ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

ПРИКАЗ

от 17 августа 1999 года N 33

     

О совершенствовании организации работ
по сбору, обработке и анализу полетной информации

В целях обеспечения безопасности полетов на основе выполнения работ по сбору, обработке и анализу полетной информации в авиационных предприятиях Российской Федерации должно осуществляться постоянное сопровождение специального программного обеспечения и алгоритмов принятия решения о безопасной эксплуатации по данным бортовых регистраторов. Это требует контроля за внедрением и эксплуатацией систем наземной обработки полетной информации, что является одним из важных аспектов профилактики нарушений правил эксплуатации авиационной техники и повышения безопасности полетов.

Для обеспечения указанного контроля в функциях государственного учреждения Федеральной службы воздушного транспорта России - Государственного центра "Безопасность полетов на воздушном транспорте" (далее - Государственный центр) предусмотрено выполнение комплекса работ в области полетной информации. Государственный центр аккредитован Министерством науки и технологий в качестве научной организации (Свидетельство от 21.05.98 N 143), Госстандартом России в качестве Центральной испытательной лаборатории (Аттестат от 27.05.98 N РОСС RU 0001 21ЭС07), ФСВТ России в качестве Авиационного учебного центра гражданской авиации (Свидетельство от 26.04.99 N 071).

приказываю:

1. Возложить на государственное учреждение ФСВТ России - Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте" функции испытаний, внедрения и совершенствования методов эксплуатации наземных средств и специального программного обеспечения сбора и обработки полетной информации, оценки соответствия специализированных подразделений авиационных предприятий требованиям по сбору, обработке и использованию полетной информации, переподготовки и повышения квалификации персонала этих подразделений. Исключить из состава функций Государственного центра разработку систем и специального программного обеспечения обработки полетной информации.

2. Результаты оценки соответствия специализированных подразделений авиационных предприятий требованиям по сбору, обработке и анализу полетной информации учитывать при сертификации организаций по техническому обслуживанию и организаций по ремонту авиационной техники.

3. Утвердить Руководство по оценке соответствия нормативным требованиям подразделений, осуществляющих сбор, обработку и анализ полетной информации, авиапредприятий Российской Федерации (приложение 1).

4. Утвердить Порядок испытаний и внедрения специального программного обеспечения систем обработки полетной информации (приложение 2).

5. Руководителям авиационных предприятий обеспечить выполнение требований Руководства по оценке соответствия нормативным требованиям подразделений, осуществляющих сбор, обработку и анализ полетной информации, и Порядка испытаний и внедрения специального программного обеспечения систем обработки полетной информации.

6. Директору Государственного центра:

6.1. Обеспечить проведение предварительной оценки и испытаний методов, эксплуатации наземных средств и специального программного обеспечения сбора и обработки полетной информации.

6.2. Обеспечить ведение Реестра подразделений полетной информации авиапредприятий Российской Федерации и Реестра специального программного обеспечения систем обработки полетной информации, допущенных к использованию в авиапредприятиях Российской Федерации.

6.3. Организовать систему оперативного информирования межрегиональных территориальных и территориальных управлений ФСВТ России об изменениях в Реестре специального программного обеспечения.

6.4. Организовать переподготовку и повышение квалификации персонала авиационных предприятий, осуществляющего работы в области сбора, обработки и анализа полетной информации.

7. Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Управления поддержания летной годности гражданских воздушных судов Г.Н.Гипича.

Директор
В.И.Андреев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
21 сентября 1999 года,
регистрационный N 1909

Приложение 1
к приказу ФСВТ России
от 17.08.99 N 33

Руководство
по оценке соответствия нормативным требованиям
подразделений, осуществляющих сбор, обработку и
анализ полетной информации, авиапредприятий
Российской Федерации


1. Общие положения

Настоящее Руководство разработано с целью установления порядка оценки соответствия нормативным требованиям подразделений, осуществляющих сбор, обработку и анализ полетной информации (далее - подразделений полетной информации), входящих в состав авиапредприятий или иных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации (далее - авиапредприятия).

1.1. Организация и проведение работ по оценке соответствия нормативным требованиям подразделений полетной информации осуществляются государственным учреждением ФСВТ России - Государственным центром безопасности полетов (далее - Государственный центр).

1.2. Оценка, соответствия нормативным требованиям подразделений полетной информации проводится на техническую компетентность личного состава и возможность подразделений выполнять соответствующие виды работ.

1.3. Подразделениям полетной информации, прошедшим оценку согласно настоящему Руководству, выдается Свидетельство соответствия требованиям по организации сбора, обработки и анализа полетной информации на авиапредприятиях гражданской авиации (далее - Свидетельство).

1.4. Наличие Свидетельства учитывается при рассмотрении вопроса получения Сертификата соответствия организаций по техническому обслуживанию авиационной техники, Сертификата соответствия организаций по ремонту авиационной техники. При наличии Свидетельства дополнительная проверка компетентности подразделений полетной информации при сертификации авиапредприятий может не проводиться.

1.5. Оформление Свидетельства производится раздельно по каждому типу ВС.

1.6. Действие Свидетельства устанавливается сроком на 2 года при условии соблюдения в течение этого срока всех нормативных требований, касающихся обязательного программного и методического обеспечения, порядка обработки полетной информации, наземных систем обработки.

2. Основные требования к подразделениям
полетной информации

2.1. Подразделение полетной информации, должно организовать сбор, обработку и использование полетной информации на авиационном предприятии, эксплуатацию систем наземной обработки, алгоритмов и специального программного обеспечения, соответствующих требованиям документов, относящихся к вопросам сбора, обработки и использования полетной информации.

