Недействующий

Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае" (с изменениями на 15 октября 2014 года)


Таблица 2

Динамика поступления иностранных инвестиций

     

(тыс. долларов США)

Показатели

2008 год

в процентах к итогу

2009 год

в процентах к итогу

2010 год

в процентах к итогу

2011 год

в процентах к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Иностранные инвестиции - всего

240 174

100,0

265 089

100,0

418 652

100,0

118 446

100,0

в том числе

прямые инвестиции

61 196

25,5

33 709

12,7

59 593

14,2

92 282

77,9

прочие инвестиции

178 979

74,5

231 380

87,3

359 059

85,8

26 164

22,1



В 2008-2010 годах в структуре иностранного капитала преобладали прочие инвестиции (в среднем 83,3 процента), в основном поступающие в виде торговых и прочих кредитов. Доля прямых инвестиций в суммарном объеме иностранных инвестиций за этот же период составила 16,7 процента. В 2011 году, несмотря на общее снижение объема иностранного капитала, резко возросла доля прямых инвестиций (до 68,8 процента), что связано с проводимой краевой государственной политикой по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику края, оказавших влияние на рост взносов в капитал зарубежных совладельцев организаций.

Основными странами-инвесторами края за период 2008-2011 годов выступили Кипр, Малайзия, Австрия, Багамские острова и Британские Виргинские острова.

Наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала являются следующие виды экономической деятельности: обрабатывающие производства (металлургическое производство, обработка древесины, производство нефтепродуктов), транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (включая геологоразведочные работы в области изучения недр), добыча полезных ископаемых.

Крупнейшими иностранными инвесторами края являются американская компания "Эксон Нефтегаз Лимитед", малазийский холдинг "Римбунан Хиджау", британская компания "Хайлэнд Голд Майнинг", корейская акционерно-строительная компания "Керенг".

Правительством края проводится постоянная работа по качественному улучшению инвестиционного климата в регионе и развитию инвестиционной деятельности.

В 2011-2012 годах произошли существенные изменения в части законодательного регулирования инвестиционных процессов в крае.

Принят Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае" и ряд подзаконных актов. В частности, утверждено положение о сопровождении крупных инвестиционных проектов. Механизм сопровождения инвестиционных проектов направлен на решение возникающих вопросов и преодоление административных барьеров на пути инвесторов, что будет способствовать доведению планируемых проектов до реального воплощения и успешному осуществлению уже реализуемых проектов. В рамках этого направления проведена модернизация инвестиционного совета при Правительстве края, создается система по сопровождению инвестиционных проектов через механизм кураторства.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10 сентября 2011 г. N 591-р определен инвестиционный уполномоченный в Хабаровском крае, в задачи которого входит оказание содействия инвесторам в решении вопросов, возникающих при реализации проектов и выработка предложений по устранению факторов, препятствующих развитию инвестиционной деятельности в крае.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 февраля 2012 г. N 33-пр утвержден Порядок принятия решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в краевой бюджет, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 марта 2012 г. N 69-пр утвержден Порядок рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами.

Сформирована и обновляется в постоянном режиме база данных по инвестиционным проектам и предложениям края, определены индустриальные площадки и свободные земельные участки для реализации проектов.

В целях привлечения средств частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры разработана нормативная база для применения механизмов государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП). Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 марта 2012 г. N 55-пр "О мерах по реализации на территории Хабаровского края инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства", утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти края для осуществления отбора инвестиционных проектов в целях участия края в ГЧП, Порядок проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП и (или) договора аренды в отношении объектов, распоряжение которыми отнесено к полномочиям края, рассмотрения и оценки конкурсных предложений и Порядок формирования конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашения о ГЧП и содержание конкурсной документации для поведения вышеуказанного конкурса.

Кроме этого, для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в реализацию инвестиционных проектов на территории края, осуществляется взаимодействие с институтами развития: государственной корпорацией "Внешэкономбанк", Инвестиционным фондом Российской Федерации, Европейским банком реконструкции и развития.

Вместе с тем существует ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие инвестиционных процессов:

- недостаток эффективных инвестиционных проектов для коммерческого инвестирования;

- низкое предложение подготовленных к размещению инвестиций, промышленных площадок ("инвестиционных площадок") с проработанными вопросами обеспечения транспортной, инженерной, энергетической инфраструктурами;

- недостаточный уровень развития механизмов привлечения частных инвестиций для строительства энергетической, транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктур, включая использование механизмов ГЧП;

- недостаточное использование механизма сопровождения инвестиционных проектов;

- отсутствие эффективной системы продвижения (инвестиционного имиджа) края в Российской Федерации и за рубежом;

- слабое участие хозяйствующих субъектов в выездных имиджевых мероприятиях и продвижении инвестиционных проектов;

- низкий уровень информационного сотрудничества с национальными и международными информационно-аналитическими, рейтинговыми агентствами, ведущими экспертно-консалтинговыми группами;

- недостаточный уровень квалификации и подготовки специалистов по вопросам привлечения инвестиций и продвижения инвестиционных проектов на муниципальном уровне;

- сложность и длительность процедур подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, высокая стоимость подключения;

- административные барьеры на пути инвесторов на всех стадиях реализации инвестиционных проектов, в том числе возникающие при: