РД 10-112-5-97

Методические указания
по проведению обследования кранов мостового типа с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации

Часть 5. Краны мостовые и козловые



Дата введения 1998-01-01

     

     Согласовано

     Начальник управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями В.С.Котельников

     Утверждаю

     Генеральный директор ВНИИПТМАШ Р.А.Лалаянц 12.11.1997 г.

     Письмо от 13 ноября 1997 г., N 12-7/1057

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН И УТВЕРЖДЕН Акционерным обществом открытого типа "ВНИИПТМАШ" - головной организацией по краностроению: 109387, Москва, Люблинская ул., 42, тел.351-80-41, 351-80-40, факс 351-82-01

2. РАЗРАБОТЧИКИ Абрамович И.И., Дувидович Д.И., Жуков В.Г., Березин В.Н., Котельников В.С., Лалаянц Р.А., Липатов А.С., Мустафина Л.Л.

3. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ с 01.01.1998 г. по 31.12.1999 г.

4. ВЗАМЕН И В ДОПОЛНЕНИЕ Взамен "Методических указаний по проведению обследования кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. ВНИИПТМАШ. Издание 4-ое, переработанное и дополненное" М., 1991 г. и в дополнение к РД 10-112-96 Часть 1.

Рецензенты: ИКЦ "Инжтехкран", ИКЦ "Кран", ТОО "Урал - ПТМ" (г.Екатеринбург), СКТБ башенного краностроения, ИКЦ "Мысль" (г.Новочеркасск).


1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий Руководящий документ (РД) разработан в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92 г. [далее по тексту - "Правила..." (ПБ 10-14-92)], а также  Методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин (РД 10-112-96. Часть 1. Общие положения). Настоящий РД устанавливает требования к периодичности, организации и методам обследования грузоподъемных кранов мостового типа общего назначения с истекшим сроком службы (мостовых, козловых, полукозловых, козловых контейнерных и мостовых перегружателей)* для определения возможности их дальнейшей эксплуатации.

_____________________

* Далее в тексте документа именуемые просто "краны".

На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют ПБ 10-382-00, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.



Настоящий РД может быть использован также для обследования отдельных грузовых тележек с механизмами подъема, передвигающихся по рельсам, самоходных тележек для развоза металла и электрических талей, передвигающихся по монорельсам.

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Применительно к настоящим методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в "Правилах..." (ПБ 10-14-92). РД 10-112-96 Часть 1. РД 10-138-97, а также следующие специальные термины и определения:

Планово-высотная съемка кранового пути (рельсов или иных направляющих движение грузовой тележки) - комплекс работ, включающий нивелирование и определение положения в плане каждой из отдельно выбранных точек кранового пути относительно выбранных опорных точек (или линий).

     Нивелирование - определение высотного положения каждой из отдельно выбранных точек рельса (или иных направляющих движение) относительно выбранных опорных точек или линии горизонта.

Рихтовка - комплекс операций по изменению положения рельсов, квадрата или монорельса с целью  достижения ими заданного проектного положения.

Усталостная трещина основного сечения поясного листа и стенок коробчатой балки - усталостная трещина, поражающая как минимум 100% растянутой зоны листа хотя бы одной стенки коробчатой балки или растянутого пояса. Наличие такой усталостной трещины вызывает необходимость оценки остаточного ресурса металлоконструкции.

Усталостная трещина основного сечения опоры - усталостная трещина, поражающая не менее 50% площади основного сечения хотя бы одной из опор козлового крана (или перегружателя). Наличие такой усталостной трещины вызывает необходимость оценки остаточного ресурса металлоконструкции.

    Отапливаемое помещение - помещение, в котором температура воздуха не опускается ниже 0 °С и влажность не превышает величин, указанных для климатического исполнения У3 по ГОСТ 15150.

Неотапливаемое помещение - помещение, для которого не выполняются условия по температуре, указанные в определении термина "отапливаемое помещение".

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

3.1. Виды и периодичность обследования

3.1.1. Обследование грузоподъемных кранов мостового типа в целях продления срока дальнейшей эксплуатации необходимо проводить по истечении нормативного срока службы.

При необходимости или по просьбе владельца обследование может быть проведено и в связи с реконструкцией крана.

3.1.2. Предусматриваются следующие виды обследования грузоподъемных кранов мостового типа:

- первичное;

- повторное;

- внеочередное.

Внеочередное обследование выполняется вне зависимости от срока эксплуатации крана.

3.1.3. Первичное обследование кранов, изготовленных в соответствии с ГОСТ 27584 и установленных в отапливаемых помещениях, следует проводить по истечении нормативного срока службы, исчисляемого с момента изготовления крана, а также с учетом требований п.3.1.4 настоящего РД.

Для кранов, установленных на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях, а также для кранов, которые не соответствуют ГОСТ 27584, за нормативные принимают сроки, приведенные в табл.1 (первичное обследование).

Таблица 1

Сроки проведения первичных и повторных обследований кранов мостового типа

Группа классификации (режима) крана по
ГОСТ 25546 /ИСО 4301 (принята в ПБ 10-14-92)

Группа режима по классификации Правил Госгортехнадзора СССР 1969 г. "

Срок до проведения первичного обследования (календарный), лет

Срок до проведения повторного обследования, годы

8К/А8

ВТ  

12(12)*

2(2)*

6К-7К/А6-А7

Т  

16(12)*

2(2)*

4К-5К/А4-А5

С  

16(16)*

3(2)*

2К-3К/А2-А3

Л  

20(16)*

5(2)*

1К/А1   

Л (редкое использование)

30(16)*

10(3)*

          

     Примечания: а) " - приближенное соответствие только для целей обследования.
     
     б) * - в скобках указаны сроки до проведения первичных и повторных обследований кранов, работающих на открытом воздухе или в неотапливаемых помещениях.
     


Сроки до проведения повторных обследований назначают на основании данных о фактической группе классификации (режима) крана по ГОСТ 25546 /ИСО 4301, определяемых по наработке крана с момента начала его эксплуатации на момент проведения обследования, и рекомендациями табл.1. В том случае, если фактическая группа классификации (режима) крана ниже или равна паспортной (например, ), и впредь до изменения группы классификации (режима) в паспорте крана, срок проведения повторного обследования назначают в соответствии с рекомендациями табл.1 для группы классификации (режима), установленной паспортом крана.

При выявлении превышения фактической группы классификации над паспортной следует руководствоваться Приложением З5 к настоящему РД и, как указано в нем, может потребоваться дополнительная проверка металлоконструкции крана на сопротивление усталости.

3.1.4. Количество обследований, как правило, не должно быть более пяти. По истечении срока после четвертого повторного обследования по рекомендации комиссии, проводившей обследование, кран может быть подвергнут либо капитально-восстановительному ремонту (определение дано в РД 10-112-3-97), либо оценке остаточного ресурса, либо - списанию.

3.1.5. Краны, эксплуатируемые в агрессивных средах (пропарочные камеры, травильные отделения, зольные цехи кожевенных заводов и т.п.), при наличии в зоне согласно Справке о работе крана (Приложение А5) источника агрессивной среды по классификации СНиП 2.03.11-85 вне зависимости от группы классификации (режима) должны проходить первичное обследование через 12 лет и повторные не реже чем через 2 года.

В сомнительных случаях (при наличии в зоне работы крана источников агрессивной среды, которые не указаны в справке, предоставленной владельцем), а также с учетом справочного Приложения Ж5 комиссия вправе принять решение о сокращении срока проведения повторного обследования.

3.1.6. Обследование состояния крановых путей выполняется согласно РД 10-138-97 и является самостоятельным разделом работ. В соответствии с "Правилами..." (ПБ 10-14-92) результаты планово-высотной съемки (и включенного в нее нивелирования) крановых путей считаются действительными в течение не более 3 лет и при выполнении очередного обследования (если оно по срокам не совпадает с комплексным обследованием согласно РД 10-138-97) указанные работы дополнительно могут не проводиться.

3.1.7. Краны подвергают внеочередному обследованию в следующих случаях:

- если в процессе эксплуатации наблюдается повторное появление трещин в несущих металлоконструкциях;

- при появлении отрицательного прогиба пролетных балок мостовых кранов свыше 0,0022 величины пролета;

- если при испытании грузом 1,25  установлено возникновение остаточной деформации;

- при наличии деформаций металлоконструкции, возникших в результате столкновений, пожара и т.п.;

- если краны подлежат перемонтажу или реконструкции;

- по требованию органов Госгортехнадзора или заявке владельца крана.

3.2. Организация обследования

3.2.1. Обследование грузоподъемных кранов мостового типа должны осуществлять организации, имеющие лицензию и прошедшие аттестацию в соответствии с РД 10-112-96. Часть 1.

3.2.2. В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, в другой регион следует руководствоваться п.3.2.2 РД 10-112-96. Часть 1.

3.2.3. При организации проведения обследования следует руководствоваться разделом 3.2 РД 10-112-96. Часть 1.

3.3. Основные работы при обследовании

3.3.1. Обследование грузоподъемных кранов мостового типа должно включать перечень работ, изложенный в разделе 3.3.1 РД 10-112-96. Часть 1, который предусматривает:

3.3.1.1. Проверку выполненных владельцем крана работ согласно п.3.2.8 РД 10-112-96. Часть 1.

3.3.1.2. Ознакомление с документацией, представленной владельцем крана согласно п.3.2.8 РД 10-112-96. Часть 1, в т.ч. расчетной оценкой фактической группы классификации (режима) крана на момент проведения обследования, выполненной согласно данным Приложения А5 к настоящему РД, а также актами предыдущих обследований крана.

3.3.1.3. Проверку состояния металлических конструкций (с возможным расчетом на сопротивление усталости в случаях, предусмотренных Приложением З5 к настоящему РД).

3.3.1.4. Проверку состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов.

3.3.1.5. Проверку состояния электрооборудования.

3.3.1.6. Проверку состояния приборов безопасности.

3.3.1.7. Проверку состояния крановых путей (по результатам ранее проведенных обследований согласно РД 10-138-97) и рельсов (или иных направляющих движение) грузовой тележки.

3.3.1.8. Проверку химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций.

3.3.1.9. Составление ведомости дефектов.

3.3.1.10. Статические и динамические испытания крана.

3.3.1.11. Оценку остаточного ресурса.

3.3.1.12. Оформление результатов обследования.

     Примечания:
     


    а) Если при выполнении п.3.3.1.1 комиссией, проводящей обследование, будет выявлено отсутствие у владельца крана документов, предусмотренных пп.3.2.8.3-3.2.8.7 РД 10-112-96. Часть 1. Общие положения, данные работы могут быть выполнены организацией, проводящей обследование (при наличии у нее лицензий на соответствующие виды работ).
     


    б) Работы по пп.3.3.1.8 и 3.3.1.11 выполняют только в случаях, оговоренных в настоящем нормативном документе.
     


    в) Работы по пп.3.3.1.4-3.3.1.6 проводят в объеме, предусмотренном "Правилами..." (ПБ 10-14-92) для технических освидетельствований. При этом, в случае выявления каких-либо дефектов и неисправностей, комиссия должна принять решение об увеличении объема проводимых проверок по соответствующему узлу.
     


Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs