Недействующий

Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (утратило силу с 31 января 2017 года)

3.1. Экономико-географическое положение

Хабаровск находится в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока, где сосредоточено две трети промышленного и 80% сельскохозяйственного производства.

Центральное положение г. Хабаровска «усилено» системой транспортных и других коммуникаций, включающих:

- Транссибирскую железнодорожную магистраль, к которой вблизи города примыкает железная дорога, идущая к Комсомольску-на-Амуре и БАМу, порту Ванино и далее на Сахалин в виде морской железнодорожной паромной переправы;

- амурский водный путь, в зоне влияния которого находятся обширные территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Читинской областей, Северо-Восточного Китая. По нему открывается самая короткая дорога из этих территорий в бассейн Охотского моря и на Сахалин;

- авиатрассы международного и общегосударственного значения, для которых Хабаровский международный аэропорт является базовым. Он предпочтителен и для внутридальневосточных воздушных сообщений, так как сумма наикратчайших расстояний от него до Якутска, Магадана, Анадыря, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Владивостока и Благовещенска существенно меньше, чем из любого этого города до всех остальных;

- федерального значения автодороги, составляющие единое направление: Владивосток - Хабаровск - Чита с примыкающими к ним дорогами Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск - Ванино;

- систему газо-, а в будущем и нефтепроводов, позволяющих обеспечить эффективными топливно-энергетическими ресурсами предприятия и жилищно-коммунальное хозяйство города, открывающие перспективу для развития новых высокотехнологичных производств;

- магистральные линии высоковольтной электропередачи, составляющие основу единой энергетической системы (ЕЭС) юга Дальнего Востока с диспетчерским управлением в Хабаровске;

- линии телефонной связи международного и государственного значения, дающие выходы в страны Западной Европы, Китай, Республику Корея, США, Сингапур, с мощной международной телефонной станцией в Хабаровске;

- «срединное» и одновременно приграничное положение города дает ему большие преимущества в экспортно-импортной деятельности уже в настоящее время и в последующем - в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве.

Достаточно благоприятно и мезо-экономико-географическое положение города:

- примыкающая и надежно связанная с г. Хабаровском транспортными путями пригородная сельскохозяйственная зона из 4 административных районов края располагает 307 тыс. га сельскохозяйственных земель, в том числе 93 тыс. га пахотных; резервные сельскохозяйственные земли составляют 32 тыс. га;

- находящиеся в радиусе 40 - 50 км от города месторождения минерального сырья составляют достаточно надежную базу для производства глинистого и силикатного кирпича, керамзита, железобетонных изделий, дорожного строительства; здесь размещены также ресурсы подземных питьевых и лечебно-столовых вод;

- близость к наиболее крупным источникам электроэнергии - опорным станциям ЕЭС юга Дальнего Востока (Зейская ГЭС, Приморская ГРЭС, строящаяся Бурейская ГЭС);

- наличие пространственных ресурсов в окрестностях города, обусловливающих предпосылки для размещения пространственноемких производственных и непроизводственных объектов;

- большие массивы пригородных земель, пригодных для индивидуальной жилищной застройки;

- сформировавшаяся в непосредственной близости от города обширная рекреационно-оздоровительная зона.

Климат города Хабаровска резко континентальный с муссонной циркуляцией, формируется под воздействием условий солнечного радиационного режима, преобладающих воздушных масс и подстилающей поверхности.

Особенности рельефа и наличие термических различий между азиатским континентом и Тихим океаном обусловливают формирование устойчивых меридиональных потоков. В холодный период господствует низкотемпературная континентальная воздушная масса, формирующаяся над Монголией, Якутией и Забайкальем. В летний период преобладают влажные теплые воздушные массы, сформированные над океаном.

Продолжительность периода

Характеристики

- холодного

134 дня

- безморозного

159 дней

Среднемесячная температура

- в январе

-22°С

- в июле

+21°С

Продолжительность периода со среднесуточной температурой

- выше 10°С

142 дня

Сумма температур выше 10°С

2469°С



Зима характеризуется продолжительным периодом с низкими температурами, преобладанием ясной погоды, небольшим количеством осадков и частыми сильными ветрами. Летом стоит умеренно теплая и жаркая погода с высокой влажностью.

В годовом ходе среднемесячная температура воздуха изменяется от -22°С в январе до +21°С в июле. Экстремальные температуры равны -43°С и +40°С. Безморозный период в среднем равен 159 дням и продолжается с мая до середины октября. Устойчивые морозы держатся в среднем 134 дня с ноября по март.

Продолжительность отопительного периода 205 дней. Расчетная температура самой холодной пятидневки -31°С. Среднее число дней с температурой равной и выше +10°С составляет 142 дня.

Среднегодовое количество осадков - 672 мм. На теплый период приходится 80 - 90% их годового количества, что составляет 556 мм. В холодный период выпадает 116 мм осадков. Снежный покров появляется в конце октября и держится примерно 144 дня, до середины апреля, достигая средней высоты 18см.

Среднегодовая относительная влажность составляет 71%. Относительная влажность воздуха в годовом ходе изменяется от 62% в апреле до 81% в августе.

Среднегодовая скорость ветра равна 5,1 м/сек., с преобладанием юго-западного направления.

Гидрографическая сеть города представлена р. Амур, нижним участком течения Амурской протоки и малыми реками. По территории города Амур протекает 40 км участком. Правый склон крутой, обрывистый, сливается с прилегающей крупнохолмистой местностью; левый берег пологий. В настоящее время отмечается интенсивное развитие проток Пемзенской и Бешеной. В них возрастают водность и скорости течения. Увеличиваются высотные и плановые деформации русел. Скорость смещения берегов достигает 10-20 м/год. За счет увеличения пропускной способности проток отмечается уменьшение водности основного русла р. Амур. Это вызывает ряд проблем, связанных с ухудшением условий судоходства, работы водозабора для города и ТЭЦ-3, а также разбавления сбрасываемых сточных вод.