2.2. Подразделение полетной информации должно быть оснащено всей необходимой документацией, касающейся полетной информации, техническими и программными средствами, обеспечивающими процессы сбора, обработки и анализа полетной информации.

2.3. Персонал подразделения полетной информации должен иметь квалификацию, достаточную для выполнения сбора, обработки и анализа полетной информации. Инженерный и руководящий состав подразделения должен иметь удостоверения об окончании квалификационных курсов (далее - удостоверения). Срок действия удостоверений не более 2 лет.

2.4. Технические средства и методические материалы, применяемые в подразделении полетной информации, должны иметь документы, разрешающие их использование в гражданской авиации Российской Федерации, - указания или бюллетени, введенные в действие ФСВТ России.

2.5. Номенклатура используемых программных средств должна быть не меньше рекомендованных к обязательному применению для всех типов ВС, информация которых обрабатывается в аккредитуемом подразделении.

Используемые программные средства должны быть из числа включенных в Реестр специального программного обеспечения систем обработки полетной информации, допущенного к использованию в авиапредприятиях Российской Федерации.

2.6. Подразделение полетной информации должно иметь специально оборудованные лабораторные помещения для работы персонала с применяемыми техническими средствами, а также помещения, предназначенные для работы инженерно-технического состава, осуществляющего анализ полетной информации.

3. Порядок проведения оценки соответствия

     

3.1. Авиапредприятие не менее чем за 3 месяца до подачи заявки на сертификацию как организация по техническому обслуживанию, ремонту авиационной техники направляет в Государственный центр заявку о намерении провести оценку соответствия нормативным требованиям подразделения полетной информации (приложение 1, форма 1) с необходимыми приложениями:

- положение о подразделении полетной информации. При отсутствии в структуре предприятия обособленного подразделения полетной информации, представляется выписка из положения (устава) предприятия о выполнении функций упомянутого подразделения другими структурными единицами;

- данные о структуре и взаимодействии подразделения полетной информации с другими подразделениями предприятия. Данные представляются в произвольной форме;

- данные о численном и квалификационном составе работников подразделения полетной информации;

- данные по оснащенности техническими и программными средствами;

- перечень руководящей, методической и нормативно-технической документации. В перечне приводится вся документация, относящаяся к полетной информации (указания, бюллетени, методики и пр.), по типам авиационной техники;

- перечень работ, выполняемых подразделением полетной информации;

- характеристика производственных площадей, используемых для проведения работ. Характеристика дается в произвольной форме.

Образцы форм, представляемой документации приведены в приложении 1 настоящего Руководства.

3.2. При отсутствии у руководящего и инженерного состава подразделения полетной информации удостоверений или при окончании срока их действия авиапредприятие до направления заявки о намерении провести аккредитацию обеспечивает проведение переподготовки не имеющего удостоверения персонала, осуществляющего работы в области сбора, обработки и анализа полетной информации.

3.3. Объем и сроки проведения работ по оценке соответствия нормативным требованиям устанавливаются Государственным Центром с учетом сроков сертификации авиапредприятия-заявителя.

3.4. На основании анализа полученной в соответствии с разделом 3.1 документации Государственный центр подготавливает Заключение по доказательной документации, которое утверждается руководителем Государственного центра и направляется руководству авиапредприятия. После устранения замечаний, указанных в заключении, руководство авиапредприятия согласовывает сроки и процедуры проведения проверки на базе авиапредприятия.

3.5. Проверка на базе авиапредприятия-заявителя осуществляется специалистами, назначаемыми Государственным центром и имеющими соответствующую квалификацию и стаж работы не менее пяти лет в области обработки и анализа полетной информации.

3.6. Проверка предусматривает оценку фактического состояния подразделения на соответствие требованиям раздела 2 настоящего Руководства, оценку устранения замечаний, отмеченных в Заключении. Авиапредприятие представляет фактические материалы по работе подразделения полетной информации.

3.7. По результатам проверки составляется акт по форме, приведенной в приложении 2 настоящего Руководства. Акт утверждается руководством Государственного центра.

3.8. На основании Акта принимается решение о выдаче Свидетельства и о включении подразделения в Реестр подразделений полетной информации авиапредприятий Российской Федерации или о мотивированном отказе в выдаче Свидетельства, о чем информируется предприятие.

Форма Свидетельства соответствия требованиям по организации сбора, обработки и анализа полетной информации на авиапредприятиях гражданской авиации приведена в приложении 3 настоящего Руководства.

Форма Реестра подразделений полетной информации авиапредприятий Российской Федерации приведена в Приложении 4 настоящего Руководства.

Приложение 1
к Руководству по оценке
соответствия нормативным требованиям

Образцы форм, представляемых предприятиями для проведения
 оценки соответствия нормативным требованиям подразделения
полетной информации

     

Форма 1

Заявка
о намерении пройти оценку соответствия нормативным требованиям подразделения полетной информации

1. Наименование и статус организации (предприятия) _________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Место расположения основной базы ______________________________________________

3. Почтовый адрес администрации _________________________________________________

_______________________________________________________________________________

телефон _________________ телеграф _____________________ факс ___________________

4. Банковские реквизиты __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5. Фактическое начало деятельности _______________________________________________

6. Руководящий персонал организации (фамилия, имя, отчество, телефон):

  

а) руководитель _____________________________________________________

  

б) главный инженер _________________________________________________

  

в) руководитель подразделения полетной информации
______________________________________________

7. Эксплуатируемая АТ:

Тип ВС

Количество

Проведение работ по полетной информации (самостоятельно/ с привлечением сторонних организаций, указать каких)

1

2

3

  

  

  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»