Город Хабаровск, являясь городским округом, участвует в межбюджетных отношениях с другими публично-правовыми образованиями в соответствии с положениями, изложенными в Бюджетном кодексе Российской Федерации. В соответствии со статьей 135 БК РФ в бюджет города могут поступать следующие формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Хабаровского края:
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
- субсидии местным бюджетам;
- субвенции местным бюджетам
- иные межбюджетные трансферты.
Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов, помимо Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулируются и законодательством Хабаровского края, а именно законами, регулирующими предоставление отдельных видов трансфертов.
На протяжении 2000-х гг. наблюдалось стремительное увеличение объема межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету города из бюджета Хабаровского края.
Плановый и фактический объемы межбюджетных трансфертов
в бюджет города Хабаровска за период 1999-2011 гг., тыс. рублей
Годы | Первоначальный бюджет | Отчет об исполнении бюджета |
1999 | 116 081 | 124 929 |
2001 | 190 822 | 190 822 |
2002 | 329 037 | 329 037 |
2003 | 174 512 | 454 152 |
2004 | 671 918 | 928 935 |
2005 | 1 408 157 | 1 668 951 |
2006 | 1 486 007 | 1 730 598 |
2007 | 3 924 973 | 3 872 661 |
2008 | 3 746 719 | 5 188 201 |
2009 | 5 005 756 | 6 107 330 |
2010 | 2 358 735 | 4 216 792 |
2011 | 2 310 519 | 3 524 575 |
При этом на протяжении всего рассматриваемого периода фактически полученные трансферты оказывались равными либо превосходили первоначально утвержденные. В 2003 г. такое превышение составило более 2,5 раза.
Основные изменения, которые ожидаются в системе межбюджетных отношений и которые могут соответственно повлиять на взаимоотношения города, с одной стороны, и Хабаровского края, с другой, обозначены в Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 1123-р.
В Концепции выделены основные направления дальнейшего развития бюджетной системы по улучшению ее качества. Это создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления и дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Комплексная реализация мер, сформированных по данным направлениям, потребует дальнейшего развитие стимулов к увеличению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Например, предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации, а также показателей оценки качества такого процесса. Потребуется проведение мониторинга реализации вопросов местного значения в социальной сфере. Планируется внесение изменений в отраслевое законодательство Российской Федерации, направленных на наиболее полное раскрытие содержания расходных обязательств субъектов Российской Федерации и вопросов местного значения. Кроме того, потребуется внесение изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации и разработка методических рекомендаций по механизму финансового обеспечения региональной и муниципальной кооперации. Большинство предложенных в концепции мер будет способствовать росту финансовых возможностей городского округа. Однако ряд предложенных мер негативно отразится на доходной составляющей бюджета города Хабаровска. В связи с тем, что снижение объемов валового продукта (налогового потенциала) в городе Хабаровске было ниже, чем в других муниципальных образованиях в условиях кризиса, ожидается по крайней мере не улучшение ситуации с получением дотаций и иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета.
Механизм не стимулирует органы местного самоуправления к проведению мер по увеличению налогового потенциала на соответствующей территории, так как в случае более высокого индекса налогового потенциала сократятся дотации на выравнивание.
Аналогичным образом принятие решения по предоставлению органам государственной власти субъектов Российской Федерации права установления единых дополнительных нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты в зависимости от их типов создаст угрозу бюджету Хабаровска, так как нормативы отчислений для городского округа Хабаровск могут быть установлены на более низком уровне, чем они установлены на данный момент.
В то же время иные меры Концепции должны способствовать росту качества муниципального управления в городе и росту его бюджетных возможностей.
Результатами проводимой налоговой политики должны стать:
- создание рациональной и стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать налоговый потенциал города для обеспечения динамичных темпов социально-экономического развития;
- создание благоприятного инвестиционного климата в городе. Увеличение инвестиций, развитие производства неизбежно ведут к расширению налогооблагаемой базы, следовательно, к увеличению поступлений в бюджет города по таким доходным источникам, как налог на имущество, налог на прибыль, налог на землю и добычу полезных ископаемых;
- учет и оптимизация налоговых льгот. В условиях вертикального и горизонтального разделения финансовых и налоговых органов создание эффективной системы учета налоговых льгот крайне затруднено. Создание системы учета и контроля от принятия муниципальной льготы до количественного и качественного анализа объемов и получателей льгот позволит проводить оценку эффективности льготы и соответствия ее бюджетной политике региона.
Основными целями предоставления налоговых льгот являются стимулирование деловой и инвестиционной активности субъектов экономики, развитие и укрепление налогового потенциала, поддержка социально незащищенных категорий налогоплательщиков.
Льготы по налогу на имущество также могут рассматриваться как средство для стимулирования инвестиций. Эти льготы представляются вполне оправданными, так как налог на имущество несет в себе не столько фискальную, сколько регулирующую функцию.
Наряду с предоставлением налоговых льгот необходимо обеспечить более широкое применение таких форм налогового стимулирования инвестиционных процессов, как налоговые отсрочки и инвестиционный налоговый кредит для предприятий, проводящих активную инвестиционную политику. Данные формы налогового стимулирования должны стать одним из основных инструментов налоговой политики, так как предусматривают возврат в бюджет средств, высвобождаемых при льготном налогообложении.