ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 05 июля 2012 года N 225-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края
от 26 ноября 2008 г. N 276-пр "О краевой целевой программе
"Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы"
__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 декабря 2013 года N 439-пр
__________________________
В целях реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351, с учетом основных положений Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г., от 22 декабря 2011 г. Правительство края
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр "О краевой целевой программе "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы" следующие изменения:
1.1. Наименование изложить в следующей редакции:
"О государственной целевой программе Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края".
1.2. В пункте 1 слова "краевую целевую программу "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы" заменить словами "государственную целевую программу Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края".
2. Внести изменения в краевую целевую программу "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 26.11.2008 N 276-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 05 июля 2012 года N 225-пр)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Демографическое развитие Хабаровского края"
ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Демографическое развитие Хабаровского края"
Наименование государственной целевой Программы | - "Демографическое развитие Хабаровского края" (далее - Программа) |
Ответственный | - министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края |
Соисполнители Программы | - министерство образования Хабаровского края; министерство здравоохранения Хабаровского края; министерство социальной защиты населения Хабаровского края; министерство культуры Хабаровского края; управление печати и телерадиовещания Правительства края |
Долгосрочные краевые целевые программы | - в рамках реализации Программы выполнение отдельных долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрено |
Основные мероприятия | - укрепление семьи как основы воспроизводственных процессов; улучшение состояния здоровья населения края и снижение смертности; охрана здоровья детей и подростков в крае; укрепление репродуктивного здоровья населения края; формирование здорового образа жизни населения края; реализация дополнительных мер по созданию равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях; разработка и реализация дополнительных мер по обеспечению воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; мероприятия в области повышения культуры; совершенствование деятельности по охране труда; совершенствование демографической и миграционной политики края |
Цель Программы | - улучшение демографической ситуации в Хабаровском крае |
Задачи Программы | - улучшение качества жизни, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни; укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков; возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений; совершенствование региональной демографической политики |
Целевые показатели | - средняя продолжительность жизни; смертность населения; младенческая смертность; материнская смертность; рождаемость населения; суммарный коэффициент рождаемости; сальдо миграции населения; изменение численности населения (прибыль, убыль) |
Этапы и сроки | - Программа реализуется с 2009 года в три этапа, в том числе: 1 этап - с 2009 по 2012 год; 2 этап - с 2013 по 2015 год; 3 этап - с 2016 по 2020 год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы | - общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 678 989 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе: в 2009-2015 годах - 378 138 тыс. рублей, из них: 1 этап - 186 091 тыс. рублей: 2009 год - 45 805 тыс. рублей; 2010 год - 39 390 тыс. рублей; 2011 год - 39 115 тыс. рублей; 2012 год - 61 781 тыс. рублей; 2 этап - 192 047 тыс. рублей: 2013 год - 63 711 тыс. рублей; 2014 год - 61 635 тыс. рублей; 2015 год - 66 701 тыс. рублей; 3 этап - 300 851 тыс. рублей, 2016-2020 годы |
Конечный результат реализации Программы | - увеличение к 2020 году рождаемости до 12,7 человек на 1 тыс. населения, на 9,5 процента к уровню 2007 года (11,6 человек на 1 тыс. населения); к 2020 году смертность - 14,2 человека на 1 тыс. населения, не выше уровня 2007 года (14,2 человек на 1 тыс. населения); увеличение продолжительности жизни к 2020 году до 70 лет, на 8,0 процентов к уровню 2007 года (64,8 года) |
1. Характеристика состояния и проблем демографического развития
1.1. Оценка демографической ситуации первого этапа реализации Программы
Современная демографическая ситуация в Хабаровском крае (далее - край) в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, которые в значительной степени обусловлены происходившими социально-экономическими преобразованиями в стране. Главная особенность ситуации - это неуклонное снижение численности населения, низкая рождаемость, высокая смертность населения, большие потери населения из-за сверхсмертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, продолжающееся старение и миграционная убыль населения.
К началу 2008 года численность постоянного населения края составила 1 403,7 тыс. человек. Из общей численности населения 1 130,8 тыс. человек (80,6%) - горожане, 272,9 тыс. человек (19,4%) - сельские жители.
Процесс сокращения численности населения начался с 1992 года. С 1992 по 2007 год включительно край потерял 220,8 тыс. человек (13,6%). В 1992-1999 годах в убыли населения края решающую роль играл миграционный отток (72%). С 2000 года основная причина депопуляции - естественная убыль населения.
Величина ожидаемой продолжительности жизни населения края составила 63,7 года, меньше, чем в среднем по Российской Федерации на 3 года.
Одной из основных проблем смертности населения оставалась мужская сверхсмертность в трудоспособном возрасте. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13,4 года меньше, чем женщин. По последним данным более 40 процентов всех умерших приходится на лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, из них свыше 79 процентов - мужчины.
