Динамика поступления иностранных инвестиций
(тыс. долларов США) | |||||||||||
Показатели | 2008 год | в процентах к итогу | 2009 год | в процентах к итогу | 2010 год | в процентах к итогу | 2011 год | в процентах к итогу | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Иностранные инвестиции - всего | 240 174 | 100,0 | 265 089 | 100,0 | 418 652 | 100,0 | 118 446 | 100,0 | |||
в том числе | |||||||||||
прямые инвестиции | 61 196 | 25,5 | 33 709 | 12,7 | 59 593 | 14,2 | 92 282 | 77,9 | |||
прочие инвестиции | 178 979 | 74,5 | 231 380 | 87,3 | 359 059 | 85,8 | 26 164 | 22,1 |
В 2008-2010 годах в структуре иностранного капитала преобладали прочие инвестиции (в среднем 83,3 процента), в основном поступающие в виде торговых и прочих кредитов. Доля прямых инвестиций в суммарном объеме иностранных инвестиций за этот же период составила 16,7 процента. В 2011 году, несмотря на общее снижение объема иностранного капитала, резко возросла доля прямых инвестиций (до 68,8 процента), что связано с проводимой краевой государственной политикой по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику края, оказавших влияние на рост взносов в капитал зарубежных совладельцев организаций.
Основными странами-инвесторами края за период 2008-2011 годов выступили Кипр, Малайзия, Австрия, Багамские острова и Британские Виргинские острова.
Наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала являются следующие виды экономической деятельности: обрабатывающие производства (металлургическое производство, обработка древесины, производство нефтепродуктов), транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (включая геологоразведочные работы в области изучения недр), добыча полезных ископаемых.
Крупнейшими иностранными инвесторами края являются американская компания "Эксон Нефтегаз Лимитед", малазийский холдинг "Римбунан Хиджау", британская компания "Хайлэнд Голд Майнинг", корейская акционерно-строительная компания "Керенг".
Правительством края проводится постоянная работа по качественному улучшению инвестиционного климата в регионе и развитию инвестиционной деятельности.
В 2011-2012 годах произошли существенные изменения в части законодательного регулирования инвестиционных процессов в крае.
Принят Закон Хабаровского края от 23 ноября 2011 г. N 130 "О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае" и ряд подзаконных актов. В частности, утверждено положение о сопровождении крупных инвестиционных проектов. Механизм сопровождения инвестиционных проектов направлен на решение возникающих вопросов и преодоление административных барьеров на пути инвесторов, что будет способствовать доведению планируемых проектов до реального воплощения и успешному осуществлению уже реализуемых проектов. В рамках этого направления проведена модернизация инвестиционного совета при Правительстве края, создается система по сопровождению инвестиционных проектов через механизм кураторства.
Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 10 сентября 2011 г. N 591-р определен инвестиционный уполномоченный в Хабаровском крае, в задачи которого входит оказание содействия инвесторам в решении вопросов, возникающих при реализации проектов и выработка предложений по устранению факторов, препятствующих развитию инвестиционной деятельности в крае.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 февраля 2012 г. N 33-пр утвержден Порядок принятия решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в краевой бюджет, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 22 марта 2012 г. N 69-пр утвержден Порядок рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами.
Сформирована и обновляется в постоянном режиме база данных по инвестиционным проектам и предложениям края, определены индустриальные площадки и свободные земельные участки для реализации проектов.
В целях привлечения средств частных инвесторов для реализации проектов в социальной сфере и в области развития инфраструктуры разработана нормативная база для применения механизмов государственно-частного партнерства (далее также - ГЧП). Постановлением Правительства Хабаровского края от 14 марта 2012 г. N 55-пр "О мерах по реализации на территории Хабаровского края инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства", утвержден Порядок взаимодействия органов исполнительной власти края для осуществления отбора инвестиционных проектов в целях участия края в ГЧП, Порядок проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП и (или) договора аренды в отношении объектов, распоряжение которыми отнесено к полномочиям края, рассмотрения и оценки конкурсных предложений и Порядок формирования конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашения о ГЧП и содержание конкурсной документации для поведения вышеуказанного конкурса.
Кроме этого, для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в реализацию инвестиционных проектов на территории края, осуществляется взаимодействие с институтами развития: государственной корпорацией "Внешэкономбанк", Инвестиционным фондом Российской Федерации, Европейским банком реконструкции и развития.
Вместе с тем существует ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие инвестиционных процессов:
- недостаток эффективных инвестиционных проектов для коммерческого инвестирования;
- низкое предложение подготовленных к размещению инвестиций, промышленных площадок ("инвестиционных площадок") с проработанными вопросами обеспечения транспортной, инженерной, энергетической инфраструктурами;
- недостаточный уровень развития механизмов привлечения частных инвестиций для строительства энергетической, транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктур, включая использование механизмов ГЧП;
- недостаточное использование механизма сопровождения инвестиционных проектов;
- отсутствие эффективной системы продвижения (инвестиционного имиджа) края в Российской Федерации и за рубежом;
- слабое участие хозяйствующих субъектов в выездных имиджевых мероприятиях и продвижении инвестиционных проектов;
- низкий уровень информационного сотрудничества с национальными и международными информационно-аналитическими, рейтинговыми агентствами, ведущими экспертно-консалтинговыми группами;
- недостаточный уровень квалификации и подготовки специалистов по вопросам привлечения инвестиций и продвижения инвестиционных проектов на муниципальном уровне;
- сложность и длительность процедур подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, высокая стоимость подключения;
- административные барьеры на пути инвесторов на всех стадиях реализации инвестиционных проектов, в том числе возникающие при: