Статус документа
Статус документа


ПБ-10-14-92

 ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
 ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ

Дата введения 1993-09-15


УТВЕРЖДЕНЫ Госгортехнадзором России 30 декабря 1992 года.     

СОГЛАСОВАНЫ с Советом Федерации независимых Профессиональных Союзов России 2 декабря 1992 года и Министерством архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 23 декабря 1992 года.

С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила устройства и безопасной эксплуатации  грузоподъемных кранов, утвержденные Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



1.1. Настоящие Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и  эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

1.2. Настоящие Правила распространяются на:

а) грузоподъемные краны всех типов, включая краны-манипуляторы;

б) грузовые электрические тележки, передвигающиеся  по  надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

в) краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

г) электрические тали;

д) лебедки для подъема груза и (или) людей;

е) сменные грузозахватные органы (крюк,  грейфер,  грузоподъемный электромагнит и т.п.);

ж) съемные грузозахватные приспособления (стропы,  захваты,  траверсы и т.п.);

з) несущую тару, за исключением специальной тары, применяемой  в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы  и  т.п.),  а также в морских и речных портах, требования к которым  устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

1.3. Настоящие Правила не распространяются на:

а) грузоподъемные машины, установленные в шахте,  на  морских  и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые  распространяются специальные правила;

б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

в) краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями,  люльками, буровым  оборудованием и т.п.);

г) грузоподъемные машины специального назначения (например,  напольные завалочные и посадочные машины, трубоукладчики,  электро-  и автопогрузчики, штабелеры, путе- и мостоукладочные машины,  манипуляторы и т.п.);

д) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);

е) специальные грузоподъемные машины военного ведомства;

ж) ручные тали.

1.4. Основные термины и определения, применяемые в  тексте  настоящих Правил, приведены в приложении 1. Перечень нормативной  документации и международных стандартов, действующих в России, приведен в приложении 2.

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


2.1. Разработку нормативной документации на грузоподъемные  машины должны осуществлять головные научно-исследовательские  организации (приложение 3). Разработку проектов  на  изготовление  грузоподъемной машины должны выполнять головные научно-исследовательские и специализированные организации, имеющие разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

2.2. Разработка проектов, технических условий и другой  нормативной документации на изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для работы во взрывопожароопасных средах, должна осуществляться с учетом требований Правил устройства электроустановок  и  нормативных документов РД 24.090.96 и РД 24.090.91. Проектом должны быть  предусмотрены меры по созданию безопасных условий для  работы  грузоподъемной машины в такой среде.

Возможность работы грузоподъемной машины  во  взрывопожароопасной среде (с указанием категории среды) должна быть указана в паспорте, а также в инструкции по эксплуатации.

2.3. Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в районах с расчетной температурой  ниже  - 40°С, должны осуществляться в исполнении ХЛ по ГОСТ 15150.

Проектирование и изготовление грузоподъемных машин, предназначенных для эксплуатации в сейсмических районах (более 6 баллов), согласно СНиП II-7, должны осуществляться в сейсмостойком исполнении.

2.4. За качество проекта, изготовления,  монтажа,  реконструкции, ремонта грузоподъемной машины, сменных грузозахватных органов и съемных грузозахватных приспособлений, а также за соответствие их настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая  соответствующую работу,

2.5. Грузоподъемные машины и их узлы, приобретаемые  за  рубежом, должны соответствовать требованиям настоящих Правил. Организация (заказчик) перед заключением контракта на поставку грузоподъемных  машин из-за рубежа должна получить от сертификационного  центра  Госгортехнадзора России сертификат о соответствии машин Правилам. Паспорт, инструкция и другая эксплуатационная документация, поставляемая с  грузоподъемной машиной, должны быть переведены на русский язык  и  соответствовать требованиям настоящих Правил.

Возможные отступления от Правил должны быть согласованы  заказчиком с Госгортехнадзором России до заключения контракта. Копии  согласования и сертификата должны быть приложены к  паспорту  грузоподъемной машины.

2.6. Грузоподъемность и другие параметры, а также габариты грузоподъемной машины должны соответствовать государственным  стандартам, техническим условиям, а в случае их отсутствия должны быть установлены техническим заданием на проектирование или  другим  документом  по ГОСТ 15.001.

2.7. Проектирование грузоподъемных  машин  должно  выполняться  в соответствии с ИСО 4301/1 и другой нормативной документацией.

2.8. Стреловые самоходные,  железнодорожные  и  прицепные  краны, краны-экскаваторы, башенные и портальные краны должны быть  устойчивы в рабочем и нерабочем состоянии.

Расчет устойчивости крана должен производиться при действии испытательной нагрузки, действии груза  (грузовая устойчивость), отсутствии груза (собственная устойчивость), внезапном снятии  нагрузки  и монтаже (демонтаже).

У кранов, по условиям эксплуатации  которых  требуется  опускание ненагруженной стрелы в горизонтальное положение, должна быть обеспечена устойчивость при таком положении стрелы.

Расчет устойчивости грузоподъемных кранов должен производиться  в соответствии с нормативной документацией  головных научно-исследовательских организаций, согласованной с Госгортехнадзором России.

2.9. Уклон пути грузовых тележек у козловых и  консольных  кранов при наиболее неблагоприятном положении тележки с наибольшим  рабочим грузом не должен превышать 0,003. Указанная норма уклона не  относится к кранам, у которых механизм передвижения тележки оборудован автоматическим тормозом нормально закрытого типа или у которых тележка перемещается канатной тягой.

2.10. Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть  выполнены так,  чтобы  опускание  груза  или  стрелы осуществлялось только двигателем.

2.11. Механизмы грузоподъемных машин, оборудованные  кулачковыми, фрикционными или другими механическими приспособлениями для их  включения или переключения скоростей рабочих движений,  должны  быть  устроены таким образом, чтобы самопроизвольное включение или  расцепление механизма было невозможно. У лебедок подъема груза и стрелы, кроме того, должна быть исключена возможность отключения привода без наложения тормоза.

Применение фрикционных и кулачковых муфт включения в механизмах, предназначенных для подъема людей, расплавленного металла или  шлака, ядовитых и взрывчатых веществ, а также в механизмах с электроприводом не допускается, за исключением:

а) механизма передвижения или поворота, имеющего несколько диапазонов скоростей для переключения с одной скорости на другую;

б) механизма передвижения гусеничных кранов с общим приводом двух гусениц для раздельного управления ими.

В случаях, указанных в п.п. "а" и "б", тормоз должен иметь неразмыкаемую кинематическую связь с поворотной частью  крана,  гусеницами или колесами.

2.12. В узлах механизмов грузоподъемной машины, передающих крутящий момент, должны применяться шлицевые, шпоночные и болтовые  соединения.

2.13. Болтовые, шпоночные и  клиновые  соединения  грузоподъемных машин должны быть предохранены  от  произвольного  развинчивания  или разъединения.

2.14. У кранов, имеющих выдвижные стрелы и башни,  должна быть предусмотрена надежная фиксация выдвинутой конструкции.

2.15. Подъемные механизмы ковочных кранов должны иметь  амортизирующие устройства.

2.16. Канатные и цепные тали и полиспасты  грузоподъемной  машины должны быть устроены так, чтобы было исключеносамопроизвольное  спадание каната (цепи) с тали, а также заклинивание  каната  (цепи)  между блоком и осью (звездочкой и осью).

2.17. При  применении  сдвоенного  полиспаста  установка  уравнительного блока или балансира обязательна.

2.18. Тяговые колеса грузоподъемных машин с ручным приводом  должны иметь направляющие для предотвращения спадания работающих на  них цепей. Тяговая цепь должна быть такой длины, чтобы  нижняя  ее  часть находилась на высоте около 500 мм от поверхности, на которой находится рабочий, управляющий машиной.

2.19. Металлоконструкции и  металлические  детали  грузоподъемных машин должны быть предохранены от коррозии.

В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях  кранов,  работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против  скопления в них влаги.