Остро стоит проблема "алкогольной смертности", связанной с расширением доступности алкоголя и ухудшением его качества (потребление алкогольных напитков и пива на душу населения за 1995-2006 годы выросла более чем вдвое и составила почти 10 литров абсолютного алкоголя при критическом уровне 8 литров).
Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают достаточно высокие показатели младенческой смертности.
Младенческая смертность, несмотря на сокращение к 2008 году (на 31,2 процента по сравнению с 2000 годом), сохраняется относительно высокой - 11,9 промилле на 1 тыс. родившихся живыми (по России - 9,4 промилле).
На темпы роста смертности оказывает влияние и изменение возрастной структуры населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного выросла с 15,9 процента на начало 2000 года до 17,9 процента на начало 2007 года, доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 4,4 процента и составила 16 процентов от общей численности населения края.
Основными причинами смертности населения в крае в 2007 году оставались заболевания системы кровообращения (свыше 50% от общего числа умерших), несчастные случаи, отравления и травмы (около 17%), новообразования (более 13%).
Сложившийся в крае уровень рождаемости значительно ниже необходимого для простого замещения поколений родителей их детьми. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода 15 - 49 лет) составляет 1,297 против необходимых 2,150 (в России - 1,404; в Дальневосточном федеральном округе - 1,287). Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1 - 2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
К моменту начала реализации Программы наблюдалось стабильное ухудшение брачной структуры. Падение ценности семьи, отсутствие устойчивых социально-культурных укладов предопределяет неустойчивость семейных отношений.
Высокий уровень разводов, внебрачной рождаемости, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин - основные причины увеличения количества неполных семей, что, в свою очередь, влечет снижение частоты деторождений, а также накладывает негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей, воспитанных в неполных семьях.
В последние годы наметились позитивные изменения в естественном движении населения. Уровень рождаемости на 1 тыс. человек населения увеличился с 8,5 в 2000 году до 11,6 рождений в 2007 году (в России - 11,3; в Дальневосточном федеральном округе - 12,3 промилле). Уровень смертности, достигнув своего максимального значения в 2003 году (16,3 промилле), начал снижаться и в 2007 году составил 14,2 умерших на 1 тыс. человек населения (в России - 14,7; в Дальневосточном федеральном округе - 13,5 промилле). В определенной мере это связано с выходом в репродуктивный возраст более многочисленных поколений, а также благодаря предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. Положительное значение имеет реализация намеченных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на повышение качества медицинских услуг населению, развитие первичной медико-санитарной помощи, охрану материнства и детства, борьбу с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Наряду с естественной убылью населения численность населения в крае сокращалась и за счет миграционного оттока. В числе основных причин оттока населения всегда были суровые климатические условия, отдаленность от центральных районов страны и высокие транспортные расходы. В последние годы помимо утраты сравнительных преимуществ региона по уровню доходов населения добавились проблемы более низкого по сравнению с европейской частью России качества жизни населения и ухудшение экологической ситуации в крае.
С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения увеличились в 2007 году к уровню 1999 года в 2.2 раза, реальная заработная плата - в 2,5 раза, реальный размер пенсий - в раза. Несмотря на достигнутый рост, уровень и качество жизни населения существенно отстают от среднероссийских.
Номинальная среднемесячная заработная плата в крае с 1999 по 2007 год выросла в 8,1 раза и составила 15,7 тыс. рублей. Это выше, чем по России на 16,3 процента и на 5,9 процента ниже средней заработной платы в Дальневосточном федеральном округе. Между тем более 22 процентов работников в крае в 2007 году получали заработную плату на уровне прожиточного минимума или ниже. В 2007 году около 40 процентов пенсионеров края имели доход ниже прожиточного минимума пенсионера.
К началу реализации Программы покупательная способность населения была ниже среднероссийского показателя. В крае доходы и заработная плата превышают прожиточный минимум в 2,8 раза (при среднем показателе по России в 3,25 раза).
В области социального развития основные усилия Правительства края направлялись на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение выполнения социальных гарантий и обязательств края перед его жителями.
В системе здравоохранения края первоочередными направлениями работы стало обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи, охрана материнства и детства, борьба с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Финансирование здравоохранения за счет бюджета края увеличилось более чем в 4 раза - с 2 млрд. рублей в 2000 году до 10,5 млрд. рублей в 2007 году. Это дало возможность сформировать достаточно прочную плат форму, обеспечить реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" и иных целевых программ сфере здравоохранения.
В крае росли объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007 году 3,6 тыс. больным оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь по разным профилям.
На начало реализации Программы, в 2007 году уровень общей заболеваемости в крае составлял 1 394 случая заболеваний на 1 тыс. населения. По существующей системе оценок - это средний уровень заболеваемости населения. При этом общая заболеваемость населения края в 1,1 раза ниже, чем по Российской Федерации, и не отличался от среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу.
