Недействующий

Об утверждении Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года (утратило силу с 31 января 2017 года)

7.6. Разработка предложений по нормативному регулированию в инвестиционной сфере

Основная цель бюджетных инвестиций заключается в поддержании в надлежащем состоянии и расширении социальной инфраструктуры для максимально полного удовлетворения спроса на общественные блага в условиях ограниченных бюджетных ресурсов,

Инвестиционная политика городского округа должна отражать стратегические и среднесрочные приоритеты социально-экономического развития, содержаться в ключевых финансовых документах - среднесрочном финансовом плане и бюджете. Инвестиционная политика должна быть теснейшим образом связана с налогово-бюджетной политикой, долговой политикой и политикой в области муниципальных закупок. Только в этом случае можно обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов общественного сектора. Отличительной особенностью эффективной инвестиционной политики является многолетняя перспектива планирования.

Управление общественными инвестициями является частью муниципальной системы управления бюджетными расходами. Это значит, что задачи и принципы, применяемые в системе управления расходами, применяются и для общественных инвестиций. Особенности управления бюджетными инвестициями связаны с их нерегулярностью (инвестиционные расходы на какой-либо объект не воспроизводятся автоматически в очередном году после завершения инвестиционного проекта, то есть инвестиционные расходы относятся всегда к принимаемым обязательствам бюджета) и многолетним характером, что требует особых подходов к планированию, оценке и утверждению.

Тем не менее, система управления общественными инвестициями выделяется из вопросов управления расходами бюджетов и рассматривается отдельно в связи со спецификой управления общественными инвестициями. Они должны быть тесно увязаны со стратегией развития муниципального сектора экономики, многолетним финансовым планированием, долговой политикой органов публичной власти. Все это требует особого подхода к формированию и управлению инвестиционными проектами и программами, заключению контрактов, имеющих зачастую многолетнюю перспективу, а также к мониторингу и контролю за эффективностью инвестиционных расходов.

Для эффективного управления бюджетными инвестициями необходимо соответствие планов капиталовложений финансовым ресурсам внутри четко очерченных рамок деятельности, устойчивое финансирование этих планов, а также обеспечение органов власти информацией, предупреждающей о возможном невыполнении поставленных целей, для своевременного принятия соответствующих мер.

Основными задачами управления бюджетными инвестициями на муниципальном уровне являются:

1) обеспечение бюджетной дисциплины (расходы на бюджетные инвестиции должны быть реалистичными, осуществляться строго в рамках бюджетных ограничений - не выходить за рамки долговой емкости и соблюдать все ограничения, относящиеся к долгу и дефициту бюджета города, установленные действующим законодательством);

2) обеспечение эффективного распределения инвестиционных ресурсов (управление бюджетными инвестициями должно обеспечить выполнение стратегических и иных приоритетных задач социально-экономического развития, должно ориентироваться на долгосрочное бюджетное планирование);

3) обеспечение эффективного использования инвестиционных ресурсов (должны использоваться методы проектного финансирования, программно-целевой метод, мониторинг и контроль, оценка эффективности).

Для решения поставленных задач целесообразно придерживаться при планировании и осуществлении бюджетных инвестиций ряда базовых принципов.

Во-первых, необходимо согласование долгосрочной и среднесрочной социально-экономической политики с бюджетной инвестиционной политикой.

Эффективное управление инвестициями возможно только при существовании тесной взаимосвязи инвестиционной политики со стратегией социально-экономического развития территории и среднесрочным бюджетным планированием. В идеале эта взаимосвязь реализуется в рамках годового бюджетного цикла. При этом ключевым моментом является четкая взаимосвязь политических решений относительно установления приоритетов и распределения бюджетных ресурсов. Отсутствие такой взаимосвязи крайне негативно сказывается на эффективности инвестиционных расходов и бюджетной политики в целом, поскольку при этом распределение средств между ключевыми задачами социально-экономической политики становится случайным, нестабильным и в целом ориентированным на удовлетворение текущих потребностей в ущерб долгосрочным целям. Таким образом, решение среднесрочных и долгосрочных задач социально-экономического развития становится фактически невозможным.

Во-вторых, должно соблюдаться единство текущих и капитальных расходов. В некоторых зарубежных странах практикуется раздельное планирование текущих и капитальных расходов в рамках бюджетного процесса. Это приводит к отсутствию единой структуры бюджетных расходов и четкой связи функциональных статей расходов с целями и приоритетами социально-экономического развития территории.

Кроме того, необходимо ограничение сферы бюджетных инвестиций. Сфера бюджетных инвестиций в идеале должна ограничиваться только инвестициями, имеющими социальный эффект. Это не означает полного отказа от участия государства в коммерческих проектах, а только подчеркивает, что получение прибыли не должно быть основной целью бюджетных инвестиций.

Также важнейшими элементами при планировании бюджетных инвестиций являются применение проектного подхода и программно-целевого метода, согласование бюджетной инвестиционной и долговой политики.

Соблюдение описанных принципов позволяет не допускать финансовых разрывов при финансировании инвестиционных проектов, эффективно управлять бюджетными ресурсами, сосредотачивать их на самых социально значимых направлениях.

Инвестиционные проекты хозяйствующих субъектов должны быть одобрены Инвестиционным советом и должны предполагать социальную, бюджетную и экономическую эффективность для города.

В то же время нельзя не учитывать необходимость осуществления стратегически важных проектов для дальнейшего экономического и социального развития города. Ведь согласно Стратегическому плану инвестиции в образование и здравоохранение составляют необходимую часть мер по достижению таких целей устойчивого развития, как увеличение численности населения, рост которого, несомненно, будет способствовать дальнейшему росту налоговой базы города. Именно реализация данных мер в том числе способствует основным финансово-бюджетным возможностям города, к числу которых относится рост реальных денежных доходов населения, а следовательно потенциальный рост налоговых доходов бюджета.

Создание дополнительных объектов социальной инфраструктуры приведет к повышению уровня доступности получения бюджетных услуг, что позволит провести реструктуризацию сети бюджетных учреждений. Такие действия при сохранении качества бюджетных услуг позволят провести оптимизацию соответствующих расходов бюджетных учреждений.