2.20. К механизмам, предохранительным устройствам, электрооборудованию, элементам металлоконструкций грузоподъемных машин, требующим технического обслуживания, должен быть обеспечен безопасный  доступ. Для этой цели должны устраиваться галереи,  площадки,  лестницы.  При отсутствии площадок и лестниц для обслуживания блоков и  приборов безопасности на стреле должна быть предусмотрена возможность ее опускания.

2.21. Электрическое оборудование грузоподъемных машин,  его  монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям  Правил  устройства электроустановок.

Эксплуатация  электрического  оборудования  грузоподъемных  машин должна производиться в соответствии с Правилами технической  эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники  безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

2.22. Для кранов с гидравлическим приводом должны быть обеспечены автоматический останов и фиксация механизмов (поворота, грузовой и стреловой лебедок, подъема стрелы и выносных опор, выдвижения  секций стрелы) при разрыве трубопроводов или падении давления в  гидросистеме. Для кранов-манипуляторов автоматический останов  механизмов должен обеспечиваться при обрыве гибких трубопроводов.

2.23. Гидросистема кранов должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 50046 и обеспечивать возможность контроля давления в  каждом  рабочем контуре и возможность замены  гидроагрегатов,  шлангов,  фильтров без слива рабочей жидкости из бака.

2.24. Стреловые самоходные и башенные краны должны быть оборудованы устройствами для учета наработки в моточасах.

2.25. Расчет стропов из стальных канатов должен  проводиться  с учетом  числа  ветвей канатов и угла наклона их к вертикали (приложение 4).

При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько  ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стропов, предназначенных для определенного груза,  может быть принят фактический угол.

При расчете стропов коэффициент запаса прочности  канатов  должен приниматься не менее  6.  Конструкция многоветвевых  стропов  должна обеспечивать равномерное натяжение всех ветвей.

2.26. Расчет стропов из пеньковых, капроновых и  хлопчатобумажных канатов (лент) должен производиться с учетом числа ветвей  канатов  и угла наклона их к вертикали. При этом  коэффициент  запаса  прочности должен быть не менее 8.

3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ,
МОНТАЖ КРАНОВ И ГРУЗОЗАХВАТНЫХ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ


3.1. Все грузоподъемные машины должны быть спроектированы и изготовлены в соответствии с настоящими Правилами и нормативной  документацией.

3.2. Краны и их элементы должны  изготовляться  на  предприятиях, располагающих техническими средствами и квалифицированными специалистами, обеспечивающими изготовление в полном соответствии с требованиями настоящих Правил, стандартов, технических  условий  и  имеющих разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.

Разрешение выдается в порядке, установленном РД  10-08.  Номер  и дата разрешения на изготовление кранов, а также наименование органа госгортехнадзора, выдавшего разрешение, должны быть указаны в паспорте крана.

Разрешения органов госгортехнадзора не требуется на  изготовление грузоподъемных машин,  не  подлежащих регистрации согласно ст. 7.1.2  настоящих Правил.

3.3. Руководящие работники и специалисты, связанные с  изготовлением кранов, их металлоконструкций, крановых лебедок, а также с  монтажом и ремонтом кранов, должны пройти проверку знаний настоящих Правил в соответствии с Положением о порядке  проверки  знаний  правил, норм и инструкций  Госгортехнадзора России.

3.4. Разрешение неспециализированному предприятию на изготовление грузоподъемной машины для собственных нужд выдается органами госгортехнадзора согласно РД 10-08.

Предприятие должно представить для рассмотрения  следующие  документы:

а) сборочные чертежи крана и его основных узлов;

б) технические условия на изготовление, утвержденные  в  установленном порядке;

в) справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в  соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

3.5. Для получения разрешения на изготовление расчетных металлоконструкций кранов, лебедок и приборов безопасности, выпускаемых  заводом в виде отдельных элементов (мосты, стрелы и т.п.), предприятие-изготовитель должно представить в органы госгортехнадзора следующие документы:

а) сборочные чертежи изготовляемых узлов, кинематические, гидравлические и электрические схемы;

б) технические условия на изготовление, утвержденные  в  установленном порядке;

в) справку о наличии сварщиков, выдержавших испытания в  соответствии с Правилами аттестации сварщиков.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs