов, транспортных сооружений, крупных транспортных коммуникаций, (в т.ч. авиационных и железнодорожных).

В результате этой работы составляется карта-схема эколого-градостроительного зонирования, которая является основой для организации функционального зонирования территории жилого района.

1.2.2. В условиях реконструкции жилого района следует осуществлять ряд дополнительных исследований:

- анализ возможностей оптимизации плотности застройки и выделение зон ограниченного использования территории для наземного и подземного строительства;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs