Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры относятся к приоритетам социально-экономического развития Хабаровского края (далее также - край). Транспорт создает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей, играет важную роль в обеспечении других сфер экономики.
Хабаровский край является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации, его роль возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транспортный комплекс края занимает видное место в структуре валового регионального продукта Хабаровского края, его доля в последние годы составляет 16 - 18 процентов.
Таким образом, эффективное функционирование транспортной системы Хабаровского края имеет не только высокое региональное, но и государственное значение.
Транспортный комплекс края представлен железнодорожным, трубопроводным, водным, воздушным, автомобильным транспортом, городским электрическим транспортом, а также стивидорной и аэропортовой деятельностью.
К общим проблемам транспортной отрасли Хабаровского края относятся:
- низкая транспортная доступность для большинства жителей края, проживающих вне двух крупнейших агломераций - Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре;
- изношенный парк по большинству средств транспорта, таких как железнодорожный, автомобильный, авиационный и водный;
- перегруженность железнодорожной сети, не позволяющая интенсифицировать реализацию множества перспективных инвестиционных проектов;
- низкий уровень электрификации железных дорог (в особенности это касается Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ);
- наличие большого количества лимитирующих участков и отсутствие вторых путей на большей части протяженности БАМа;
- неразвитость наземной инфраструктуры для эффективного использования авиационного транспорта;
- неразвитость береговой инфраструктуры для эффективного использования водных видов транспорта;
- неразвитая система пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок;
- высокие тарифы на транспортные услуги, обусловленные высокой стоимостью энергоресурсов, что ведет к конечному удорожанию товаров и услуг за счет транспортной составляющей.