Действующий

Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края" (с изменениями на 28 октября 2024 года)




1. Оценка текущего состояния развития транспортной системы в Хабаровском крае


Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры относятся к приоритетам социально-экономического развития Хабаровского края (далее также - край). Транспорт создает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей, играет важную роль в обеспечении других сфер экономики.


Хабаровский край является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации, его роль возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транспортный комплекс края занимает видное место в структуре валового регионального продукта Хабаровского края, его доля в последние годы составляет 16 - 18 процентов.


Таким образом, эффективное функционирование транспортной системы Хабаровского края имеет не только высокое региональное, но и государственное значение.


Транспортный комплекс края представлен железнодорожным, трубопроводным, водным, воздушным, автомобильным транспортом, городским электрическим транспортом, а также стивидорной и аэропортовой деятельностью.


К общим проблемам транспортной отрасли Хабаровского края относятся:


- низкая транспортная доступность для большинства жителей края, проживающих вне двух крупнейших агломераций - Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре;


- изношенный парк по большинству средств транспорта, таких как железнодорожный, автомобильный, авиационный и водный;


- перегруженность железнодорожной сети, не позволяющая интенсифицировать реализацию множества перспективных инвестиционных проектов;


- низкий уровень электрификации железных дорог (в особенности это касается Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ);


- наличие большого количества лимитирующих участков и отсутствие вторых путей на большей части протяженности БАМа;


- неразвитость наземной инфраструктуры для эффективного использования авиационного транспорта;


- неразвитость береговой инфраструктуры для эффективного использования водных видов транспорта;


- неразвитая система пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок;


- высокие тарифы на транспортные услуги, обусловленные высокой стоимостью энергоресурсов, что ведет к конечному удорожанию товаров и услуг за счет транспортной составляющей.