Туризм - это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребности людей в отдыхе и рекреации и повышение качества жизни населения.
Особенности географического положения Хабаровского края (далее также - край), историко-экономического освоения, богатейший природный и культурно-исторический потенциалы позволяют говорить о крае как об одном из крупных туристских центров Дальнего Востока России.
По состоянию на 01.01.2024 на региональном рынке туристских услуг осуществляют деятельность 228 туркомпаний и 231 коллективное средство размещения с общей численностью занятых порядка 1,84 тыс. человек.
Номерной фонд составляет порядка 7,4 тыс. номеров (16,75 тыс. койко-мест).
За последние пять лет туротрасль Хабаровского края пережила как спад из-за пандемии COVID-19 и введения внешнеполитических санкций в 2020 - 2022 годах, так и подъем развития внутреннего туризма в 2023 году.
По итогам работы в 2023 году достигнуты следующие основные показатели развития туризма в крае (по сравнению с 2019 годом):
- численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения края - 750,3 тыс. человек (что на 16,1% больше показателя 2019 года);
- объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - 3475,9 млн. рублей (что на 39,3% больше показателя 2019 года).
Налоговые поступления от организаций края, отнесенных к виду деятельности "Туризм", составили 257,2 млн. рублей, что на 40,4% выше показателя 2019 года.
По оперативным данным 2023 года коэффициент использования наличных мест в коллективных средств размещения края составляет 0,26 (среднероссийский показатель - 0,31).
Вместе с тем, объем платных туристских услуг составил 586,4 млн. рублей, что на 64,2% ниже показателя 2019 года.
Снижение показателя объясняется низким уровнем международного турпотока из-за продолжающихся внешнеполитических санкций, повышением стоимости турпродукта и отложенным спросом на туристические поездки.
Отмечается снижение рентабельности финансово-экономической деятельности туроператоров и турагентов, в том числе за счет переориентации компаний на внутренний туризм, маржинальность которого значительно уступает деятельности по приему иностранных туристов и отправке жителей края за рубеж.
Ситуация также усугублена ростом цен на услуги, входящие в стоимость туристского продукта, отложенным спросом на турпоездки, а также расширением возможностей граждан самостоятельно организовывать свое путешествие без участия туристских организаций.