Площадь жилищного фонда в г. Хабаровске в 1999-2001 гг.
(тыс. кв. м)
Виды жилого фонда | Общая площадь (всего) | В том числе | ||||
Ветхий | Аварийный | |||||
01.01.99 | 01.01.01 | 01.01.99 | 01.01.01 | 01.01.99 | 01.01.01 | |
Муниципальный жилищный фонд | 7262,6 | 7698,3 | 127,5 | 131,2 | 5,5 | 6,7 |
Ведомственный | 3640,2 | 2555,0 | 104,0 | 95,8 | 1,7 | 1,8 |
Индивидуальный | 613,3 | 608,6 | 62,8 | 47,1 | 6,8 | 6,8 |
Дома ТСЖ, ЖСК | 433,6 | 433,6 | ||||
Всего | 11949,7 | 11295,5 | 294,3 | 274,1 | 14,0 | 15,3 |
Преобладающая часть (более 7,6 млн. кв.м или 68%) жилищного фонда расположена в так называемых муниципальных жилых домах, т.е. домах, имеющих нескольких собственников, самый крупный из которых орган местного самоуправления, в которых не созданы товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы (далее - ТСЖ, ЖК) и другие объединения домовладельцев. 2,5 млн. кв.м или 22% приходится на ведомственный жилищный фонд. В остальные 10% входят малоэтажные жилые дома, находящиеся в собственности физических или юридических лиц (далее - индивидуальный жилищный фонд) и жилые дома, входящие в кондоминиумы и управляемые ТСЖ, ЖК и другими объединениями домовладельцев.
___________________________________
Это многоквартирные дома, часть квартир которых находятся в муниципальной собственности и сдается нанимателям по договорам социального найма (в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" - муниципальный жилищный фонд), а другая часть квартир находится в частной собственности физических и юридических лиц (частный жилищный фонд).
Под ведомственным жилищным фондом в Программе понимаются жилые здания и помещения, которые после приватизации государственных или муниципальных предприятий не были переданы в муниципальную собственность и остались числиться по бухгалтерскому учету у организаций, а также государственный жилищный фонд Российской Федерации и Хабаровского края, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений, который планируется передать в муниципальную собственность.
________________________________________
Ввиду того, что формы объединения жильцов в ТСЖ, ЖК и жилищно-строительные кооперативы характерны для новостроек, то ни ветхого, ни аварийного жилья там нет. В составе ветхого и аварийного фондов удельный вес, точнее 48% и 44% соответственно, приходится на жилищный фонд, расположенный в муниципальных жилых домах. Этот жилищный фонд управляется жилищными предприятиями муниципальной формы собственности. За последние 3 года происходит увеличение муниципального жилищного фонда за счет передачи в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда, что соответственно влияет на аналогичную динамику ветхого и аварийного ведомственного фонда. Масштабы состояния ветхости и аварийности и численности проживающего в соответствующем фонде населения не находятся в линейной зависимости от размеров площадей жилищного фонда.
Наибольший объем ветхого жилья находится в муниципальном жилищном фонде. С другой стороны, заброшенность ведомственного жилищного фонда обуславливает его ускоренное ветшание. Это предопределяет необходимость скорейшей передачи ведомственного фонда в муниципальную собственность.
В Хабаровске в муниципальном жилищном фонде проживает 389,4 тыс. чел. или почти 65% населения, из них в ветхом муниципальном жилищном фонде 10,2 тыс. чел., что составляет те же 65% всего ветхого жилищного фонда города. В индивидуальном фонде, в котором проживает 45,1 тыс. чел. или 7,5% населения, на долю ветхого фонда приходится 31,1% населения. Заметно ниже численность проживающих - всего 1,3 тыс. чел. (591 семей) в аварийном жилищном фонде, но и здесь наибольшая доля приходится на индивидуальный фонд, в котором проживает больше половины всего населения аварийного жилищного фонда города. Общая численность граждан, проживающих в ветхом и аварийном фондах равна 24,5 тыс. чел., что составляет 4,0% от численности всего городского населения. Существенная доля индивидуального жилищного фонда в ветхом состоянии в значительной степени создает возможность его сноса с целью многоэтажной застройки этих городских территорий (таблица 2).