Результатом целенаправленных действий Правительства края по созданию условий, обеспечивающих доступность, качество и формирование условий для развития образования, явилось сохранение положительной динамики основных показателей деятельности системы образования.
Число учащихся, приходящихся на одного учителя, увеличилось с 12 в 2004 году до 13,5 в 2007 году. Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от одного года до шести лет составлял 60,8 процента. Стабильно низким (0,3%) был удельный вес детей и подростков в возрасте 7 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, в общей численности детей и подростков соответствующего возраста. Доля детей, оставленных на повторный курс обучения, снизилась до 0,25 процента.
К началу реализации Программы наметилась тенденция к увеличению сети дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп, открыто 8 муниципальных детских садов (на 907 детей), дополнительно 104 группы в действующих муниципальных детских садах (на 2 337 детей). Но, несмотря на это, очередь на получение мест в детских садах на 01 января 2008 г. достигла 7 870 детей.
В крае остро стоит проблема социального сиротства. Более 8 тыс. детей социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осуждены, находятся в розыске.
Значительное внимание уделялось работе по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений. К началу реализации Программы, по состоянию на 01 января 2008 г. в крае было 208 приемных семей, в них воспитывалось 355 ребят из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01 января 2007 г. - 44 семьи, в них 78 детей). Проводилась работа по устройству детей в замещающие семьи.
Получили развитие временные формы устройства воспитанников в семьи граждан в каникулярное время, выходные и праздничные дни.
Усилено внимание к физической культуре и спорту, их значимости как инструмента для решения проблем воспитания здорового образа жизни и решения проблем социальной адаптации. Различными формами физической культуры и спортом на территории края к началу реализации Программы было охвачено 194 тыс. человек (13,8% населения края, при среднем показателе по России - 12%).
Ежегодно в крае проводится более 1 800 соревнований в городских округах и муниципальных районах, более 800 краевых мероприятий. Из них 61 процент - это соревнования среди детей, подростков и молодежи. В сфере массового спорта ежегодно проводится 14 комплексных спартакиад среди различных демографических групп населения края.
Улучшение демографической ситуации на территории края определяется развитием социальной инфраструктуры.
Большое внимание в крае уделяется социальной поддержке семей. Дополнительным механизмом материальной поддержки семей с детьми являлась выплата из краевого бюджета единовременного пособия при рождении второго ребенка и каждого последующего. Оно было увеличено с 1 600 рублей в 2007 году до 5 000 рублей в 2012 году.
С 2007 года организован отдых и оздоровление 28 тыс. детей из малоимущих семей.
В 2007 году государственная социальная помощь и меры социальной поддержки оказаны более 170 тыс. малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных семей за счет бюджетов всех уровней и благотворительных средств на сумму более 585 млн. рублей.
Сохранению культурного наследия и потенциала края, созданию условий для доступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры, развитию творческой инициативы традиционно уделялось значительное внимание. В крае осуществляли деятельность шесть театров, концертная организация, цирк, 324 библиотеки, 315 культурно-досуговых учреждений, 18 музеев, 46 детских школ искусства, 11 кинотеатров, пять парков. Была организована деятельность около 2 тыс. клубных формирований с числом учащихся более 30 тыс. человек, 49 коллективов художественного любительского творчества носят звание "Образцовый" и "Народный". В 2007 году на решение задач в области культурной политики из бюджета края направлено свыше 1,5 млрд. рублей.
1.2. Оценка демографической ситуации второго этапа реализации Программы
К 2012 году (к моменту завершения первого этапа Программы), благодаря стабильным и позитивным результатам, достигнутым в экономике, в крае сформированы основные предпосылки для реализации системных мероприятий, направленных на стабилизацию демографической ситуации и формирование условий для дальнейшего развития населенческого потенциала края.
В результате реализации мероприятий первого этапа Программы по большинству демографических параметров в крае отмечена стабилизация или улучшение показателей, характеризующих демографическую ситуацию: стабилизировалась рождаемость, снизилась смертность, сократилась убыль населения, увеличилась продолжительность жизни, увеличился миграционный прирост, увеличилось число детей, рожденных одной женщиной в фертильном возрасте.
На 01 января 2012 г. в Хабаровском крае проживали 1 341,6 тыс. человек. Динамика численности населения Российской Федерации в целом отличается от аналогичного показателя в Хабаровском крае (таблица 1).
Таблица 1. Динамика численности населения
(тыс. человек) | ||||||
По итогам переписей населения | На 01.01.2011 | На 01.01.2012 | 2012 | 2012 | ||
2002 | 2010 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Российская Федерация | 145 166,7 | 142 856,5 | 142 865,4 | 143 030,1 | 100,1 | 98,5 |
Хабаровский край | 1 436,6 | 1 343,9 | 1 342,9 | 1 341,6 | 99,8 | 93,4 |