1. Краткий анализ ситуации
В соответствии с Национальной стратегией, под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
В Хабаровском крае координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Для обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае.
Анализ деятельности этого института за 2010 - 2011 годы показывает своевременность и необходимость подобного обеспечения защиты прав и интересов несовершеннолетних. Количество обращений по вопросам детства выросло в полтора раза, на 30 процентов увеличилось число восстановления нарушенных прав детей, разрабатываются рекомендации по устранению недостатков деятельности системы по защите прав ребенка.
Основными принципами и элементами дружественного к ребенку правосудия являются: общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка. Все вышеперечисленное в недостаточной мере внедрено в Хабаровском крае.
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. По результатам мониторинга две трети жителей Хабаровского края (68,5 %) полагают, что проблема насилия и жестокости к несовершеннолетним в нашем регионе критическая. При этом среди основных причин низкой эффективности защиты несовершеннолетних по мнению специалистов и граждан стали: свободный доступ к порнографии и сценам насилия над детьми в сети "Интернет" - 74,5 процента; отсутствие должного контроля за детьми - 58,8 процента; низкий уровень правового воспитания населения - 52,9 процента; усиление в последнее время в средствах массовой информации агрессивной, циничной и неконтролируемой секс-пропаганды - 35,2 процента; неудовлетворительная работа правоохранительных органов - 33,3 процента; несовершенство законодательства, как причину насилия и жестокости к несовершеннолетним, обозначили 23,5 процента респондентов. В связи с этим, основными мероприятиями системы защиты ребенка в регионе должно стать усиление работы по данным направлениям.
Криминологическая картина насилия в отношении несовершеннолетних в Хабаровском крае свидетельствует о неблагоприятных тенденциях.
Осуществление органами опеки и попечительства в Хабаровском крае защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует серьезной доработки.
Сохраняется недостаточной численность специалистов комиссий по делам несовершеннолетних, а ограниченность их полномочий не соответствует стоящими перед нами целями и задачами об обеспечении доступа детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса.
По итогам мониторинга жителей Хабаровского края каждый третий житель оценивает работу правоохранительных органов по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних как "неудовлетворительную".
2. Основные задачи
Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
Создание в Хабаровском крае эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
Реформирование в Хабаровском крае комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, повышение их статуса.
Решение задач по профилактике социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних через координацию деятельности всех органов системы профилактики.
Определение перечня функций административного производства для передачи на уровень административных комиссий в муниципальных образованиях.
Оформление и утверждение краевой целевой программы по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия, оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Включение в содержание образовательного процесса основы правовой культуры несовершеннолетних.
Совершенствование и расширение деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае.
3. Меры, направленные на реформирование законодательства в части, касающейся защиты прав и интересов детей
Обеспечение исполнения законодательства в сфере защиты прав и интересов детей, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей.
С учетом специфики Хабаровского края разработка краевой программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигшие возраста уголовной ответственности.
Реализация системы мер воспитательного, социально-психологического и педагогического сопровождения, обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям (медиаторы, психологи, социальные педагоги и социальные работники) при ее реализации.
Разработка краевой программы социально-психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и детям - свидетелям преступлений.
Осуществление социально-психологического мониторинга детей на стадии предупреждения совершения преступления в отношении несовершеннолетнего.
Закрепление на законодательном уровне механизмов совершенствования работы органов опеки и попечительства: усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении; обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации; обеспечение края квалифицированными кадрами в сфере опеки и попечительства, с обязательной специальной подготовкой и аттестацией; осуществление мероприятий по повышению ответственности специалистов органов опеки и попечительства.
4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия