(с изменениями на 13 декабря 2013 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 июня 2014 года N 188-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 23 января 2013 года N 5-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2013 года N 427-пр
________________________________
______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 23 января 2013 года N 5-пр - см. предыдущую редакцию.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р, Правительство края
(Преамбула изменена Постановлением Правительства Хабаровского края от 23 января 2013 года N 5-пр - см. предыдущую редакцию).
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную краевую целевую программу Хабаровского края "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее - целевая программа). (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 23 января 2013 года N 5-пр - см. предыдущую редакцию).
2. Контроль за реализацией целевой программы возложить на заместителя Председателя Правительства края по вопросам социального развития Чаюка В.Т. (Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 23 января 2013 года N 5-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2013 года N 427-пр - см. предыдущую редакцию).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
ДОЛГОСРОЧНАЯ КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Хабаровского края
"Доступная среда" на 2013-2015 годы
(с изменениями на 13 декабря 2013 года)
Наименование долгосрочной краевой целевой программы | долгосрочная краевая целевая программа Хабаровского края "Доступная среда" на 2013-2015 годы (далее также - целевая программа) |
Основания разработки целевой программы | Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 633н "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 1225"; |
Ответственный исполнитель целевой программы | министерство социальной защиты населения Хабаровского края |
Соисполнители целевой программы | министерство образования и науки Хабаровского края; министерство здравоохранения Хабаровского края; министерство культуры Хабаровского края; министерство промышленности и транспорта Хабаровского края; комитет по спорту Правительства Хабаровского края; комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края |
Участники целевой программы | органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию) |
Цель целевой программы | обеспечение беспрепятственного доступа (далее также - доступность) к приоритетным объектам и услугам(1) в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных(2) групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Хабаровском крае (далее также - край) |
Задачи целевой программы | совершенствование нормативной правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае; повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае; повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов) в крае; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в крае; преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в крае |
Показатели (индикаторы) целевой программы (в соответствии с показателями Государственной программы) | доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов в крае; доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности(3) края по результатам их паспортизации,(4) среди всех приоритетных объектов и услуг; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в крае; доля учреждений социальной защиты населения края, в которых создана безбарьерная среда, в общем количестве учреждений социальной защиты населения края; доля общеобразовательных учреждений, имеющих универсальную безбарьерную среду, в общем количестве общеобразовательных учреждений края; доля учреждений среднего профессионального образования края, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений среднего профессионального образования края; доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности,(5) среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава в крае; доля инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с Перечнем средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае(6) (далее - краевой Перечень средств реабилитации), в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете; доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в крае; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в крае; доля инвалидов, получивших положительные результаты социальной реабилитации, в общей численности инвалидов, получивших реабилитационные услуги (взрослые (дети) |
Этапы и сроки реализации целевой программы | целевая программа реализуется в один этап 2013-2015 годы |
Объемы и источники финансирования целевой программы | - - общий объем финансирования реализации целевой программы составляет 647 819,8 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 224 888,0 тыс. рублей, в 2014 году - 217 705,1 тыс. рублей, в 2015 году - 205 226,7 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета (прогнозно) 294 754,9 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 77 154,9(7) тыс. рублей, в 2014 году - 108 221,0(8) тыс. рублей, в 2015 году - 109 379,0(9) тыс. рублей; объем средств краевого бюджета 291 300,1 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 122 453,3 тыс. рублей, в 2014 году - 90 339,1 тыс. рублей, в 2015 году - 78 507,7 тыс. рублей; объем средств бюджетов муниципальных образований края (прогнозно) 61 764,8 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 25 279,8 тыс. рублей, в 2014 году - 19 145,0 тыс. рублей, в 2015 году - 17 340,0 тыс. рублей. Объем средств бюджета края по иным программам (справочно) 108 930,0 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 36 280,0 тыс. рублей; в 2014 году - 36 325,0 тыс. рублей; в 2015 году - 36 325,0 тыс. рублей (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 13 декабря 2013 года N 427-пр - см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые результаты реализации целевой программы | 1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в крае; 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае; 3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в крае в целях размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; 5) обеспечение доступности подвижного состава основных видов пассажирского, в том числе наземного электрического и автомобильного транспорта общего пользования; 6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в крае; 7) увеличение числа инвалидов, обеспеченных средствами реабилитации в соответствии с краевым перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, от общего количества инвалидов, состоящих на учете; 8) создание системы повышения квалификации и аттестации специалистов, занятых в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 9) увеличение количества учреждений социальной защиты населения края, в которых создана безбарьерная среда; 10) увеличение доли общеобразовательных учреждений, имеющих универсальную безбарьерную среду; 11) увеличение численности инвалидов и других МГН, систематически занимающихся физической культурой и спортом; 12) увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности; 13) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе |
_________________
(1)Наиболее значимые для инвалидов объекты и услуги, отобранные с участием представителей (не менее трех) общественных организаций инвалидов.
