Недействующий

Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае" (с изменениями на 15 октября 2014 года)

     1.5. Создание и развитие портовой особой экономической зоны в Хабаровском крае

Решение о создании портовой особой экономической зоны "Советская Гавань" на базе морского порта Советская Гавань принято Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1185 "О создании на территории Хабаровского края портовой особой экономической зоны").

Механизм создания ПОЭЗ является одним из механизмов ГЧП, способствующих ускоренному развитию зоны опережающего экономического роста Хабаровского края - Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла (далее - ВСГТПУ).

Проект имеет большое общегосударственное, межрегиональное и международное значение и является обеспечивающим фактором для развития экономики субъектов Российской Федерации, тяготеющих к зоне БАМ: Иркутская, Амурская и Кемеровская области, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Забайкальский и Хабаровский края, Еврейская автономная область, на территории которых реализуются комплексные проекты по добыче и экспорту продукции с месторождений в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР), строительству горно-обогатительных комбинатов, деревообрабытавающих производств и т.д.

Морской порт Советская Гавань имеет выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль и БАМ, федеральную автодорожную сеть через автодорогу "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре", морские международные линии, обеспечивающие ближайший выход на рынки стран АТР. Авиасообщение осуществляется через аэропорт Советская Гавань (Май-Гатка).

При транзите "Европа - Совгавань - США" расстояние по Байкало-Амурской магистрали и морю сокращается до 1000 километров, сроки доставки - до 6 суток, а стоимость перевозки - на 10,0 процентов по сравнению с альтернативными маршрутами.

В порту имеется 17 причалов и причальных сооружений протяженностью около 2600 метров. В 2011 году в порту осуществляли деятельность семь стивидорных компаний (общество с ограниченной ответственностью "Терминал Совгавань", закрытое акционерное общество "Гаваньбункер", сельскохозяйственный производственный кооператив рыболовецкого колхоза "Простор" и др.), основным видом услуг которых является перевалка экспортных и каботажных грузов.

Объем грузопереработки порта в 2008 году составил 347,4 тыс. тонн, в 2009 году - 364,0 тыс. тонн (+ 4,78 процента), в 2010 году - 403,5 тыс. тонн (+ 11,0 процентов), в 2011 году - 705,3 тыс. тонн (+ 75,0 процентов). Доля грузопереработки порта Советская Гавань в общем объеме грузопереработки морских портов Хабаровского края в 2010 году составила 1,7 процента, морских портов Дальневосточного бассейна - 0,6 процента, Российской Федерации - 0,1 процента.

Увеличение в 2011 году доли грузопереработки порта Советская Гавань в общем объеме портов Хабаровского края отражает возрастающий спрос на транспортные услуги по экспорту производимого сырья, формируемого в Амурской области, Республиках Саха (Якутия) и Бурятия, Забайкальском и Хабаровском краях, в такие страны как Китай, Япония и Южная Корея.

Концепцией создания и развития портовой особой экономической зоны в Советской Гавани предусмотрено кластерное развитие региона портово-логистического, биоресурсного, промышленного и судоремонтного. Намечено строительство широкой линейки портовых терминалов вдоль залива Советская Гавань: железорудных, зерновых, угольных, по перевалке минеральных удобрений и других грузов. Планируемый грузопоток в ПОЭЗ к 2020 году составит до 25,0 млн. тонн в год.

В целях реализации государственной политики, направленной на создание ПОЭЗ, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию и функционированию особых экономических зон - Министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Хабаровского края, администрацией Советско-Гаванского муниципального района совместно с управляющей компанией - открытым акционерным обществом "Особые экономические зоны" проведена большая организационная работа, которая позволила перейти в практическую фазу создания ПОЭЗ.

Заключено Соглашение о создании ПОЭЗ, утверждена Концепция создания и развития ПОЭЗ, определены границы первой очереди ПОЭЗ, переданы в управление и распоряжение Министерству экономического развития Российской Федерации земельные участки, урегулированы полномочия по взаимодействию сторон. Сформирован и действует наблюдательный и экспертный советы ПОЭЗ.

Совокупный расход из консолидированного бюджета Хабаровского края на выполнение Комплекса мероприятий по разработке Перспективного плана развития ПОЭЗ за 2010-2011 годы составил 10,5 млн. рублей.

Ведется разработка Проекта планировки территории ПОЭЗ с учетом предложений потенциальных резидентов.

В целях обеспечения деятельности резидентов ПОЭЗ организована разработка проектно-сметной документации для строительства тепло-электроцентрали (далее - ТЭЦ) в г. Советская Гавань, объектов водоснабжения и внешних обслуживающих автодорог на мыс Мария и мыс Вячеслава.

Ведется реализация проекта "Реконструкция участка Оунэ-Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань" и открытие ранее закрытых железнодорожных станций, строительство автомобильной дороги "Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре".

С учетом перспективного развития ПОЭЗ и расширения ее территории до 4,5 кв. километров проводится работа по вовлечению неиспользуемых земель и объектов недвижимости в бухтах Юго-Западная и Северная, находящихся в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации, в хозяйственный оборот с последующим их включением в границы ПОЭЗ, прорабатываются вопросы по резервированию свободных земельных участков, прилегающих к территории ПОЭЗ, для размещения промышленных производств с высокой добавленной стоимостью.

Потенциал развития ПОЭЗ составляют следующие факторы: благоприятные природно-климатические условия бухты, транспортная доступность, близость к месторождениям полезных ископаемых в зоне БАМа, близость к основным экспортным рынкам АТР, близость к высокоэффективным районам вылова биоресурсов Охотского моря и Татарского пролива, наличие узкопрофильных учебных заведений для подготовки специалистов рабочих специальностей на территории края и Советско-Гаванского муниципального района, благоприятная деловая среда, формирующаяся за счет льгот и преференций резидентам ПОЭЗ.

Ключевыми проблемами, сдерживающими создание и развитие ПОЭЗ, являются:

- низкие темпы развития БАМа и транспортной инфраструктуры на подходах к ПОЭЗ;

- низкая эффективность деятельности резидентов ПОЭЗ;

- недостаточный объем инвестиции в освоение природных ресурсов на территории, прилегающей к БАМу;

- низкая конкурентоспособность ПОЭЗ по сравнению с портами Дальнего Востока при привлечении сильных резидентов и грузопотоков.