(2)Под приоритетными сферами жизнедеятельности инвалидов и других МГН понимаются сферы: здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, транспорт, информация и связь.
(3)Информация, размещенная в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" графическим отображением значимых приоритетных объектов и услуг на территории Хабаровского края по степени их доступности для инвалидов и других МГН, с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 626.
(4)Технология работы по учету и оценке состояния доступности объектов и оказываемых в них услуг в целях разработки рекомендаций об адаптации для инвалидов и других МГН (предусматривает регистрацию данных в паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры), организованной с учетом методики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 627.
(5)Унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых в нем услуг (сформированный по данным поставщиков услуг и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании объекта).
(6)Перечень средств реабилитации, предоставляемых инвалидам и неработающим гражданам пожилого возраста без группы инвалидности в Хабаровском крае, утвержден постановлением Губернатора Хабаровского края от 29 марта 2006 г. N 68.
(7)Из указанной суммы 18 088,1 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета по отрасли "Образование".
(8)Из указанной суммы 20 000,0 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета по отрасли "Образование".
(9)Из указанной суммы 20 000,0 тыс. рублей - субсидия федерального бюджета по отрасли "Образование".
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
В Хабаровском крае проживает 288,6 тыс. граждан пожилого возраста, что составляет более 20% населения края, и 87,8 тыс. инвалидов, что составляет 6,5% населения края.
Из признанных инвалидами граждан около 5 тыс. являются детьми-инвалидами. Из общего количества инвалидов 31,4% - инвалиды трудоспособного возраста. От общей численности инвалидов, более половины составляют женщины, 32% - не достигли пенсионного возраста(10), 5% - инвалиды по слуху, 3% - инвалиды по зрению. В структуре первичной инвалидности на протяжении ряда лет первое место в крае (41,2%) занимают болезни системы кровообращения, второе место - злокачественные новообразования, третье - болезни костно-мышечной системы, четвертое - последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин.(11)
Каждый четвертый житель края относится к маломобильным группам населения и нуждается в активной поддержке государства и общества.
Обеспечение доступной среды для инвалидов является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности десятков тысяч граждан края, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации.
Согласно Конвенции о правах инвалидов Организации Объединенных Наций от 13 декабря 2006 г., ратифицированной Федеральным законом от 03 мая 2012 г. N 46-ФЗ, государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 02 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ предусмотрены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность их неисполнение.
Нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном и краевом уровнях, обозначены приоритеты в решении этой проблемы.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки населения является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
В целях реализации указанного направления распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы (далее также - Государственная программа), которая содержит комплекс мероприятий, направленных на формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06 декабря 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" утверждена примерная целевая программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр, в качестве одной из первостепенных задач определено повышение эффективности мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и развитие социального обслуживания семей с детьми, пожилых граждан и инвалидов.
В октябре 2011 г. состоялось расширенное заседание Правительства края с участием руководителей общественных организаций инвалидов края. В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 07 ноября 2011 г. N 666-рп "О состоянии, перспективах социального обслуживания инвалидов, ветеранов и граждан пожилого возраста, формировании доступной среды для маломобильных групп населения в Хабаровском крае", принятым по итогам расширенного заседания, министерству социальной защиты населения края поручено разработать проект краевой целевой программы "Доступная среда" на 2013-2015 годы" с учетом предложений органов исполнительной власти края, а органам местного самоуправления рекомендовано разработать мероприятия по обеспечению условий для беспрепятственного доступа МГН к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
Вышеперечисленные правовые акты явились основанием для комплексного решения проблем по формированию доступной среды для МГН.
Опыт организации работы в Хабаровском крае по обеспечению доступной среды жизнедеятельности МГН формировался поэтапно.
Ежегодно, начиная с 1996 года, в крае принимаются программы по социальной поддержке граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих, других категорий граждан, в рамках которых предусмотрены мероприятия, направленные на создание доступной среды для инвалидов. Указанные мероприятия предполагают бесплатное обеспечение средствами реабилитации по краевому перечню; приобретение и ремонт предметов и аппаратуры реабилитации для использования в быту, в том числе слуховых аппаратов и говорящих книг; предоставление мер социальной поддержки инвалидам и МГН по оплате проезда по социальным нуждам, к месту обучения и обратно, оказание материальной помощи. В 2012 году на выполнение одной из таких программ из средств краевого бюджета было выделено 1,2 млрд. рублей.(12)
Большое внимание в крае уделяется повышению качества жизни граждан пожилого возраста. Принята краевая целевая программа "Старшее поколение Хабаровского края" на 2011-2013 годы.(13) В рамках программы осуществляется проведение ежегодного комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, выявление и учет граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальных услугах, оснащение мобильных бригад автотранспортом. Предусмотрено введение новых форм социального обслуживания, таких как создание "школ по уходу за гражданами пожилого возраста, утратившими способность к самообслуживанию" для родственников и социальных работников в учреждениях здравоохранения. Планируется открытие геронтологических отделений в структуре домов-интернатов, создание приемных семей для пожилых граждан. Одним из мероприятий является расширение добровольческой деятельности и волонтерского движения путем привлечения студентов, школьников к проведению краевых акций "Милосердие", "Забота", обучению компьютерной грамотности граждан пожилого возраста.
Расходы краевого бюджета на реализацию этой программы составили свыше 1 млрд.рублей, в том числе в 2011 году - 264,1 млн.рублей и в 2012 году - 367,2 млн. рублей.
В целях ликвидации бедности среди пенсионеров за счет средств краевого бюджета выплачивается региональная социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума. Получателями такой доплаты являются более 36 тыс. пенсионеров, средний размер доплаты составляет 1 873 рублей в месяц.
Для реализации государственной политики в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в крае развивается система социальной реабилитации инвалидов, которая направлена на самореализацию людей с ограниченными возможностями, интеграцию их с обществом.
Ежегодно 50-ю краевыми учреждениями социального обслуживания населения различного вида социальные услуги оказываются более 170 тыс. граждан.
В крае приняты Государственные стандарты социального обслуживания населения Хабаровского края устанавливающие требования к видам социальных услуг, их объему, качеству.(14) Всеми учреждениями социального обслуживания населения приняты стандарты учреждений по основным направлениям организации социального обслуживания.
В течение шести лет в крае работает специализированное учреждение для инвалидов - краевое государственное бюджетное учреждение "Хабаровский центр социальной реабилитации инвалидов" (далее - Центр). В Центре создана и успешно функционирует система комплексной многопрофильной реабилитации. Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с современными требованиями, внедряя новейшие технологии реабилитации инвалидов. Ежегодно курс комплексной реабилитации в Центре проходят 1,5 тыс. жителей края.
С целью приближения услуг к месту проживания людей с ограниченными физическими возможностями с 2009 года открыто отделение социальной реабилитации инвалидов на дому в Нанайском муниципальном районе, обслуживающее 85 человек в год. С 2011 года подобное отделение открыто в Амурском муниципальном районе с охватом 70 человек в год. В 2012 году открыто два отделения социальной реабилитации инвалидов на дому в городе Хабаровске и Хабаровском районе. К 2025 году отделения социальной реабилитации инвалидов на дому планируется создать в тринадцати городских округах и муниципальных районах края.
Большое значение в проведении комплексной реабилитации детей-инвалидов, проживающих в крае, имеет центр реабилитации инвалидов в г. Комсомольске-на-Амуре. Учреждение осуществляет реабилитацию 1,7 тыс. детей-инвалидов в год. В 2011 году открыт Бикинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (с охватом 790 детей-инвалидов в год). В 2012 году после реконструкции введен в эксплуатацию реабилитационный центр для детей и подростков в городе Советская Гавань (с охватом 480 детей-инвалидов в год).
В соответствии со Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр "О Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года", в 2015 году планируется открытие краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями в г. Хабаровске (на 35 стационарных мест).
Методическое обеспечение системы реабилитации в крае осуществляется министерством социальной защиты населения края и организационно-методическим отделением Центра по направлениям: разработка методических рекомендаций для реабилитационных учреждений (отделений); разработка методических рекомендаций для учреждений социального обслуживания населения края иных типов.
Разработка инновационных технологий в сфере социальной реабилитации является составной частью работы Центра по обеспечению качества социальных услуг, более полному удовлетворению нужд клиентов. Поиск новых методик обеспечивает проведение комплексной социальной реабилитации клиента с учетом его основного и сопутствующих заболеваний, так как клиенты учреждения часто имеют противопоказания к традиционно используемым методам реабилитации. В технологию социальной реабилитации внедрены методики по песочной, зеркальной терапии, цветотерапии, аудиовизуальной стимуляции, смехотерапии, ароматерапии с элементами социально-психологической коррекции, адаптации вновь прибывших в Центр клиентов.
Разработаны и используются в работе реабилитационных учреждений методические рекомендации по социальной реабилитации и адаптации инвалидов, имеющих нарушения слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата; алгоритму оценки функционального состояния инвалида (первичный прием); психологическому сопровождению процесса социальной реабилитации; рекомендации для инвалидов и их родственников по проведению массажа и самомассажа; адаптивной физической культуре в позднем восстановительном периоде в зависимости от уровня поражения, при остеопорозе, сахарном диабете и других заболеваниях.
Для клиентов и членов их семей проводятся лекционные курсы в рамках программ "Школа здоровья", "Навыки социального общения", "Юридический лицей". Разработаны и реализуются программы по проведению специализированных курсов социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха и зрения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, учащихся специализированных учебных заведений.